Этап 2. Море

 

Дудинка - Олений пролив, 30 июля – 6 августа

 

Необренданы

Пред нами бездна, волн полна.

Волнам нет счета, бездне - дна.

Торжественно, едва дыша,

И волнам в такт поет душа.

В зенитном сумраке - всегда -

Она, Полярная Звезда.

Кильватер - ост, фарватер-вест.

В глуби надирной - Южный Крест…

 

Бог строил мир, и так сошлось -

Он здесь провел земную ось.

Я вам скажу большой секрет:

Ось как бы есть, и как бы - нет.

Ее увидеть не моги.

Ведь обнаружат ось враги,

Испортят дивный механизм,

Случится жуткий катаклизм!..

Большая выйдет дребедень:

Враг выйдет  - друг, ночь выйдет - день.

Стеной окажется порог,

Шутом покажется пророк.

И чтоб все это не сбылось,

Ступай себе, не трогай ось:

Кильватер - ост, фарватер - вест.

В надирной бездне - Южный крест!..

 

…Ну, здравствуй, бездна, волн полна

(Волнам нет счета, бездне – дна)!..

Здесь в такт дыханию стихий

Мерцают ноты и стихи…

И духи этих странных мест

Тебя пропустят, как всегда.

Кильватер - ост, фарватер - вест!

Гори, сияй, моя звезда!

 

 

…Песенка начала сочиняться весной, когда еще думалось об Архангельске. И думалось тогда – не только о своем походе. Многие друзья и собратья по разуму проводят свой отпуск в краях непростых и суровых, и на том же Белом/Черном/Охотском или ином море, или Онеге с Ладогой временами бездна бездонная, полная волн, разверзается перед маленькими и такими хрупкими с виду корабликами…

Теперь ждала нас не прямо-таки бездна, ждало нас мелководье в основном, но, забегая вперед, скажу, что волн оказалось с избытком. В общем, нам вполне хватило.

Утро 31 июля. Северный ветер 5-6 баллов, плюс дождь. Все, мы на севере. Холодно, градусов 8-10. Зато без мошки. Идти как-то не очень хочется. В лавировку далеко не продвинуться по такой погоде, мы уже в одной из проток, по левому, западному берегу, ширина ее метров 500, выглядит глубокой, как на самом деле, пока непонятно. Нам пора уже брать к западу, поскольку путь через Гыданский полуостров (далее – просто Гыда, не путать с одноименным поселком) еще рассматривается в качестве варианта. Переговорив с местными жителями и рыбаками в Дудинке, мало что нового узнали. Поэтому решили западными рукавами пройти до п. Носок, это начала подъема, если идти реками и протоками через Гыду. Кроме того, по расстоянию мы ничего не теряем, если в районе Носка решим идти морем, в обход Гыды. Живут вверх по течению Яры-Танамы староверы и оленеводы, в Носке нам, возможно, удастся разузнать все поточнее.  Чтобы быть готовым к подъему до водораздела, нужно экономить бензин, которого у нас чуть больше 60 литров.

А пока в небольших перерывах между новыми порциями холодного дождя тщательно пакуем продукты, делаем привычные вещи, а именно продуктовый недельный запасник в отдельной упаковке, затем – 2-дневный расходник. С остальным снаряжением все более или менее давно уже ясно, все давно уже размещено на своих местах. Несмотря на мои старания упаковать снаряжение компактнее, и по возможности не организовывать бардак в ходовой рубке, хламовник таки в этой самой рубке образовался приличный. Штурман сопротивлялся моим попыткам что есть сил, говоря, что «чем герма будет меньше набита, тем из нее легче добыть нужное». Или что-то вроде того. Некий разумный резон в его словах был… Как всегда в не очень принципиальных вопросах, победили лень, дружба и компромисс. Нормальное спальное место в рубке получилось-таки освободить, и на трамплине места оставалось достаточно, хотя гермоупаковок могло быть на парочку меньше, многие гермы заполнены едва ли наполовину…

 При переходе 5-километрового разлива перед Дудинкой против крутой полуметровой волны мы обнаружили, что рубка набирает воду через большие (30мм) шпигаты в днище. Вот сейчас мы и заклеивали  дакроновым скотчем все шпигаты, кроме одного.

Немного гуляем, ждем ослабления чего-нибудь, либо ветра, либо дождя.

Звонок от спутникового дилера. Дилер говорит, облом. Говорит, что у нас проблемы, что наша SIM-карта не активируется. Затем следуют долгие уговоры с призывом к нам вернуться в Дудинку, куда нам вышлют новую SIM-карту. Но это будет только через неделю. Мы не можем ждать неделю, поэтому просим сделать все возможное для активации имеющейся. «В конце концов, это не у нас, а у вас проблемы», - говорю я. – «Это ведь не я торгую гнилыми SIM-картами, ну а мы в любом случае пройдем, куда собирались, хоть и без вашей помощи». Дилер обещает сделать все возможное. Я на прощание говорю, что буду на мобильной связи еще около суток или чуть больше. Дальше – мы останемся по их вине и без метеообеспечения, и без связи с Большой Землей и домом.

Как идти без метеообеспечения, мы представляли. Тактика прохождения морского участка была проработана заранее. Если мы решимся идти через Гыду по рекам, то прогноз погоды тем более окажется не столь актуальным. Короче, идти можно, хоть и осторожнее придется быть на переходах вдвойне, втройне. Домашних мы сразу предупредили, что две или три недели можем не выходить на связь.

Во второй половине дня ветер ослабевает сначала до 5 баллов, затем до 3-4. Дождь еще иногда моросит, но идти можно. Выводим катамаран из бухточки на ветер, на мыс, и в полседьмого вечера стартуем. Перед отходом обнаруживаем пушечное ядро, приспособленное под груз для сетей.

Лавировка, ход по курсу 4-5 км/час, течение отсутствует. Даже скорее встречное течение, связанное с ветровым нагоном воды. Протока - вполне глубокая, с довольно прямыми участками километра по 3, поэтому идти можно, волна вот только крутая мешает. Нас провожает надувная лодка под мотором, идет параллельным курсом несколько километров, наконец, не выдерживает, и подходит. Ничего нового про внутренний путь нам не удается узнать. Около 2 часов ночи встаем на правом берегу Енисея, не дойдя немного до Усть-Порта. Часа в три ночи начинается сильный дождь и льет до утра.

1 августа случился у меня день рождения. Небольшой праздничный завтрак. Салаты, разведенный и настоянный на кофе спирт, премьера песенки «Джонни, о нас» без аккомпанемента, Иван вроде не очень сильно ругает, говорит даже что-то вроде «Ничего, нормально». Грамотно приготовленный кофейный напиток с участием в нем спирта ему нравится явно больше. Весь день – морось, сильный северный ветер. Все, как вчера. Нас немного прикрывают на стоянке сопки и мыс, но река вся в пене. Решаемся на выход только около 6 вечера. Начинаем под парусом, все так же в лавировку, но пора уже идти в западные рукава. Там в основном узко, иногда, в месте слияния, попадаются 2-3 километровые разливы. В узких и прямых протоках особо не полавируешь, поэтому приходится включить мотор. Скорость на полном газу - 6-7 километров в час, даже под 3,5 сильным мотором. Отвратительно, горючее тает, мы движемся очень небыстро.

Наконец заходим в узкую протоку, по которой мы должны выйти к Носку. Протока петляет, но ветер в ней слабее. На берегах стоят чумы, в протоке – сети. Иногда удается идти под парусом. Прыгает стерлядка, летают орланы-белохвосты. Близко нас не подпускают, и сами не подлетают, метров 200 – и уходят в сторону. Идем под моросящим дождем до вечера, мотор если включаем, то идем на малых оборотах. Около полуночи встаем перед очередным широким разливом. Ветер в этом разливе – 5-6 баллов, естественно, встречный. Дождь всю ночь.

На следующее утро - все то же самое. К вечеру дождь вроде выключили, про ветер – забыли. Часов в 6 вечера выходим. На берегу сидеть – тоже никакого удовольствия, берег - низкий и наветренный, продувается насквозь. 10 км до очередного рукава идем на полном газу (мелко для лавировки),  часа полтора, 2,5  литров горючего как не бывало. Дальше – опять узкая протока, опять чумы. Попадаются моторки, расспрашиваем про внутренний путь. Мало что удается узнать. «Перекаты там вверху, а вода низкая». Единственное, что удалось узнать, это что добирались местные до водораздельного озера на «Прогрессе», поломали винты на камнях, обратно сплавляться пришлось больше недели. Насчет прохода на сплавном катере встреченные нами рыбаки отозвались очень скептически. «В общем, ребята, надо вам с верхними оленеводами говорить. Поищите в Носке такого-то. Если он сейчас там». Идем всю ночь, светло, но незаходящее солнце нам уже не застать. Опоздали дня на три. Вообще, по погоде не верится, что солнце когда-нибудь еще увидим. Ветер, однако, потихоньку начинает ослабевать, около 4-00 3 августа проходим Носок, не заходя в поселок. Очередная моторка подходит, и снова ничего нового. Такого-то оленевода нет сейчас в поселке. Ну что же, значит, в море нам идти, дело привычное и запланированное. От спутниковых дилеров узнаем, что вопрос наш решается, что они вступили в переписку с производителем по нашему поводу и ждут ответа. Я говорю спутниковым связистам-дилерам: «Все, пока, дальше я на вас не рассчитываю. Как будет, так будет».

Идем уже под парусом, потихоньку тучи начинает растягивать. Около 5 утра в небольшом разрыве – лучик солнечный. А жизнь-то налаживается! Идем потихоньку до 10 утра, и уже с почти попутным несильным (2-3 балла) ю-з ветром. Тут, заглянув под трамплин, обнаруживаю болтающуюся оттяжку шверта, талреп от моторной вибрации раскрутился. На берегу немного отдыхаем, заводим новый талреп, потом гуляем по брошенному геологоразведкой поселку. Часа 2 на все про все ушло. Идем дальше. Весь день и всю ночь идем, к утру 4 августа ветер усиливается, протоки и разливы в устье мелеют, руль иногда по дну скребет, летим по мелям 12-15 км/час, на мелях и рядом с ними – сети в большом количестве попадаются, хотя не видно ни поселков, ни рыбаков. Рифимся, затем – еще сильнее раздувает, думается, до 6-7 баллов, и ветер через юг заходит на восток. Мы почти на выходе в широкую часть Енисейского залива, один остров остался, но вдувает конкретно. Поэтому решаем  часа в 2 дня перевести дух перед небольшим, километров 16-17, но пересечением. Обедаем, греемся на солнце, которое решило немного проявить себя. Берег низкий, стоять тут нельзя. Так, дух перевести. Весь разлив в пене, но волны толком нет – мелко. Волна появится за островом, на выходе.

Около 6 вечера мы готовы к выходу. Ветер если ослабел, то  не сильно. Поэтому сразу ставим штормовой грот, и решаем идти на наветренный, восточный берег Енисейского залива, спрямляя, затем – снова будет пересечение, километров 25, но это уж по ситуации. Подходит моторка с ненцами-рыбаками, фотографируют, курят, общаются, напутствуют. Все у нас в порядке. «А чего это вы рыбу не ловите? Бросили бы на час сетку, уже с рыбой были бы». Не до этого нам, и есть у нас еда. Забегая вперед, скажу, что это были последние люди, встреченные нами в Енисейском заливе, и вплоть до середины Обской губы больше встреч не было. Около 1000 километров полной ненаселенки.

Короче говоря, выходим и летим в галфвинд на метровой волне (к счастью, не сильно больше) к восточному берегу. Все в порядке, с первым боевым вылетом на «Негордом», штурман Иван, с первым боевым вылетом в сезоне, «Негордый». Останавливаемся в устье небольшой реки. Вода в заливе показалась солоноватой, поэтому набираем из реки запас. Ветер к полуночи слабеет, штормовой грот пока не снимаем, а в ночь на 5 августа уходим дальше. Нормально можно идти, ветер все слабеет и слабеет, очень скоро меняем штормовой комплект парусов на основной. Так и идем со скоростью 6-10 км/час до утра. У восточного берега ранним утром на моей вахте обнаруживаю многочисленные топляки разного калибра, вчерашним штормом и ветровым нагоном их сорвало с налёженных мест на берегу. Сейчас эта стая, медленно покачиваясь в такт волнам, перемещалась своим ходом (по моим оценкам, около 0,3-0,5 км/час) в сторону западного берега. Расстояние между топляками было разное, от нескольких метров до нескольких десятков метров. На волнистой, но относительно гладкой водной поверхности хорошо были различимы и «форштевневая» волновая рябь, и кильватерный след. Чем не двигатель Стирлинга!.. Забавно, но не слишком приятно, поскольку топлячья стая занимала поле шириной километра три, и, как выяснилось, в длину вытянулась километров на 10. Мы проходили ее, часто меняя курс, как на слаломной дистанции, часа два. Но потом топляки закончились, погода оставалась хорошей, ветер дул уже снова южный около 2 баллов.  Мы спокойно шли вдоль наветренного берега, иногда останавливаясь на короткий отдых и перекус, хотя в этом особой необходимости не было. Просто было интересно побродить по холмам, посмотреть поближе на глиняные обрывы с хорошо видимыми пластами льда. Лед этот иногда с грохотом падал в море, когда услышали первый раз, подумали – выстрелы, потом сообразили. День проходил комфортно, к 11 вечера мы были уже на мысе Песчаном. Тут несколько скосячили. Карта говорит - нет прохода через лагуну, смотрим в лагуну – есть проход! Решили поверить своим глазам, и потеряли три часа и литр бензина на выход из бухты, но пообщались с любопытным крупным тюленем, решившим сопровождать нас по лагуне, ну и вообще, полюбовались пейзажами при свете низкого вечернего полярного солнца. Ничего страшного.

 В 2 ночи следующих суток маяк на м. Песчаный был пройден вторично, а  в 4 утра остановились на берегу для перекуса, ну и просто, чтобы погулять. Живописное место, летают канюки, бродят, судя по следам, белые мишки (как давно, так и совсем недавно), в волнах – развалины мотобота, на холмах растут полярные маки, на вершине сопки – гнездо беркута с двумя птенцами, но взрослых беркутов не видно. Здоровенные уже птенчики, крупнее курицы, хотя  в пуху еще. Забились, настроили тишину, не шевелятся. Еле разглядел, что все-таки они дышат, и  часто-часто, наверное, от испуга. Не подошел я к гнезду вплотную, сфотографировал только метров с 5-7.

Было тепло, вода у берега была чуть солоновата, но, пожалуй, ее можно было даже пить. Искупался в пока еще слабосоленой воде - а когда еще будет подходящий случай!..

Короче говоря, весь день погода нам явно благоволила, хотя ветер и усилился до 4 баллов, но оставался южным, отжимным немного, но попутным. Даже без шверта катамаран легко мог подойти к недалекому берегу в любой момент. Сильно мешкать нельзя, нам сегодня желательно пройти Олений пролив, и выйти на точку старта собственно к п-ву Явай (северная часть Гыданского полуострова).

К вечеру нам это удалось, но погода к этому времени начала портиться. Последнее солнце мы видели перед входом в пролив, у оказавшейся заброшенной полярной станции Лескино. Дома выглядели целыми, но признаков людей не было. Пролив Олений – место не сильно приятное. Разлив большой, берега совсем низкие, сплошные мели. К  полуночи  начал накрапывать дождь, а мы еще колупались в мелях, ища проход и более-менее нормальное место для ночлега. Ясно было, что погода готовит сюрприз. Наконец, к 2 утра  7 августа встали на о. Ровный, у самого выхода из пролива. Виден и Олений остров, и острова Проклятые.  Нам как раз между ними и Оленьим проходить, на север, на пересечение около 80 км отсюда по прямой, до очередного мыса Песчаный, только уже на Явае. Остров Ровный вполне соответствовал названию и выглядел как бесконечный глинисто-травяной стол без ножек, но большого выбора у нас не было. К утру начался дождь уже совсем серьезный, и северо-западный ветер 5-6 баллов. Так продолжалось почти два дня, практически без изменений.

            

                                                                                                   Последнее дерево

              

      Последний комар

            

 

            

 

Фото Дудинка – о. Ровный

Необренданы

 

В начало

Содержание предыдущей серии (Туруханск - Дудинка)

Краткое содержание (дневник, итоги)

Словарь

Читать далее (о. Ровный - Тадебе)