Сибирские похождения  «Негордого»

 

 

 

 

Содержание краткое:

Схема маршрута

Участники

Снаряжение

Дневник кэпа

Итоги, цифры

 

 

Приложения:

Фото снаряжения

путешествие 2012

Песенки и клипы на тему похода

Необренданы

Джонни, о нас

«Негордый» возвращается!..

 

Предыдущие плавания

2009

2010

2011 

 

 

  

Участники

 

 

Вадим Ракитин – капитан                  Иван Спицын – старпом, штурман                 

 

  

Наташа Панкратова - фоторепортер, метеоролог

 

 

Снаряжение

 

  

 

Парусный катамаран «Тайфун» производства фирмы «Тритон», название – «Негордый». Номер на парусе М625.  Длина – около 6 метров, ширина – чуть меньше 3. Штатные баллоны, штевневые, образца 2007 г., диаметр 48 см.

Основная площадь парусности (грот с одной полкой рифов плюс стаксель) - 12,7 м. кв.  Грот – «стриж», т.е. с уишбоном вместо гика. Дополнительные паруса -  кливер на слабые или попутные ветра около 5 м.кв., и штормовой грот 4, 2 м.кв. Геннакер не брали, хлопотно с ним в дальнем походе, приличная дистанционная скорость в дальнем плавании другими способами поддерживается, не игрой во «…други! ура! вперед полетели, на всех парусах!».

Прошел «Негордый» к началу этого похода 3 с хвостиком тысяч километров, из них более половины – по крупным водоемам (Рыбинское водохранилище, Онежское и Ладожское озера, Белое море).  Поломок практически  не было, поэтому катамаран пребывал в удовлетворительном состоянии. Так, кое-где парусина чуть протерлась. Прилепил заплатку и поехал. С трамплином было сложнее. Швы (нитки в них) за несколько сезонов истерлись, что было обнаружено только перед самой отправкой. Либо воздействие ультрафиолета, либо … слишком много людей иногда при переправе через залив в Конаково на лодку брал. Ну и песок на трамплине, он тоже способствует истиранию ниток. В общем, ремонт трамплина отложили на стапель или нижний Енисей (если потребуется к этому моменту). Так и отправили. Все остальное было вполне цело и невредимо, можно сказать, почти первозданно.

Ходовая рубка, легкосъемная, обтекаемая, однослойная водонепроницаемая, на два спальных места (230х135 см, высота 85 см). Естественно, с вентиляционными отверстиями. Вдвоем спать в ней не слишком комфортно из-за поперечной балки, которая делит пространство по ширине как 90 и 45 см, но вполне возможно, при условии использования толстых (4 см) самонадувных ковриков в сочетании с обычными вспененными. Забегая вперед, скажу, что надувной матрас, специально для этой рубки купленный, оказался не в тему и как-то не пригодился. Одному, свободному от вахты – более чем комфортно. Можно и переодеться, и сидя читать, и барахлу места много остается. На ходу или стоянке можно пользоваться газовой лампой как обогревателем. Места для походной печки, естественно, маловато. Короче говоря, отнюдь не аппартаменты класса «люкс», но существенно лучше, чем ничего.

 

    

Ходовая рубка

 

Основной мотор – Tohatsu-3,5 ASL, т.е. с удлиненным дейдвудом, двухтактный. Запасной мотор - Tohatsu-2,5 AS, т.е. тоже двухтактный и со стандартной «ногой». Пригодились оба, один – в море на волнении, другой – оказался незаменим при проходе по мелким местам. Максимальная скорость при движении на разных моторах отличалась несильно, 10,5-11 км/час для 2,5-сильного и 11,5-12 км/час для 3,5-сильного. Экономичный ход оказался примерно одинаков, 6-7 км/час  по неподвижной и гладкой воде и отсутствии ветра при расходе топлива около 0,8-1 л/10 км, причем, предварительно, 3,5-сильный оказался немного, но экономичнее. Может, потому что новее.

На максимальной скорости 3,5-сильный мотор оказался экономичнее (1,2 л/10 км против 1,4-1,5 л/10 км у 2,5-сильного).

Емкостей под горючее было взято на 50 литров (алюминиевых 2 канистры по 20 л, и одна 10-литровая). Естественно, в случае необходимости можно было создать 10-15-литровый запас в бутылках. Полной заправки нам должно было хватать на 450-480 километров полностью моторного хода. Не слишком много, поскольку от Дудинки (последнее место, где можно заправиться бензином по относительно приемлемой цене) до Лабытнанги чуть меньше 2000 км,  до Архангельска – 2800 км. Но если бы мы решились все-таки идти до Архангельска, топлива было бы взято больше. С учетом господствующих летом ветров восточного направления, должно было хватить. Забегая вперед, скажу – 60 литров хватило дойти от Дудинки до Лабытнанги, с радиальным выходом около 50 км, полностью моторным, и ходьбой против 4-5-балльного ветра и волны в море  в случае такой необходимости, а также для маневрирования при выходе из мелководных устий рек и заливов.

Камбуз был изготовлен из пластмассового разборного ящика для продуктов. Он оказался по размеру в самый раз для готовки на ходу, но маловат для хранения кухонной утвари. Зато в него легко устанавливается складная походная ветрозащита в виде гармошки. Использовали как на ходу, так и на стоянках. Баллончик с газом, при необходимости, выводится снаружи. Сам камбуз подошел для всех видов походных газовых горелок.

 

      

Камбуз

 

Газовых горелок было взято две, одна – относительно крупная, для использования 3-5-литровой посуды, другая – поменьше (но чуть тяжелее), с собственным ветрозащитным экраном в виде лепестков.

Два комплекта посуды, один, маленький (1,2л+0,8 л котелки + чайник 1 л) – для камбуза, и один с 3-л котелком и сковородой  – для универсального использования, т.е. и для горелок, и для костра. Естественно, термоса (их было взято 3 шт., два из них – под каши и супы). Попробовали термомиски от «Экспедиции», оказались вполне довольны – и не тонут, и легкие, и действительно горячее остывает в них гораздо дольше, и моются легко, поскольку из нержавейки. Недостаток у этих мисок один, не слишком существенный, по сравнению с достоинствами – они относительно объемные и не вставляются друг в друга.

Газ был взят в баллончиках (40 шт.х220 г),  хватило на весь, даже изрядно затянувшийся, поход, не пришлось экономить, кроме последних 2 дней. Костром для приготовления пищи тоже пользовались, на длительных стоянках, особенно в холодную и ветреную погоду.

Средства связи и навигации. 2 простейших портативных навигатора Garmin-etrex, плюс один смартфон с GPS-приемником. Две рации, речного и морского диапазона. Практически не пригодились, но чувствовали мы себя с ними спокойнее.

Спутниковый телефон сети Iridium с запасным аккумулятором, одолженный у А. Хазацкого и Т. Зориной, за что им большое спасибо. По нему планировалось получать прогнозы погоды. Забегая вперед, скажу, что, к сожалению, не пригодился (техническое состояние трубки тут не причем), и прогноз погоды в результате мы имели на относительно простом участке нашего маршрута, когда он был уже почти не нужен. Поэтому прогнозом погоды пользовались в основном собственным, который более или менее оправдывался на ближайшие 10-12 часов. Опять же забегая вперед (но глядя при этом назад, на прохождение), скажу, что отсутствие долговременного прогноза не позволило нам выбрать оптимальную тактику прохождения западного берега п-ва Явай и большей части Обской губы, и дней на 5-7 увеличило время прохождения маршрута, не говоря уже о вынужденной 3-дневной стоянке у мыса Северная Корга на западном побережье Явая. Ну и отсутствие связи с семьями и близкими в течение почти трех недель, не доставило удовольствия ни нашим близким, ни нам самим.

Мобильных телефонов  – три, с контрактами от всех основных операторов плюс один сибирский контракт, ЕнисейТелеКом. Забегая вперед, скажу, что ЕТК был доступен практически на протяжении всего Енисея, то пропадая, то снова появляясь через 50-70 км), МТС была только в совсем крупных городах, с Мегафоном и Билайном дело обстояло немного лучше, чем с МТС, и в ряде случаев – лучше, чем с ЕТК. Так, последние телефонные звонки в дельте Енисея были совершены уже с помощью Билайна при отсутствии других операторов, а первые в Обской губе – с Мегафона (естественно, контракта от западносибирского оператора у нас не было).

Два фотоаппарата (Ванины довольно крупные мыльницы Canon и  Olimp, модели не помню) и одна (моя) водозащищенная флеш-видеокамера Sanio Xacti CA9. Первые 12 дней на Енисее была еще зеркальная камера Наташи, но потом уехала вместе с Наташей.

9-ваттная солнечная батарея с накопителем-стабилизатором «вампирчик», для подзарядки практически всех аккумуляторов, использовавшихся в небольших устройствах (фото-видео, рации, портативные навигаторы, спутниковый и мобильные телефоны).

Гермоупаковок самых разных на борту было достаточное количество. Они (гермоупаковки) использовались и при перевозке всего снаряжения в качестве чехлов. О двух скажу подробнее. Это – 120-литровые гермоупаковки производства «Тритон», с горизонтальным входом (одолжены моим штурманом-2010 г. и хорошим знакомым Димой Лекаем). Использовались для хранения ходовой теплой и непромокаемой одежды, каждому участнику – персонально, плюс еще – как сидушки. Пластиковыми бочками как-то решили не заморачиваться, все равно основной груз – на наружной подвеске вдоль стрингеров, по мне, при такой подвеске гермоупаковкой проще на ходу воспользоваться. 

Палаток было взято две, основная - трехместная, пятидуговая, с большим тамбуром, двумя входами, юбкой и повышенной ветрозащитой Буран-3N производства Normal, вес 4,8 кг, и вспомогательная двухместная, которой тоже достаточно часто пользовались при отсутствии сильного ветра и дождя. Забегая вперед, обе палатки ожидания оправдали.

Спальники – аж 4 штуки, два относительно теплых, с температурой комфорта около 5 ˚C, два – совсем легких, можно сказать, летних. Опять же забегая вперед, можно сказать, что легкие спальники были взяты сознательно, использовались на переходе, при отдыхе подвахтенного. Естественно, их высушить было легче, в случае намокания, а теплые спальники использовались на стоянках.

Два коврика из пенки, один самонадувной коврик Thermorest, 4,5 см толщины, и надувной матрас, который почти не понадобился.

Одежда и обувь. Яхтенный комбинезон «Tribord» у меня и прорезиненные брюки с бахилами-калошами у Ивана, плюс дополнительно ветро-влагозащитные брюки из мембранной ткани 2 шт,  куртки непромокаемые теплые, а также легкие ветрозащитные куртки на каждого из участников, по комплекту  термобелья и флисовых курток и брюк на участника, плюс смена теплых вещей по личному предпочтению, сапоги-забродни, трековая обувь. Я не имел коротких сапог для повседневных нужд и сидения на трамплине, о чем весьма сожалел. Ну и естественно, по три пары шерстяных или флисовых носков, по две пары утепленных перчаток. Хотя часть похода было довольно-таки холодно, не теплее 5˚С и с ветром и дождем, одежда и обувь (хотя и не дорогие и не навороченные), более или менее соответствовали сезону. Повторюсь, не хватало только коротких сапог на одного из участников.  В ботинках под  дождем и на волне не всегда высидишь, а в высоких сапогах довольно скоро становится холодно или сыро, сколько носков не подденешь.

Из рыболовного снаряжения брались два спиннинга и удочка, ну и запас блесен, крючков и мушек, естественно. Сети не было, два или три раза на длительных стоянках можно было бы сетью воспользоваться от скуки, но большой в этом надобности не было, рыбы у нас не было только в море, в остальное время была всегда в достаточном количестве, да и взятых обычных продуктов хватало.

Не было ружья. Я знал по своему прежнему (не очень большому, но и не очень маленькому) опыту, что медведи, конечно, существуют… За года два-три в общей сложности нахождения на разных полярных или таежных станциях (не считая походов), и столкнешься воочию со зверьем, и услышишь много чего от старожилов местных, от полярников, метеорологов, охотников и аборигенов.  Но до человека зверью дела обычно нет. Особенно это касается бурых медведей, которые ведут себя относительно нагло только на Дальнем Востоке. Что в Сибири, что на Европейском Севере, чтобы поиметь медвежью проблему, нужно или очень постараться, или уж, чтобы кто-то до тебя перестарался, разозлил или ранил мишку. А обычно - будет мишка косолапый вокруг лагеря ходить кругами, пыхтеть, похрустывать сучками, глазами иногда посверкивать, а в лагерь не пойдет, если в нем люди есть. С белым мишкой несколько сложнее.  Продуктовые запасы вполне могут его заинтересовать, даже при наличии человека поблизости, особенно зимой, ранней весной и поздней осенью. Но и он обычно проходит мимо. Человек его не интересует, а летом – тем более. Зимой – да, приходят в поселки и роются по помойкам, и застревают, бывает, надолго. В общем, было у нас несколько фальшфейеров на этот случай. Одним могли и в медведя в случае чего запустить. Но (забегая вперед) – не понадобилось, о чем мы совсем не жалеем. Бурые (на Енисее их просто полно) бродили, как им полагается, вокруг, а с белыми не сталкивались, только пару раз следы видели, одни, правда, совсем свежие. В общем, конечно, некоторый риск был, но у человека с ружьем, если он, конечно, не промысловый охотник, риск пострадать от медведя не меньше. А в ряде случаев – и больше.

…Вроде все со снаряжением. Если что, то в процессе описания интересные подробности буду приводить.

Фото снаряжения

  

Дневник кэпа

 

Этап 1. Красноярск – Дудинка

 

15.07. П. Зотино.  От Красноярска 790 км (по таблице расстояний Енисейского пароходства).

Вечер, Зотино, левый берег Енисея, 22-00. Катамарана не видно. А контракт на местную связь ребята не купили.

16.07. Утро, 9-00. Катамаран стоит в 3 км от Зотино, в устье Старого Дубчеса. На местной моторке в 12-00 подходим к "Негордому", который уже движется в сторону поселка. Встреча. Местные: "Название у вас боевое!"

Наташа и Ваня в полном порядке, идут под мотором. Перехожу на борт. Останавливаемся на песчаном острове напротив Зотино, метров 300 до поселка. Первая прогулка под парусом. Лагерь, переупаковка и подготовка к дальнейшему прохождению. Вечер в поселке. Уютный дом, дружеский ужин и баня. Ночлег в доме.

17.07. Сборы, продолжение переупаковки. Заправка 40 л. бензина. Пиво, небольшие покупки. 16-00 - выход. Штиль. 19-00 - стоянка в 16 км ниже с. Ворогово. Прошли 27 км. Мошка, жара.

18.07. Дневка (запланированная). Наташу завтра везти на пристань в с. Ворогово к 9 часам, она уезжает. Жара, дымка от пожаров, мошка. Рыбалка. Щучка, окуни. Кино в палатке (на Наташином планшете). Купание, коньяк, кофе. Из-за мошки дневка не удалась. Лучше бы дальше шли, к Бору.

19.07. Ранний подъем. 6 часов с минутами - выход в сторону Ворогово. Плотная дымка, видимость не больше километра. Штиль. Гуляем полтора часа по Ворогово, пытаемся купить картошки. Не получилось, не сезон. Фотографируем. Наташа уезжает, все по плану.

Видимость ухудшается, до 0,5 км. На обратном пути залезаю в тумане в не ту протоку, но это к лучшему, хоть другие места посмотрел. Вышел протоками ниже нашего острова (Енисей тут разветвляется на большое количество проток, и охватывает полосу около 50 км в ширину). Замученный мошкой и жарой Иван лагерь не собрал. Обед, сборы, выход около 15-00. Места весьма живописные, перед Бором - Ольховские пороги. Скалы, бухты, острова, лес на скалах. Жалеем, что встали позавчера на дневку, лучше бы Наташу в Бору отправляли, на ходу мошки меньше. Встречаем в порогах В. Чкалова, который идет вниз. Он нас приветствует гудком. Туристы на борту нас фотографируют.

23-00 - стоянка в 10 км ниже п. Бор. Медвежий след на стоянке. Стали в распадке между сопками, тут какой-никакой, а ветер с берега, мошку ночью и утром следующего дня немного сдувает. Запомнили этот факт на будущее. Переход около 100 км.

20-07. 11-00, выход. Всюду - штиль, а у высокого берега немного дует. Попробовали парус. Хватило ветра километров на 5. Дальше - штиль, мотор, угощение от местных в виде двух некрупных стерлядок, уха на ходу, проходим п.  Бахта, в 20 км ниже встаем на ночь (23-00). Ночи еще темные. Прошли около 150 км, скорость течения 3-4 км/час.

21.07. 9-15 - выход. Штиль, жара, мошка, скорость нужно держать не меньше 10 км/час, тогда мошку сдувает. Идем, купаясь прямо с борта. 23-00 подходим к галечному низкому берегу с ручьем, мысами и заливами. По всему - похоже на "рыбный магазин". Так и есть, окунь на мели бьет мелочь. Естественно, тут же были выловлены несколько полукилограммовых окуней. Переход  около 140 км.

22.07. Утро, ранний подъем. Полчаса - и две 2-кг щуки, третья, покрупнее, перекусила тонкую (0,3 мм) леску. Ставлю поводок-жилку, а заодно и леску меняю на 0,4. Гуляем, вяло собираемся. Ставим, наконец, ходовую рубку. Жарим щук и окуней, в т.ч. и впрок. 12-30 - выход. Удается часа три пройти под парусом, попутный ветер около 2 баллов. Это совершенно не мешает мошке нас поедать, ветер-то попутный. Варим на ходу уху из оставшейся стерлядки, но неудачно. Доесть не смогли. Попадаются моторки с местными, все считают своим долгом подъехать, поговорить, дать побольше стерляди и обязательно сфотографировать. Отвечаем по возможности взаимностью. От дальнейшей стерляди отказываемся. Кроме моторок, движения на реке почти нет. 23-30 - стоянка. Естественно, мошка. Переход около 130 км.

23.07. 6-00 - подъем. Окуни, щука, более чем достаточно, хватит на сегодня. 11-00 - выход. Та же самая жара, плотная дымка (мгла), штиль, мошка. К 20-00 мы в Туруханске. Круглосуточной заправки нет. Ждем утра на острове напротив города. Тепло, местные не вылезают из воды, с соседних мысов доносится женское повизгивание и довольный мужской хохот. Пройдено по курсу около 140 км.

Палатку поставили на густой траве. Получилось, как на перине. Спим.

24.07. 10-00 - выход в город. Заправка (с некоторым трудом и уговорами дали 30 плюс 20 л). Заправка работает только с утра, так что заправиться вчера шансов не было. Везем все это на такси, немного закупаем свежих овощей, хлеба и пива. Проверка ГИМСа.12-30 - выход. Решаем пойти в ночь, чтобы успеть в Дудинку к утру пятницы за пропусками. Идем вахтами.

25.07. Около 1-30 по местному времени пересекаем Полярный круг под сверкание молний где-то над головой и раскаты грома. Сначала немного напряглись, увидев впереди зарницы, потом расслабились и пошли дальше. Гроза - верховая, в воду и берега молнии не бьют. Сухая, можно сказать, гроза, шквала не должно быть, да и дождя сильного - тоже. Так и вышло, покапало слегка, и через полчаса все закончилось. Енисей делает здесь большую излучину, поэтому Полярный круг пришлось трижды пересекать. В течение всего дня временами включают ветер. Иногда удается идти под парусами (ветер случается попутный, но несильный, несем кливер). Около 19-00 - очередные рыбаки, совсем скучают, хотят общаться и угощать стерлядью. Общаемся и угощаемся напротив Игарки. 19-30 - встречный ветер, ход против солнца и небольшой волны под мотором (по-прежнему торопимся в Дудинку к пятнице), течения уже нет, обстановка стоит морская. На полном ходу (около 12 км/час) встречаемся с топляком, который ветром был развернут против течения и практически незаметен. Удар, шершавый и корявый дрын толщиной сантиметров 20 вылезает из палубы более, чем на метр. Глушу движок. Иван вылетает из рубки. Общими усилиями наклоняем дрын и потихоньку с него слезаем. В середине трамплина - полуметровая рваная дыра, заглядываю в нее, паук как будто бы цел. Закладываем дыру досками (везли для сидения и готовки), идем дальше. Все равно перед выходом в море запланирована большая подготовительная дневка. А пока - в Дудинку надо к пятнице. Но - похоже, не очень-то успеваем. Течения уже нет, ветер встречный. Успеваем, если только обе ближайшие ночи будем идти непрерывно.

26.07. К 10-00 - встречный ветер 4 б. Под мотором (не добирает оборотов что-то) скорость 8-9 км/час. Решаем не торопиться. Идем под парусом. В 110 км от Дудинки - встаем. Самый большой безостановочный переход на Енисее, около 430 км. Осмотр катамарана. Одна ветка шпрюйта  (длинная) все-таки порвалась от встречи с топляком. Очередная щука. Поймал было вторую, потом выпустил. Не съесть.

27.07. Утро. Решили подойти поближе к Дудинке, и устроить подготовительную дневку и ремонт  в 30 км от Дудинки. Подъезжает лесник. Общаемся. Морошка, говорит, поспела. Находим в кустах пожарный лом-багор. 12-30- выход. Идем, не торопясь, в основном под парусом. Штиль, 1 балл ю-в. 23-30 - останавливаемся. Ночи уже светлые. Пройдено в этот день около 80 км.

28.07. Ремонт палубы и паука, попытка устранить люфты в рулевой коробке. Дополнительные ванты, замена оттяжки на шверте. Промывка топливной системы у обоих моторов. Проверка всего. Ушел на это целый день. Вечер - ГИМС. Долгие разговоры не понятно о чем. Договорились до того, что дальше Дудинки нас не пустят, и вызовут в случае чего морскую полицию. В ответ получили: мы на берегу, и собираем лодку, пока еще ничего не нарушили. А пойдем в Лабытнанги через Дудинку. Вот только к погранцам зайдем. Прощались вроде нормально: "если что, если помощь понадобится, заходите". Сфотографировали пароход наш полуразобранный, на память, видно.

29.07. Утро. Хариус плещется. Две штуки покрупнее после долгих уговоров попались. Заодно и щука, но была отпущена. Визит нижнемангазейских казаков вместе с нижнемангазейскими казачками. Нормальные, человеческие разговоры, в самый раз, после ГИМСа и нервотрепки. Групповые фото, катание на Негордом нижнемангазейских казачек. Переход к Дудинке к вечеру (6-7 км от города, пройдено 25 км)

 

Этап 2.  Дудинка – Лабытнанги

 

30.07. 8-30 подъем. Похолодало, ветер северный, 4-5 б. В порт идем на моторе. Получение пропусков до 16-30, попутно заход в библиотеку и проработка в интернете Яры-Танамы, на случай непредвиденного. Заход в Сбербанк, по поводу непройденного перевода в Деллинии. Глухо. Всюду надпись "Осторожно, сосули". 16-50 - получение пропусков. Капитан Константин, неизвестный лейтенант и подполковник. Желают успеха. К этому моменту без учета разъездов и маневрирования пройдено 2020 км, из них под парусом около 150 км, остальные 1870 км пройдены под мотором.

18-00 -19-30. Пьем пиво, закупаем продукты, топливо (60 л).

20-15 - выход. Парус (галфвинд 2-3 б.) Стоянка ниже Дудинки (35 км). Напрыгались за день, решили встать. 3-00 - отбой. Пройдено 35 км.

31.07 Подъем в 9-00. Дождь, ветер с 5-6 б. Упаковка всего с учетом дальнего плавания. Все равно идти ни к чему. 16-00, вроде начало стихать. 18-15, выход. 100% лавировка, 4-5 б. Долго за нами гонится местный на надувнушке с мотором, наконец , догоняет и произносит слова напутствия. 2-15, останавливаемся на ночь в 16 км от Усть-Порта, на правом берегу. Пройдено в лавировку  50 км.

1.08. Дождь всю ночь. Подъем 12-00. День рожденья (мой). Премьера песни "Джонни". Морось, кофе, спирт, еда. Сильный встречный ветер. 18-00 выход. Мотор, идем в узкие протоки. Еле движемся против ветра (6-7 км/ч на полном газу). В протоках проще. Идем на малом, или под парусом. К ночи ветер ослабевает. Первые чумы, протока петляет. Дожди, останавливаемся в протоке перед очередным разливом. Пройдено 60 км.

2.08. Дожди всю ночь, утро и большую часть дня. Поздний подъем. Низкий берег, продувает. 18-00 выход, уже начинаем отставать по времени. 10 км против ветра под мотором за полтора часа. В протоке ветер ослабевает, потом отходит к востоку. Идем всю ночь под парусом до п. Носок (около 4-00). Расспрашиваем про Яру-Танаму. Мало что становится ясно. «Вода низкая, однако. Перекаты там».

3.08. Проходим Носок. Удается позвонить домой по мобильному, и предупредить о том, что спутниковой связи не будет, что недели 2-3 вообще связи не будет, просить не беспокоиться сильно, у нас все выйдет безопасно и по-задуманному.

10-00 подходим к берегу у брошенного поселка геологов. Талреп на оттяжке шверта потерян, меняем. Ветер - восток, 3-4 балла. Чумы на берегах,  в протоках - сети. Идем весь день и всю ночь.

4.08. 10-00, усиление ветра. Широкие водные пространства перемежаются с протоками. Сплошные мели, в т.ч. посредине, вдали от берега. Хорошо, что ветер еще невстречный. Летим по этим мелям, скребя пером руля о песок. Приходится даже зарифиться, поскольку раздувает до 6-7 баллов. Сплошные пенные гребни, но волны толком нет - мелко. 13-30, отдых на небольшом острове, перед самим выходом в Енисейский залив. Ненцы-рыбаки, опять напутствуют и фотографируют. Ждем ослабления ветра, ни к чему выходить в первый раз и в шторм.

18-00, выход на штормовом гроте, волна больше 1 метра, ширина залива 16 км, ход 10-12 км/ч, полный бейдевинд. Отдых на правом берегу в устье реки, заправляемся водой, идем дальше. Постепенно стихает.

5.08. Идем всю ночь и весь день, опять пересекаемся на Гыданский берег. Утром - стая топляков. Ветер 2-3 балла, бакштаг (восток). Ледяные стенки. Грохот от падения ледяных пластов.

23-00, м. Песчаный. Смотрим карту - нет прохода через лагуну, смотрим вдаль - есть. Решили попробовать. Через час выяснилось, что все-таки нет. Перетаскиваться через узкую плоскую косу не захотели, пошли обратно под мотором, потеряли в общей сложности часа три, но познакомились с тюленем.

6.08. 2-00, маяк на м. Песчаный вторично пройден, на этот раз морем. 4-00, перекус, берег, комплектация продуктового расходника на неделю, гуляние, медвежьи следы (свежие), канюки, гнездо беркута и птенцы. Развалины мотобота. Лед в глине. Тепло, штиль, купание. В 10-20 - выход, полярка в Лескино выглядит относительно целой, но явно заброшена. Южный ветер 1 балл, идем в Олений пролив. Там мели. 20-00. Погода портится. Пролив (20 км длиной) идем 5 часов, блуждая по мелям и выбирая стоянку. Становимся около 1-30, но уже на выходе из пролива, о. Ровный. Действительно ровный. Видны о-ва Проклятые, ну и сам Олений остров, естественно. Следы песца. Самый большой переход на морском участке закончен, в основном под парусом, 490 км.

7.08. Ночной дождь и шторм. Не зря становились. З-ю-з, 5-6 баллов, с дождем, как раз в морду. Ливень весь день, все хлюпает, но тепло. Стоим.

8.08. Днем ветер стихает, дождь тоже. 14-30 выходим. Ветер практически выключили (0-1 балл, западный). Нам на с-з, на очередной м. Песчаный (на Явае), около 80 км по прямой, кратчайшее расстояние. Идем между Оленьим и Проклятыми. Часа через 3 потихоньку начинает раздувать. 2-3, потом 3-4 балла. Мы уже на середине пролива. 4-5 баллов, рифимся на всякий случай (уже у м. Песчаный), но идем быстро. Ю-з, волна метра полтора в проливе, у берега поменьше. Идем дальше, на север, хотим пройти м. Сев. Коргу, там встать. Начинается дождь, видимость падает до 1 км, темновато. Около 1-00 - у Сев. Корги в 500 м по курсу - буруны, уходящие в море. Ветер плотный, 5-6 баллов, попутный и немного с берега. Решаю пройти в бар (чтобы не идти в море), и попробовать подойти к берегу. Бар пройден, сначала глубоко, потом мель. Становимся в 300 метрах от берега на мели. Уйти в море уже не получается. Потеря винта при попытке завести мотор. Останавливаемся. Относительно безопасно, но все равно довольно гадко. Дождь, переходящий в ливень. Пока отлив, несколько часов можно спать. 3-00. Включаем GPS на 20 метров смещения («якорная тревога»), и лезем в рубку. Пройдено 95 км.

9.08. 7-00. Якорная тревога. Несет в море со скоростью 5-6 км/ч.  Вылезаем, доводим снова до мели, затаскиваем на мель, опять лезем в рубку. Так несколько раз, поскольку ветер становится отжимным. Если унесет, то далеко и надолго. Потихоньку приливает, удается подойти к берегу около 8-30. Низкий берег, заваленный бревнами. 500 м к югу - РЛС-отражатель, разваленный. Гнездо орлана-белохвоста. Ветер крепчает, начинает летать мокрый песок. Море в сплошной пене, но у берега мелко. Палатка трясется на ветру слов не подобрать как. Холодает, уже 5-7 градусов с дождем. Для полноты счастья не хватает только медведя на берегу.

10.08. Все то же самое. Ветер с-з, 17-20 м/с. Сидим в трясущейся палатке, полузасыпанной снаружи песком. Пишем дневники.

11.08. С-з 5-6 баллов с утра, к середине дня с-с-з, 4-5 баллов. 14-30 выходим. Идем в лавировку, иногда помогая мотором штормовому гроту и стакселю. На мелях и волне ударяемся рулем и разбиваем рулевую коробку. Ремонт (часа 2), но вроде все в порядке. Около 20-00 входим в Гыданский пролив. Мелковато, но идти можно даже под парусом и даже без шверта, иногда включая мотор. Поднимаемся ближе к о. Шокальского (там проход есть гипотетический), потом решаем обнаглеть и на выходе из пролива пройти напрямую. Удалось, хотя не один раз баллоны скребли по песку. Проходим бар с прибоем, мы уже в Обской губе! О. Шокальского постепенно перестает прикрывать, через 10 км волна увеличивается до 1,5-2 м. Вечер уже, нужно становиться, день был непростой. После С. Корги мы несколько решили убавить прыть.

Замечаем устье небольшой реки и залив, на баре грохочет полутораметровый прибой. Убираем грот, и на одном стакселе идем прямиком через сплошной бар. Весло наготове, руль немного приподнят. Проходим на гребнях волн, все нормально, в режиме серфинга на волне скорость больше 20 км/ч. Понравилось, как подошли.  Встаем. Гуси, лодка вверх дном раскрепленная оттяжками, следы от чума, движок (лодочный дизель) и гарпун на холме, винт от лодки. Закат, палатка. 23-00. Ночью - шторм. Пройдено около 65 км.

12.08. Шторм, как на С. Корге. Сидим в палатке за перевернутой рыбацкой лодкой. Весь день. Шутим: «Уж который раз дают пройти полдня, а потом – опять три дня стоять».

13.08. Дождь, шторм, но чуть слабее. Гуляем по тундре, пробуем ловить рыбу, которой, скорее всего, в этих ручьях нет. Вдали, на сопках - олень, скорее всего, дикий. Увидев нас, ушел и не подпустил ближе, чем на километр.

14.08. С-з 3-4 б к середине дня. К вечеру - 2-3 балла, прибой небольшой. 18-00 выход под моросящим дождем. К ночи - 1-2 балла, з-с-з, идем всю ночь, под отдельные дожди. Напротив п. Сабетта  - разговор с "лебедями" по рации. Говорим, что пропуска есть, что идем в Лабытнанги. Погранцы больше не беспокоят.

15.08, утро, отдельные дожди, 1-2 балла з-с-з, мы на переходе. Мотор при ослаблении ветра и после дождя не заводится, при попытке слить воду из карбюратора теряем заглушку. Таль опускания шверта обнаруживаем упущенной. Без шверта и без мотора идти не стоит, даже если ветер попутный.. Около 15-00  подходим к берегу, обедаем, чистим мотор, заводим таль. Тщательный осмотр катамарана, вроде все в порядке. Идем через час дальше. Раздувает потихоньку. К 17-00 волна уже около 1,5 м. Около п. Тадебеяха - больше. Поселок виден, впечатление - разруха. 18-00, видим людей на берегу и подходим на прибое. Местные жители помогают вытащить катамаран. Покупаем немного продуктов (гречка, сахар, сушки) и сигареты. В магазине нет почти ничего, гречка, макароны, сахар, соль, сухари и все практически. Поселок похож на руины, или на свалку металла и техники. Находим геологов-квартирьеров, звоним домой по их спутниковому телефону. Договариваемся о бане, моемся. Дождь, шторм под вечер. Пройдено под парусом около 295 км.

16.08. Утро, время с этого дня - не красноярское, а местное, +2 ч к Москве. Ветер - 4-6 баллов, дождит. В море делать нечего. Экскурсия на брошенную полярку, на другой берег реки. Местные пригнали оленей и двух разделали. Угостили и нас. Местные ловят сетками прямо в поселке, попадается чир, омуль, горбуша. Встретили 2 москвичей, они здесь в командировке и собираются налаживать новую жизнь у поселка. 19-30 - идем вверх по реке, под стакселем, благо сильный ветер попутный. Чумы, тюлени, казарки, гагары, затем - мели. Вода после дождей мутная, холодно, градусов 5 тепла всего. Начинаются холмы и мели. В 25 км от устья около 23-00 встаем в сопках.

17.08. Дневка. Ветер з-с-з 4-5баллов, пасмурно, изредка дождь, иногда проглядывает солнце. Гуляем. Грибы, горбуша, морошка, фотографируем.

18.08. Дождь. Ветер с-3, вроде 3-4 балла, но мы в глубине материка. 11-00. Потихоньку собираемся и идем обратно, к морю, уже под мотором. Мели, приходится глушить мотор и проталкивать волоком. Ветер усиливается, рулится с трудом, сдувает с курса, если идти на среднем газу. Не доходя до поселка 3 км, встаем в устье ручья. Прогулка, собираем морошку, Иван отлавливает полярную мышь. Берет с собой, кормит, холит и лелеет. В детстве, оказывается, был знатным хомяководом. В ручье - явления сгона-нагона воды. Собираемся отходить, но вода убыла. Сгонно-нагонные колебания, вряд ли приливно-отливные. Застряли, узко, развернуться не получается. Кое-как проталкиваем "Негордый" на свободную воду, и выходим, ведя катамаран на швартовом. 18-00 - выходим в море. Проходим бар, волна 1,5 м, холодно и сыро. Через 7 км (штормовой грот плюс мотор) - встаем, как всегда, перепрыгнув на волне через песчаный бар у берега.

19.08. Дождь, запад 4-5 баллов, видимость около 1 км. Вечером - неожиданная смена ветра, за 3 часа от запада против часовой стрелки, т.е. через юг и восток, до северного, и стихает. Еще через 2 часа - снова с-з, 4-5 баллов. Стоим, кулинарничаем. Мясо готовим (оленину), салат из фасоли, грибной суп. Ранний отбой.

20.08. Подъем 3-00, еще сумерки. Выход - 5-00, з 1-2 балла, затем короткий штиль, затем - долгожданный северо-восток, 1-2 балла. Отдельные дожди, 5-7 С. Встаем на стоянку около 23-00. Мелко, сырой песчаный низкий берег, с промоинами и лужами, палатку ставим в полукилометре от катамарана. Пройдено около 110 км.

21.08. Подъем довольно поздний, около 10-00. 12-00 выходим, с-с-в 1-2, иногда 3 балла весь день. К вечеру доходим  до Тазовской губы и пересекаем ее. Общаемся с сухогрузом насчет прогноза погоды. Сухогруз прогноза не дает, говорит "67 канал". Ничего не находим на 67-ом. Хотя пытаемся. 22-00 - встаем, уже на Тазовском п-ове. Тихая ночь. Пройдено около 100 км.

22.08. К утру ветер крепчает. Шторм с-з, 12, 15, 17 м/с и больше. Иногда - дождь. Летает мокрый песок.

Приходят оленеводы, общаемся. Нарты легко ездят по песку, не говоря уже о траве. В них (привязывая сверху надувную лодку) они и переправляются через реки, олени плывут, и нарты тащат. Пьем чай, разговариваем. Оленеводы уезжают. У них стоянка - километрах в 3-4 от нас, на сопках. Пасут многотысячное стадо. Стоим, все равно делать нечего. Ветер все крепчает. Палатка сантиметров на 10-15 по периметру уже засыпана песком. Немного погуляли по берегу довольно большого озера (1 х 3 км), попугали полярных куропаток, гагар и лебедей.

23.08. К утру начинает стихать. 2-3 балла, запад, солнце. Ждем, пока прибой утихнет. Еще один оленевод. Пьем кофе. Фотографируем стадо на сопках. Купающийся ястреб-перепелятник. 15-00 - выход. Ветер 1 балл, ю-з, бейдевинд плюс мотор. К вечеру раздувает до 3-4-5 баллов, снова холодно. Встречаем на переходе гидрографов из Москвы (исследовательский сейнер, затем - надувная моторная лодка), у них тут большая экспедиция, приглашают в лагерь на посиделки, очень хочется, но - возвращаться в их лагерь километров 10-15, но уже сильно опаздываем (больше, чем на неделю), но уже насиделись. Проходим за мыс Парусный в лавировку, волна 1,5 м. Снова - бар, волна, серфинг, высадка 21-30. Очередные 100 метров на катках. Относительно тепло  (10-12 ˚С). Небольшой рыбацкий поселок. БалкИ, избушка. Собака, двери открыты, людей нет. Пройдено около 45 км.

24.08. Подъем 6-00, бритье, купание, выход  11-00. з-ю-з, 2-3 балла, бейдевинд. Тепло (относительно). Часа через 3 стихает до 1 балла, иногда подрабатываем мотором. Между Ямбургом и гидрографами снуют вертолеты. Приходим в Ямбург, встаем в порту (со стороны моря, около пирса). Иван отправляется на закупки (пиво, сигареты, хлеб). Подходят местные и приезжие, фотографируют, общаемся. Велосипедист из Ялты, рыбак из Ямбурга, девушки на пляже, приехали и искупались голышом. Ночуем в балке у местных вахтовиков-бурильщиков-сваезабивателей под пиво и легкую выпивку. Местная водка – дрянь. Общаемся с домом по мобильному, очень все беспокоятся, давно на связь не могли выйти. Получаем прогноз на ближайшие 3 дня. Завтра-послезавтра можно будет уйти на западный берег в протоки к Яр-Сале, так ближе километров на 100. Пройдено около 50 км.

25.08. Выход 8-30. С-з 2-3 балла, туман. Еще часа через два - штиль. Дальше - мотор, крейсерский ход 7-7,5 км/ч. 1,5 литров горючего на 19 км. "Индейские" деревни, собаки, олени, чумы, дети, моторки на низком песчано-травянистом мысу, за мысом, в глубине - сопки. Появляются то ли деревья, то ли кустарник, берега уже более живописны. Проблемы с мотором, перестает заводиться. На бризе подходим к берегу и встаем 21-30. Симпатичное место, прозрачные протоки и ручьи с мелкой рыбешкой, трава, ивняк, только вот опять 200 метров на катках корабль тащить. Теплый вечер. Пройдено около 80 км.

26.08. Подъем 7-00. Замена мотора на коротконогий, одновременно - промывка топливной системы длинноногого. Тепло, штиль, солнце. Купание. Проверяем перед пересечением крепление гермоупаковок, ходим по ним по наружному периметру. Выход 11-30, на пересечение. Вода сильно цветет, наверное, пригнало зелень ветром. Мотор - на полный газ, идти около 80 км. Скорость стараемся держать 10,5-11 км/час, старательно соблюдая правильный дифферент. Эксперимент со скрученным и установленным в ДП стакселем говорит, что скорость все-таки меняется на 0,2 км/час, в пользу установленного в ДП. Весь день - полный штиль и гладь на всей акватории. Около 18-30 видим низкий берег, километров в 20, и буксир с баржами на его фоне. Берем южнее, спрямляя до следующего мыса. До входа в протоку на Яр-Сале - 30 км. Около 20-00 почудилось легкое дуновение ветра. Похоже, идти еще долго, тепло, а бензин нужно поберечь. Ставим грот. Верховой ветер движет нас в галфвинд со скоростью до 8-9 км/час, при этом у поверхности ветра практически нет, по-прежнему - гладь на всей акватории, ни морщинки на воде. Так идем до 23-00, и все-таки решаем встать. Темнеет, начинаются мели при входе в протоки. Долго пытаемся выбрать место для ночевки, но бары и мели тянутся сплошные, и на расстоянии 500 м, 1000 м от берега. Временами, спрыгивая с катамарана и проталкивая его через мели, проходим все-таки за ближайший мыс, и кое-как встаем рядом с небольшим травянистым островком. Похоже, во время ветрового нагона он затапливается. Ивану ставим на траве палатку-двушку, я ложусь в рубке. Пройдено за день под мотором 80 км, под парусом 20, около 100 км всего.

27.08. 5-00 - подъем. Островок начинает потихоньку подтапливаться. Кофе, чай, легкий завтрак, 6-00 - выход. Ветер с-в 1-2 балла, затем 2-3. Разливами и мелями, иногда лавируясь с контргалсами, иногда проталкиваясь и волоча катамаран по мелям, входим, наконец, в искомую протоку. 15-30. Подъезжают местные на двух моторках. Правильно мы идем. Пока общаемся, местные встают по оба борта от нас, цепляются и глушат моторы. Все это хозяйство (Негордый и две моторных лодки) движется против течения под парусом со скоростью около 5 км/час. Местные (уважительно), отцепляясь: "Слушай, хороший у вас мотор, однако!"  Да, хороший.

Около 18-00 идем в ответвление, в узкую протоку. Прямая, глубокая, но узкая. По берегам в небольших ручьях плещется некрупная рыба, плавают ондатры в совершенно немыслимом количестве. Идем в основном под парусом со скоростью 4-5 км/час. Ветер попутный. Берега топкие, остановиться практически невозможно. Протока раздваивается, разтраивается и так далее, но к вечеру выходим в относительно широкий то ли залив, то ли пролив, то ли озеро. Идти дальше смысла не имеет, где-то рядом стоят местные на моторках, слышим их разговор, слышим гудение мотора. Утром разберемся. На блесну цепляется некрупная щучка. Странно, что только одна.

Берег довольно высокий. Разбитый балОк. Грибы, брусника, голубика. Ужин, отбой. Можно домой позвонить, до п. Яр-Сале по прямой 15 км. Пройдено по курсу около 50 км, много петляли, иногда возвращаться приходилось.

28.08. Утро, 11-00 - выходим. Обследуем мелкий залив (да, это именно довольно большой залив, а может, озеро). Выхода не находим, идем спустя 2 часа назад, в 1 километре есть рукав в параллельную протоку, в которой стояли местные. Дальше - все в порядке. Спросили у отца с сыном, про дальнейший путь, сказали, что нам недолго терпеть осталось. Подсказали, где лучше повернуть, но там все было довольно очевидно. Ветер в-с-в, временами попутный, временами встречный 2-3 балла, то парус, то мотор, то все вместе. Выходим в основную протоку, которая судоходна. Земснаряд, баржи, буксиры, словом, интенсивное движение. Идем эту часть под мотором, выходим в Обь. Около 17-00, ветер 1-2 балла, тот же в-с-в, т.е. бейдевинд. Иногда почти штилеет. Идем под парусом до ночи. Темнеет, загорается обстановка. Тихо, решаем идти, пока тепло. Движение по-прежнему интенсивное, на судовой ход стараемся не залезать, несем клотиковый огонь.

29.08.Всю ночь идем уже не Обью, а судоходной протокой, под утро штилеет, мы в 30 км от п. Салемал. Местные рыбаки на дощатой лодке, общаемся, пьем чай, они угощают нас рыбой  (чиром). Идем на Салемал, уже под мотором, на экономичном ходу (5-6 км/час). Моросящие дожди, уже и не тепло. 12-00, мы в Салемале, закупаемся, звонок домой, получение прогноза. Погоду обещают  - дрянь, только одно хорошее - ветер на завтра-послезавтра невстречный, зато его совсем много (11-15 м/с) и холодно притом и дожди. 13-30 выход. Раздувает, уже 3 балла, потом - 4-5, долетели до п. Аксарка (80 км, встречное течение 3 км/час) к 18-00. Метровая крутая попутная волна, тут участки, где волне разогнаться, есть вполне. Скорость катамарана временами достигает 20 км/час, это против течения. При отдыхающем в рубке Иване, временами катамаран начинается зарываться, тогда волна перекатывается через рубку, а временами и в брочинг пытается уйти. Еще часа полтора уходит на выбор места стоянки (берега топкие, хоть и высокие местами, на всех удобных мысах - либо поселки, либо уже стоят большие таборы рыбаков или оленеводов). В 20-00 встаем. Повелись на скопление заброшенных самоходных и несамоходных барж различного размера. Захотелось посмотреть. Вода - низкая, берег топкий, но не сразу, а где-то посредине. Долго выгружаемся, попутно прокладывая себе мостки из старых досок. А берег в глубине - холмистый, лесом поросший и вполне даже симпатичный. Пройдено за переход 175 км, из них под мотором – 25 км.

30.08. Прогулка, осмотр достопримечательностей. Брусника, очень крупная. Грибы. Беркут, с интересом посматривающий на меня с высоты 10 метров. Решил, что добыча все-таки крупновата для него. Ветер уже крепкий и навальный 5-6 баллов, и немного встречный. Долго собираемся, 14-30- выход, с трудом отошли под стакселем. Затем - идем под штормовым гротом в основном в галфвинд и бакштаг, снова разгоняемся до 18-20 км/час. К 20-30 доходим до п. Ишлах. Это около 25 км от Лабытнанги. Видим лыжный стадион Салехарда, в Лабытнанги решаем сегодня не идти. Ветер крепчает, темнеет, в 21-30 находим после долгих маневров и попыток подойти, подходящее место и встаем на травянистом острове. Опять топко, но не так, как на предыдущей стоянке. И с подветренной стороны острова. Пройдено около 60 км.

Остров низкий, продувается этим ветром насквозь. Ставим палатку в низине на траве, ужинаем, спим.

31.08. Подъем 7-00. Выход в 9-00. Стаксель перед ночевкой тщательно скручен, и перевязан посредине. Ветер, тем не менее, с-в 7-8 баллов, на Оби - сплошная пена. Дует поперек реки. Идти надо. Выходим под штормовым гротом, участок от острова до наветренного берега, где немного потише - шириной километра полтора. Идем, естественно, куда нам надо, т.е. в полный бейдевинд. Через полчаса на очередном порыве, верхняя часть стакселя (около 1 м. кв.) все-таки раскручивается и начинает оглушительно хлопать. Нет, к берегу не пойдем, наветренный берег низкий. Там не намного лучше. Так и идем, стаксель через некоторое время лопается по задней шкаторине. Осталось немного, идем под берег, в протоку к старому порту и железнодорожному вокзалу. В 2-3 км от места назначения узкая протока поворачивает, ветер становится встречный. Мотор, но временами еле движемся против ветра. 11-15, наконец, подходим к берегу, около причала для некрупных теплоходов и барж. Нужно осмотреться, и узнать про место антистапеля. Нас гонит отсюда охрана ("частная территория"), но попутно говорит, откуда ближе всего до вокзала. Еще одна протока, совсем рядом. Туда и идем с попутным ветром, уже не ставя парусов (естественно, зафиксировав стаксель), под рангоутом скорость в протоке до 12 км/час. 11-45 - встаем на территории бывшего порта. Склады Желдорэкспедиции рядом, вокзал тоже. Грязноватая и заброшенная территория, бревна, разваленные портовые и складские сооружения, железные рундуки для маломерок, но моторок почти нет, и людей нет, никто не мешает, ровный травянистый участок суши есть. Ставим палатку, начинаем антистапель. Пиво. Звоним домой, я лезу в интернет. Ветер - не ослабевает, но мы стоим в относительно закрытом месте. Пройдено около 25 км.

Всего пройдено по курсу от Дудинки 1890 км, без учета разъездов, радиального выхода и маневрирования. Из них под мотором – около 420 км, под парусом -1470 км. Радиальные выходы и маневрирование (в основном, под мотором) – еще около 100 км.

1.09. Вялый антистапель. Промывка катамарана от глины и ила. Покупка билетов. Гуляние по городу.

2.09. Заканчиваем упаковку, зажигаем фальшвейер за окончание. Гуляем по очереди по городу.

3.09. Утро, подъем 6-00. Перенос вещей через разбитый склад в транспортную контору. К 8-00 управились, и к 9-00 вещи оказались даже взвешенными и обмеренными. 9-00-9-15, оформление перевозки в офисе, до станции еще километра полтора, такси не нашлось, пешком, налегке, 9-35 мы на вокзале, поезд через 10 минут. Успеваем взять пиво. Дальше - едем, едем, любуясь пейзажами. В конце концов - приехали, естественно.

 

Краткие итоги и цифры

 

Переход Красноярск – Лабытнанги занял 34 ходовых дня, 18 дневок, из них – 13 вынужденных, всего поход продолжался 52 дня, считая первый день (вечерний выход)  и последний день (утренний приход), плюс 3 организационных дня (получение или сдача снаряжения, закупки, стапель и антистапель).

Пройдено по курсу 3910 км, не считая разъездов и радиальных выходов, которые вошли в дневки.

Из них под мотором (или в комбинации мотор плюс парус) пройдено около  1870 (на этапе Красноярск - Дудинка) +420 (этап Дудинка - Лабытнанги), итого по курсу – 2310 км плюс еще 150 – разъезды и радиальные выходы. Топлива потрачено 225 литров.

Под парусом пройдено 150 км на этапе Красноярск - Дудинка, и 1450 км на этапе Дудинка - Лабытнанги, всего 1600 км.

Максимальный безостановочный переход под мотором (мотор или мотор плюс парус, Туруханск – безымянная стоянка в 90 км ниже Игарки, 12-30 24 августа – 10-30 26 августа) – занял 46 ходовых часов, пройдено около 430 км.

Максимальный безостановочный (в смысле, с подходами к берегу, но без ночевки на суше) переход под парусом (при использовании мотора только при высадках на берег, отходах от берега или при подобных маневрах) 20-00 2 августа – 20-00 6 августа, безымянная оконечность безымянного острова в дельте Енисея, 60 км выше от п. Носок – о. Олений, 490 км за 76 ходовых часов.

Максимальная скорость, зафиксированная навигатором – 22,5 км/час, была достигнута при ходе под одним стакселем по волне в режиме серфинга при высадке на берег.

Максимальный суточный переход (т.е. за 24 ходовых часа) составил 220 км (на участке Туруханск-Дудинка). Максимальный суточный переход при ходе под парусом составил 180 км, м. Яковлева Коса, правый берег Енисейского залива – м. Песчаный на выходе из Енисейского залива, левый берег.

 

К снаряжению, в общем, серьезных нареканий нет.

Катамаран показал себя с лучшей стороны, хотя и напрашивается ряд улучшений.

В первую очередь, это касается ходовой рубки и системы хранения снаряжения и продуктов в дальнем плавании.

Рубка напрашивается быть изготовлена из более легкого материала. Наш вариант рубки (ПВХ плотностью около 600 г/м.кв.) не позволял использовать в достаточной степени ее легкосъемность. При лавировке это качество бывает востребовано. Плюс невозможность как следует, без складок, растянуть ее на относительно легком каркасе. Сама конструкция оказалась правильная, за исключением большого количества шпигатов. Шпигат в днище нужен только один, поскольку сверху вода внутрь не попадает. Вся влага, которая попадала внутрь, это или конденсат образовывался, или  снизу через шпигаты заливало. Мы шпигаты, в конце концов, заклеили, и эту проблему решили. С вентиляцией (два клапана на боковых стенках), считаю, все было в порядке.

Печку-обогреватель в такой небольшой рубке, наверное, не установить, но пользоваться газовой лампой или подобными небольшими обогревателями, теми же свечами, можно.

 Двойные стенки в таких габаритах не сделать, но попробовать изнутри использовать рулонный тонкий пенный утеплитель для основных стенок и крыши  – можно. Еще одно направление – рубка из листового материала, например, тонкой фанеры. Легкой ее сделать не получится, потеряется ее трансформируемость, но в теории ее можно приспособить под контейнер для перевозки всей лодки и снаряжения.

Система хранения в гермоупаковках – считаю, правильная, но 2-3х небольших пластиковых бочек, а также одного-двух рундуков с легким доступом под камбузное снаряжение и расходную часть продуктов нам не хватало. В легкий камбуз все нужное на переходе не помещалось.

Паруса были в необходимом и достаточном комплекте. Не нужно их было не большее количество, ни меньшее. Всеми пользовались, и пользоваться было удобно.

Моторы работали хуже, чем мы на это рассчитывали, то ли из-за неважного топлива, то ли из-за трудных условий. Особенно это относится к новому 3,5-сильному, который был по инструкции обкатан, но потом испытывал время от времени проблемы, как с запуском, так и с работой на высоких оборотах. Причем почти с самого начала, когда погода стояла близкая к идеальной.

 Короче говоря, моторы время от времени капризничали, поэтому правильно, что мы их взяли два.

Слабовата оказалась часть одежды и обуви. В первую очередь это относится к комбинезонам и сапогам.

Комбинезон один был от «Tribord», в целом неплохой, но довольно амортизированный (3-й сезон). Про штурманские брюки из непонятного для меня материала вообще молчу. Также, как и про его бахилы из резины. В результате штурману было довольно неудобно быстро высаживаться за борт в прибой, когда в этом возникала необходимость.

Комбинезоны следует менять раз в 2-3 сезона, или пользоваться более качественными. Обязательно на севере следует иметь короткие сапоги из вспененного пластика, легкие и теплые, для нахождения в них на переходе в холодную и штормливую погоду. В обычных высоких резиновых сапогах – холодно и некомфортно, при отходе от берега они необходимы, но после этого желательно их снять как можно скорее.

Неопреном мы не пользовались, по опыту предыдущих северных плаваний он совершенно бесполезен в таких условиях. Лучше всего подходят лыжные непромокаемые перчатки и рукавицы, причем по 2 пары на каждого участника.

Палатки были востребованы обе, каждая для своих условий. Не хватало только высокого хозяйственного тента - укрытия, который можно использовать и для хранения (что было не очень актуально, места для этого хватало), а, главное, в качестве бани.

Рации, фото-видеоаппаратура, навигаторы,– все было в порядке.  Система подзарядки была маловата по мощности (9-ваттная солнечная батарея плюс накопитель с емкостью 5,7 мАч). В основном это касалось солнечной батареи, просится удвоение мощности. С большими аккумуляторами связываться не хочется, как и с тяжелыми ноутбуками.

А в целом, повторяю,  – у нас было все необходимое для совершения заранее запланированного плавания. Перед началом плавания ощущался большой запас прочности, и была проработана тактика прохождения на все случаи жизни. К сожалению, один раз эта домашняя заготовка понадобилась (отсутствие связи и прогноза погоды). Но к счастью, мы заранее знали, как действовать в этих условиях. Так же заранее были проработаны наши действия в других ситуациях, которые, к счастью, не состоялись.

Акватория была на этапе подготовки по возможности изучена, и на этой акватории, мелководной и с отсутствием закрытых и безопасных бухт-убежищ  для якорной стоянки именно легкое судно являлось наиболее подходящим. Именно легкий катамаран, который возможно и по мелям провести, который мог быть вытащен на берег силами экипажа практически в любом месте и в любых встреченных нами условиях. Даже не знаю, где бы мы в ряде случаев отстаивались или как бы мы штормовали на более тяжелом корабле…

Оглядываясь назад, могу сказать, что единственное, что нам не удалось выполнить из задуманного – так это закончить наш поход 22-25 августа. Причин этому две – отсутствие прогноза и необычно ветреная погода для августа. Нельзя сказать, что с погодой нам категорически не повезло, наверное, могло быть и хуже. Но если сравнивать с предыдущими моими плаваниями примерно в те же сроки и по подобным акваториям – наверное, это было самое сложное мое плавание в смысле погодных условий.

В целом, могу утверждать, что на подобном катамаране подобные плавания совершать можно без большого риска для участников. Но только – при тщательной подготовке участников и снаряжения и заблаговременной проработке маршрута, а также при наличии у этих самых участников достаточного мореплавательного и походного опыта. Можно – и более серьезные. У нас, к счастью, было все необходимое. Я крайне отговариваю читателей этого отчета от скоропалительного вывода вроде «А, ребята прошли, все у них было нормально, значит, и другие смогут». Кто-то, без сомнения, сможет и большее свершить. Но, поверьте уж, и процесс подготовки, и само плавание,– это очень серьезный и тяжелый труд.

Ну и – огромное спасибо обоим участникам, старпому-штурману Ивану, а также Наташе, я был рад оказаться с вами на одном корабле. Огромное спасибо всем, кто нам встретился и помог, или советом, или рассказом, или топливом, или просто четким и аккуратным исполнением своих служебных обязанностей. Наши простые российские люди – самые лучшие в мире, где б они не жили, в Архангельске или в Сибири, или на Дальнем Востоке. В этом я всегда был убежден, убедился и в этот раз!

 

…Прощай же бездна, волн полна

(Волнам нет счета, бездне – дна),

Здесь  в такт дыханию стихий

Мерцали ноты и стихи…

 

Ну и, наконец, главный итог. Он состоит в том, что, как всегда, после бурно проведенного лета, хорошее настроение, силы  и желание двигаться дальше – меня не покидают.  А это значит – продолжение последует. Корабль в полном порядке, и не показал всего, на что способен. Пока в планах – замкнуть участок Северного Морского Пути до Архангельска. Это значит, Дудинка – Архангельск, или Лабытнанги – Архангельск, т.е. с востока на запад. Или – с запада на восток, что сложнее из-за господствующих ветров, но проще по ледовой обстановке. Возможны подобные варианты с другими точками старта и финиша, но не восточнее Тикси. Смысл всего этого – показать, что при грамотном планировании и прохождении маршрута, легкий разборный парусный катамаран способен преодолевать серьезные расстояния по серьезным акваториям. Не имея достаточного бюджета на дорогостоящую заброску и выброску всего снаряжения на Тихом океане, в теплых европейских или азиатских морях, пока мы планируем только относительно бюджетные варианты. Спонсоров искать не планируется, а планируется личная инициатива и личный энтузиазм этих самых участников. Приглашаются не только отдельные участники без собственного катамарана, но и экипажи похожих по размерениям, ходовым и мореходным качествам легких разборно-надувных судов для совместного похода. География проживания не важна. Походный и парусный опыт необходим. Возможно участие на одном из этапов, т.е. неполное прохождение маршрута. Ориентировочные сроки: конец июня – середина августа. Обсуждение через почту, negordy@list.ru.

При тщательной подготовке переход Лабытнанги – Архангельск или, если размечтаться, Тикси – Дудинка – реальность. В общем, поживем – увидим.

 К началу отчета

Участники

Снаряжение

Дневник кэпа

Итоги, цифры

Координаты стоянок

Словарь

 

 

Читать далее: Негоениобские хроники-2012

Приложения:

Фото снаряжения

Песенки и клипы на тему похода

Необренданы

Джонни, о нас

«Негордый» возвращается!..

Фильм «НегоЕниОбье» 

Предыдущие плавания

2009

2010

 2011