Яр-Сале – Лабытнанги, 28-31 августа.

 

 

Утром следующего дня собрали и пожарили грибов, дважды позавтракали, поели спелой брусники, которой оказалось здесь довольно много, и начали отсюда выбираться, думая, что из этого разлива мы выберемся легко.  Часа три, литра 2 бензина и одно весло ушли на то, чтобы нас в этой легкости переубедить. Здесь уже не спрыгнуть за борт на мели. Вернее, спрыгнуть, конечно,  можно, но только для того, чтобы провалиться по пояс. Весло так и ушло, с легкостью погрузившись в ил по самую рукоятку, при попытке протолкнуть катамаран. Ну и при следующей попытке (использовать его как рычаг), лопасть  осталась навсегда в иле. Слезли кое-как, и вернулись к балкУ. Вперед пути не было, но местные явно стояли в параллельной протоке, мы много проходили ответвлений в эту самую параллельную.  Ближайшее было километрах в полутора в обратную сторону, параллельная (и явно лучшая) реальность струилась от нашей стоянки метрах в 300 (я доходил до нее, пока утром гулял и осматривался), и текла при этом в сторону противоположную. Возможно, это нам и надо. Так и получилось. Дальше обошлись без приключений. В правильной реальности (протоке) встретили вчерашнюю моторку, которая подтвердила, что забрались мы в ерик боковой, но теперь идем правильно, и что через пару километров окажемся в основном русле, а там уже и до Оби рукой подать, и до Яр-Сале – тоже, но поселок будет уже в обратную сторону. В поселок мы не пошли, а пошли прямиком в Обь. На выходе из протоки стоит на якорях земснаряд, от него отходит груженый буксир, идет он в Обь, впереди – еще один, навстречу – еще, проходит пассажирский катер (идет в Яр-Сале), в общем, движение, как в канале им. Москвы.

Выходим, наконец, на обские просторы. Баржи разного размера и назначения, буксиры, земснаряды, краны плавучие – десятки разных кораблей либо движутся, либо на якоре стоят. Дааа, это тебе не Енисей.… Тут ушки нужно на макушке держать, чтобы ни под кого не подлезть.

Ветер несильный, балла два, пока вроде почти тепло и даже немного солнечно. В-с-в, а нам на в-ю-в, т.е. бейдевинд, практически настолько крутой, насколько мы можем идти. Ничего, можно идти, горючего, конечно, мало совсем осталось, литров 5-6, течение встречное и даже здесь, внизу, уже километра 1,5-2 в час. Под парусом идти надо, пока ветер позволяет, поселки начнутся. Заправимся в случае чего. Обстановка стоит, погода идти позволяет. Посмотрим, что будет к ночи, как она светить будет, эта обстановка, там решение примем, идти или стоять. «Спустилась ночь, закат погас, идем сквозь ночь на юг. Согреют дома руки нас детей, жен, и подруг», - приходит в мою голову, измученную всевозможными рифмами, четверо- и двустишьями. В первые две недели совместного плавания мы со штурманом вообще только стишками говорили, сейчас уже утомились, больше прозой переругиваемся (с усталости, конечно).  Но записано всяких прибауток и текстов будущих песен немало, и потихоньку домысливается и домысливается.  И дневник ведется, и навигатор точки забивает каждый вечер, на ходу, на приметных местах, на каждой стоянке. Бегут обские валы, качаются, возвращается «Негордый», подходит к концу наше затянувшееся плавание.… 

…Мигает в кромешно черной ночи красными и белыми огоньками судовая обстановка, в волнах отражается Полярная звезда, лунная дорожка тянется до дальнего берега, гомонят во сне чайки, устроившиеся на ночлег на мысах, обгоняют нас пассажирские и грузовые теплоходы. Иван отдыхает сейчас, я ставлю себе крепкий кофе, чтобы согреться и не уснуть на руле,  ухожу на край судового хода, пока ветер невстречный и река позволяет, и зажигаю круговой клотиковый огонь.  Одиночная ночная вахта, она на всякие мысли щедра. Вспоминается многое, например, как мы с моим старым другом и старпомом 2007-10 гг. Павлом Демченко ходили в далеких 80-х первый раз по Архангельской области, по озерам и реке Онега. Тоже весь поход стихами разговаривали…. Воды с тех пор много утекло, и вместо того, чтобы мечтать, жить и путешествовать, пришлось некоторое время выживать. Сейчас – пришло время отдать долги самому себе, 30-летнему, готовому еще тогда  ко многому, но - неслучившемуся.  Сколько еще так вот плавать, зачем и кому все это нужно? – тоже в такие минуты мерцает. Романтики тут нет и рядом, а что тогда?... древняя человеческая мечта оказаться наедине с первозданной природой, за гранью цивилизации, за гранью изведанного…. Или это устоявшийся с юных лет образ  мысли и связанный с ним образ жизни заставляет двигаться дальше и дальше… и еще смутная надежда, что не один ты такой, что всегда кто-то далекий по расстоянию, но близкий по духу собрат-сомышленник делает все то же самое, и путешествует, и сомневается, и выходит за грань обыкновенного для большинства людей… Мне жаль тебя ужасно, уважаемый собрат или просто случайный сочувствующий, читающий сейчас эти сбивчивые рассуждения, тебе пришлось немало потрудиться, продираясь сквозь однообразное, скучное и занудное повествование, в котором один день как две капли воды похож да другой… но одновременно испытываю я глубочайшее восхищение тобой, твоим терпением и любовью к странствиям, мой собрат по разуму, добравшийся до этого места моего рассказа!...  В такие минуты, которые иногда случаются почти со всеми, и начинаешь понимать, зачем все мучения и тяготы. Именно для того, чтобы испытать особое очарование спокойной ночной вахтой, отражением светил, пляшущих  в волнах, береговыми огнями, насладиться тишиной, нарушаемой лишь шуршанием кильватерной струи.… В такие минуты, насомневавшись вдоволь, вдруг понимаешь, что пойдешь ты в море снова и снова, и, пока ты дышишь, так и будет продолжаться!..

…Светает уже, однако, вокруг - розово и дымчато. До п. Салемал около 30 километров, он немного в стороне, в глубоком заливе или протоке. По идее, заправиться бы нужно на всякий случай, километров 170 еще идти, как вдует встречный, так и застрянем мы тут еще на неведомо сколько. Деревянные лодки и баркасы стоят на якоре посреди реки, людей в них нет. Может, спят хозяева внутри на сланях? Подходим поближе. Нет, действительно нет никого. Но наше движение привлекает внимание неспящих наблюдателей. От берега отделяется еще одна лодка, и идет к нам. Рыбаки, то, что нужно, из Салемала. Да, есть горючее, связь, магазины. Пьем чай, они угощают свежим чиром. Выбираем самого маленького, который все равно около полутора килограммов. Нет, здесь 5 литров налить не могут, сами ни с чем останутся. Вооон, стоит баркас с подвесником, у них просите. Нет там никого? Ну, значит, в Салемале возьмете у частника.

Идем, значит, в Салемал. Штилеет, приходится включить железный фордак. К Салемалу вообще бензина литра 3 остается. Идем по разноцветному поселку (а они все на Оби разноцветные, декоративными панелями и черепицей покрытые, видно, что есть тут у людей и работа, есть и заинтересованность (и возможность) у  властей хоть как-то что-то делать. Впрочем, как и во всех местах, так или иначе связанных с добычей нефти или газа… а чуть в сторону – и как на другую планету попадаешь. Заливаем 15 литров на всякий случай, покупаем пиво, свежие овощи, еще всякую мелочь, связываемся с домом, узнаем прогноз (дрянь погода на ближайшие два дня, холодно, дождь и ветер около 10 м/с назавтра, а на послезавтра – еще круче). Но  – ветер невстречный, северо-запад. Пройдем, а горючее не понадобится больше. Так и вышло. Едва отошли от Салемала, начало раздувать, и вскоре мы летели (против течения 3-4 км/час) со скоростью относительно неподвижного берега 15-17, до 20 км/час. Обь здесь неширокая (километр, иногда полтора), но - прямая, ветер вдоль русла дует, волна тут же образовалась, «Негордый» зарывается в нее на такой скорости по самую рубку иногда. Лодка уже практически пустая, это Иван в рубке на передней палубе дифферент на нос дополнительный создает. Волна пару раз перехлестнула через рубку, добыл я штурмана  из сна, на корму пусть идет для правильного дифферента. В общем, пролетели 80 км до п. Аксарка за 5 часов, иногда отдыхая в затишке минут по 20 у наветренного берега или за островом.

Остановились, с такими ходами и ветрами не нужно ночью идти.  Не там остановились, где следовало, попутал-таки бес любопытства. Увидели на берегу скопление барж и буксиров древних, заброшенных, сопки за кораблями, лесом поросшие, ну и подошли, мня любопытство свое утешить, а заодно и укрывище от пронизывающего ветра обрести. Укрывище, конечно, обрели, и любопытство свое утешили, в конце концов. Но не сразу, далеко не сразу. А для начала пришлось досок натаскать к берегу, и мостков проложить метров 30, чтобы в глину не проваливаться. Справедливости ради, все берега на Оби, сколь-нибудь потверже, заняты либо рыбаками, либо чумами, либо поселками. Топкие в основном берега, хоть и холмы совсем рядом.

Пьем немножко водку, закусываем салатом, рыбой, от ветра спрятавшись за старым дебаркадером.

Утром ветер к юго-западу встал, нам уже в галфвинд, ну да ничего, вдоль наветренного берега идти можно. И вдувает так, что уже под штормовым гротом пойдем те же самые 15-18 км/час против течения.

…Поздно мы проснулись, намаявшись вчера вечером с мостками и обустройством лагеря. Опять же, не могли корабли утром не обследовать. На сопки сходили, на деревья почти настоящие посмотрели впервые за месяц. Брусника в лесу – закачаешься! Крупная, как клюква, и бордовая уже. На вершине (точнее, почти на вершине) ближайшего холма вельбот стоит в кустах почти целый, остатки бытовок, кровати, печки-буржуйки, лебедки валяются, была тут, видимо, ремонтная база когда-то.

Ну а в сопках, бруснику собирая и по сторонам не глядя, я вдруг услышал тяжелые взмахи крыльев. Беркута, значит, спугнул, и висел теперь тот беркут надо мной на высоте метров десять, (а показался он мне от неожиданности размером с птицу Рух, 2,5 метра крылья у него в размахе достигают), и внимательно оценивал мои размеры. Размеры мои его с одной стороны устроили («есть этого долго можно будет, и друзья довольны будут»), с другой стороны, как птица здравая, он правильно оценил ситуацию, и ушел секунд через тридцать парить по другим делам.

Поздно мы вышли на этот раз, часа в два. Выходили на стакселе в полный бейдевинд, веслом помогая. Дальше – опять полет (теперь уже на штормовом комплекте парусов) в пене и в некрупной, но зубастой волне, наперегонки с «Ярославцем», который часа три не мог нас догнать, и догнал только, когда мы совсем под берег наветренный подошли передохнуть и обед в ветровом затишье себе приготовить. Незачем было приходить, на ночь глядя, в Лабытнанги, поэтому напротив лыжного стадиона Салехарда встали на острове с подветренной стороны, далеко не сразу найдя относительно твердое место. Все равно кругом была  топь, вода совсем недавно на метр выше стояла, поэтому и вязко. До Лабытнанги километров 20, завтра с утра дойдем в любом случае.

…Ночью ветер только крепчал. Отцепив шкоты от шкотового угла, вручную плотнее закрутили стаксель, и перевязали его нижнюю часть до середины, чтобы ветром не раскрутило. Как позже выяснилось, и не зря, и зря.

Утром ветер совсем разошелся. Вся река в пене, полкилометра до наветренного берега, волна уже полметра, и жестка и часта, как штакетник в заборе. Выбрались из-за острова на стрежень, идти нам таким курсом в бейдевинд к берегу километров пять, острее в таких условиях на штормовом гроте не получится. Свистит стихия, пеной плюется, а тут еще и стаксель (верхнюю его треть, до середины подвязанного) раскрутило, и хлопает он оглушительно. Нет, скрутить сейчас вручную не получится, резать жалко, так и идем, ждем, когда сам разлетится. Долго он не разлетался, да и когда решил-таки, то тоже не полностью разлетелся, шкаторина только треснула задняя, а булинь целый остался. Забегая вперед, скажу, что для гонок это, конечно уже, не стаксель, а для походов еще пригодится после ремонта. В основной Лабытнангский порт на Оби не пошли, знали, что протока есть еще одна, что в город ведет. Справились у местных – да, вот она, метров через пятьсот, там и до станции ближе. В этой протоке пришлось последние 2 или 3 километра идти уже под мотором. Причем, уже у самых причалов, где сопки пониже, метров 100 против ветра мы шли минут 15, иногда назад пятясь. Зато, когда выяснилось, что если мы совсем рядом с железнодорожным вокзалом встать хотим, то теперь нам обратно надо… пошли мы уже по ветру под голым рангоутом со скоростью 10-12 км/час, лавируя между топляков и брошенных буксиров. Пришли на территорию старого причала (точнее на то, что от него осталось). Стоит одинокая «Обь», других лодок нет, есть еще рундуки, видимо, с барахлом водномоторным, замкИ висят. Людей нет поблизости, но площадка травянистая для антистапеля есть. Нормально, 11-45, Желдорэкспедиция в 500 метрах, вокзал – в километре или чуть более. Сойдет, начинаем.

Было это в пятницу 31 августа. Ровно месяц прошел, как вышли мы из Дудинки. В выходные  Желдорэксп не работал, поэтому антистапелиться можно было не торопясь, под пиво. Так и поступили. Холод и ветер не располагали к установлению рекордов по пиву, разборке катамарана и упаковке снаряжения. Поэтому закончили только утром в воскресенье, погуляв по городу и взяв билеты до Москвы. Денег с учетом того, что транспортные расходы нам в Красноярске пришлось оплачивать второй раз, с учетом того, что поход затянулся дней на 7-10, а также с учетом пивного голода, оставалось  в обрез, но хватило-таки и доехать с этим самым пивом каждому в свой город, и снаряжение довезти.

В понедельник, 3 сентября, в 8-00 мы на складе транспортной конторы. Склад пустой, там только охранник, но скоро приходит и экспедитор, взвешивает и переписывает груз. Контора открывается в 9-00, поезд в 9-50. Минут двадцать уходит в офисе на оформление груза, еще минут 15 идти не торопясь, пешком до вокзала.  Все, домой. За окнами проплывают чахлые сосенки, озерца, прозрачные реки, потом сопки (отроги северного Урала), красиво за окнами, солнышко светит, как будто и не было последних штормовых дней…

Закончен поход. 

…Да, еще. Закупленный в Салемале бензин так и не пригодился.

 

            

 

            

 

            

 

            

 

      

 

Фото Яр-Сале - Лабытнанги ЗДЕСЬ  и  ЗДЕСЬ

 …Оглядываясь назад, могу сказать, что единственное, что нам не удалось выполнить из задуманного – так это закончить наш поход 22-25 августа. Причин этому две – отсутствие прогноза и необычно ветреная погода для августа. Нельзя сказать, что с погодой нам категорически не повезло, наверное, могло быть и хуже. Но если сравнивать с предыдущими моими плаваниями примерно в те же сроки и по подобным акваториям – наверное, это было самое сложное мое плавание в смысле погодных условий.

В целом, могу утверждать, что на подобном катамаране подобные плавания совершать можно без большого риска для участников. Но только – при тщательной подготовке участников и снаряжения и заблаговременной проработке маршрута, а также при наличии у этих самых участников достаточного мореплавательного и походного опыта. Можно – и более серьезные. У нас, к счастью, было все необходимое. Я крайне отговариваю читателей этого отчета от скоропалительного вывода вроде «А, ребята прошли, все у них было нормально, значит, и другие смогут». Кто-то, без сомнения, сможет и большее свершить. Но, поверьте уж, и процесс подготовки, и само плавание,– это очень серьезный и тяжелый труд.

Ну и – огромное спасибо обоим участникам, старпому-штурману Ивану, а также Наташе, я был рад оказаться с вами на одном корабле. Огромное спасибо всем, кто нам встретился и помог, или советом, или рассказом, или топливом, или просто четким и аккуратным исполнением своих служебных обязанностей. Наши простые российские люди – самые лучшие в мире, где б они не жили, в Архангельске или в Сибири, или на Дальнем Востоке. В этом я всегда был убежден, убедился и в этот раз!

 

…Прощай же бездна, волн полна

(Волнам нет счета, бездне – дна),

Здесь  в такт дыханию стихий

Мерцали ноты и стихи…

 

Ну и, наконец, главный итог. Он состоит в том, что, как всегда, после бурно проведенного лета, хорошее настроение, силы  и желание двигаться дальше – меня не покидают.  А это значит – продолжение последует. Корабль в полном порядке, и не показал всего, на что способен. Пока в планах – замкнуть участок Северного Морского Пути до Архангельска. Это значит, Дудинка – Архангельск, или Лабытнанги – Архангельск, т.е. с востока на запад. Или – с запада на восток, что сложнее из-за господствующих ветров, но проще по ледовой обстановке. Возможны подобные варианты с другими точками старта и финиша, но не восточнее Тикси. Смысл всего этого – показать, что при грамотном планировании и прохождении маршрута, легкий разборный парусный катамаран способен преодолевать серьезные расстояния по серьезным акваториям. Не имея достаточного бюджета на дорогостоящую заброску и выброску всего снаряжения на Тихом океане, в теплых европейских или азиатских морях, пока мы планируем только относительно бюджетные варианты. Спонсоров не из числа будущих участников искать не планируется, а планируется личная инициатива и личный энтузиазм этих самых участников. Приглашаются не только отдельные участники без собственного катамарана, но и экипажи похожих по размерениям, ходовым и мореходным качествам легких разборно-надувных судов для совместного похода. География проживания не важна. Походный и парусный опыт необходим. Возможно участие на одном из этапов, т.е. неполное прохождение маршрута. Ориентировочные сроки: конец июня – середина августа. Обсуждение через почту, negordy@list.ru.

При тщательной подготовке переход Лабытнанги – Архангельск или, если размечтаться, Тикси – Дудинка – реальность. В общем, поживем – увидим.

 

Джонни, о нас

 

Джонни-ковбой, обласкан судьбой,

На счастье свое ль, на беду,

Брел, спотыкаясь из бара домой,

Кобылу вел в поводу.

И думал сердито "Мое же ты е,

На счастье свое ль, на беду

Брошу дом, землю и ранчо свое,

И с моряками уйду!.."

 

Джонни трубку набил в спальне своей,

И вскоре начал дремать.

Он слышал за стенкою гомон детей,

И как бранила их мать.

Приснилось ему: в паруса ветер дул,

И клипер, а может быть, барк

Шел с эскортом в полсотни акул,

И Джонни во сне был моряк.

 

Давно уж скрылась из виду земля,

Лишь светила плясали в волнах.

И Джонни стоял у руля корабля,

Ножом ковыряя в зубах.

...А где-то в далеких и странных морях

Пассат уверенно дул.

Шел клипер "Си Игл" на всех парусах

С эскортом в полсотни акул.

 

Средь них одноглазый сновал кашалот

(Свой глаз потерял он в бою

С ужасным кальмаром), и кличку "Проглот"

Оправдывал, в общем, свою.

Нес штурман Ден Харп свою вахту, скучал,

Портовых подруг вспоминал.

Минуты до смены своей он считал,

И ножом в зубах ковырял.

 

Но вот корабельные склянки гремят,

Ден Харп свою вахту сдал.

Приснилась ему Мери О'Харт,

И с пивом вспотевший бокал.

Приснилось ему, немного деньжат

На службе своей он скопил.

Вернулся домой, взял в жены О'Харт,

Дом, землю и ранчо купил.

 

Во сне он, вдоволь хлебнувши пивка,

На счастье свое ль, на беду

Знакомой тропинкою из кабака

Кобылу вел в поводу.

И думал, конечно:"Ах, е ж ты ж мое!.."

...Как мир, нескончаем рассказ

Про кисло-горькое, блин, бытие,

Про море, про жизнь, про всех нас.

 

Спал Джонни, обнявшись с женою своей,

Спал штурман, "Си Игл" шел и шел.

И снились друг другу двое славных парней,

Все будет у них хорошо.

Корабль бросит якорь в далеком порту,

Где бриз предзакатный, как шелк...

Раз люди сумели поверить в мечту,

Все будет у них хорошо!

Корабль наш однажды бросит якорь в порту,

Где солнце и ветер - как шелк.

Уж раз мы сумели поверить в мечту,

Все будет у нас хорошо!

 

В начало

Содержание предыдущей серии (Ямбург-Яр-Сале)

Краткое содержание (дневник, итоги)

 

Все путешествие:

 

Этап 1, Река. Начинаем!

Ворогово - Туруханск

Туруханск – Дудинка

Этап 2, Море. Дудинка – о. Ровный

О. Ровный – Тадебе

Тадебе

Тадебе – Ямбург

Ямбург – Яр-Сале

Яр-Сале – Лабытнанги

Приложения:

Словарь

Песенки и клипы

Необренданы

Джонни, о нас

 «Негордый» возвращается!..

Фильм «НегоЕниОбье» 

Предыдущие плавания: 2009

2010

2011 

 

Походная «негордая» нетленка вся 

Ну вот, поход вроде бы и закончен. Мой многословный отчет - повесть тоже подходит к концу. Перечитал только что, вроде ничего не упущено.

До новых встреч в плаваниях!