Где-то на краю земли
(Первая тысяча миль "Негордого")
Уф... Опять эти…кхе-кхе... События, описанные в настоящем сочинении, никогда не происходили в действительности и вряд ли когда-нибудь произойдут... И откуда все-таки берутся эти сочинители?.. поскольку географические названия, упомянутые в тексте, не имеют отношения ни к одному из известных истинной науке мест. Корабль с таким названием не значится, и никогда не значился ни в одном Императорском Адмиралтейском Реестре... Тут, правда, по моему недосмотру мой лучший ученик и сводный внучатый двоюродный племянник, покопавшись в одном пыльном сундуке нашего бездонного императорского адмиралтейского архива, извлек на свет один любопытный документ... Был найден ...некий диплом... побитый молью и объеденный вечно голодными архивными имперскими грызунами, засиженный мухами и залитый, похоже, хмельным ячменным напитком, столь почитаемым простонародьем. В сем документе (выписанном по вопиющему недосмотру или, что еще хуже, по ошибке одним из второстепенных имперских чиновников, несомненно, уже понесшим за это заслуженное наказание), мой лучший ученик нашел-таки упоминание об этих самозванцах и мистификаторах, о чем имел неслыханную наглость доложить мне... Сразу оговорюсь, что я даже в глаза не видел, что же там было написано, в этой подделке времен страшного правления Алкаша 122 дробь 36г, и прочесть категорически отказался. Более того, я тут же заявил своему лучшему внучатому племяннику, что если он и дальше будет интересоваться подобным хламом, не выйдет из него ничего стоящего, и оставаться ему подмастерьем в течение правления как минимум, еще двух или даже трех Императоров Великих Алкашей, то есть, почти полгода. Короче говоря, что бы там не было написано, в том документе, я навсегда останусь при своем вполне определенном мнении касательно этого (и предыдущего) сочинения, а также касательно его авторов. Вот оно, мое мнение, которое я ранее высказывал и которое я никогда не изменю.
Думается, сие сочинение (равно как и предыдущее) следует считать или плодом нездорового авторского воображения, затуманенного винными возлияниями, или, что видится наиболее правдоподобным объяснением, вдыханием едкого сильнодействующего дыма запрещенных в нашем государстве трав... будем же все-таки снисходительны. Мне кажется, нужно сие сочинение просто прочитать (а еще лучше, не читать вовсе, поскольку лучшее, что я могу предложить вниманию читателя, это мое собственное предисловие) и оставить все, как есть, на совести его сочинителей, подобно сочинениям небезызвестных мистификаторов уже далекого, но, несомненно, светлого будущего Марго Поло, Америго Веслуччи и Уолтера Репея.
Даты, цифры, переходы, стоянки
Собственно, этот поход был задуман как естественное продолжение начавшихся в прошлом 2009 году активных перемещений "Негордого". Корабль за два предыдущих года был основательно обкатан в нескольких регатах, сходил в свое первое относительно продолжительное плавание, потренировался на майские праздники, пройдя 340 км за 6 дней от Весьегонска (Рыбинское водохранилище) до Конаково (лагерь Крапива), привык к команде и капитану, а капитан и команда - к кораблю. Дело обстояло за малым, а именно: куда идти на этот раз. Север Европейской части России, напрашивался сам собой, как давно многими любимое место проведения отпуска, да и более экзотические варианты оказались менее привлекательными по бюджетным соображениям. Требования к предстоящему плаванию были просты: мы в этих местах еще не были, 3-4 недели, подъемный бюджет, не слишком сложная заброска, протяженность около 1000 км, относительно ненаселенные районы, открытая часть моря, т.е. примерно усложненная V категория сложности по существующим критериям оценки. Относительно недалеко - это либо полуостров Кольский, либо Канин. Думалось еще и о прохождении маршрута Печора - Нарьян-Мар - Архангельск (Мезень), но времени здесь должно было потребоваться 5-6 недель, которые в наличии далеко не у всех... Как выяснилось впоследствии, и 4 недельный отпуск не каждому по плечу. Выбор случился в пользу Канина по соображениям относительной легкости оформления (одна область, и, соответственно, одно погрануправление), заброски и выброски, а также по соображениям безопасности. В данном случае под безопасностью подразумевалось возможность изменять по обстоятельствам протяженность, а также более безопасный характер береговой линии полуострова Канин по сравнению с Кольским (относительно легкий подход к берегу в экстренных обстоятельствах). Одной из целей похода - лишний раз доказать, что подготовленный экипаж на небольшом открытом разборно-надувном катамаране способен осуществлять плавания на большие расстояния в ненаселенных районах, сложных погодных условиях и за относительно небольшой срок. Т.е. прохождение парусных маршрутов высших категорий сложности за время короткого отпуска - возможно.
Собственно, сам корабль в специальной подготовке не нуждался. Так, мелкий текущий ремонт и не заслуживающие внимания усовершенствования. Из относительно серьезного - только пошив большого стакселя, практически генуи, площадью около 5 м.кв. из облегченного материала, на слабый ветер, и соответствующие дополнительные такелажные проводки. Готовилась в основном команда. В качестве тренировки на майские праздники был совершен переход Весьегонск - Конаково (340 км). Все прошло гладко, было довольно прохладно и ветрено, лавировки хватило с избытком, после чего команда временно самораспустилась, а кэп продолжил тренировать катамаран в близлежащих к Крапиве регатах, одновременно прорабатывая будущий маршрут и утрясая сроки с будущими участниками. Кроме д. Кулой как место старта рассматривался вариант со стапелем в Мезени, а также был проработан вариант с кольцевым маршрутом Архангельск - р. Пинега - р. Кулой - Мезеньская губа – Архангельск. Остановились на варианте д. Кулой (запасной - п. Мезень) - Мезеньская губа - п-ов Канин - устье р. Чижа - м. Канин Нос - Архангельск, причем Канин Нос не являлся непременной целью, а планировалось пройти вдоль побережья Канина на север сколь возможно по срокам до точки возврата, и уйти в Архангельск, из расчета 4-недельного маршрута. В случае совсем благоприятных обстоятельств на этапе предварительной подготовки рассматривалась возможность пересечения Горла туда-обратно и небольшая (суточная) экскурсия на Терский берег Кольского п-ва. В общем-то, получилось, как было задумано, но без дополнительных экскурсий и экстримов и за 3 недели, но обо всем по порядку. Заброской в Мезень и выброской из нее же по бюджетным соображением уже по приезду в Архангельск из Москвы решили пренебречь.
Большое внимание на этапе подготовки придавалось изучению лоции, различных отчетов, а также сбору картографии. Собственно, в нашем распоряжении были 10-километровые обзорные топографические карты всего Белого и Баренцева морей, а также 5 и 2-километровки всего предполагаемого маршрута, включая Терский берег Кольского п-ва. Все с привязками и заламинированы, отдельное спасибо штурману за его труд.
Плавсредство - разборно-надувной парусный катамаран "Тайфун", длина - 6,0 м, ширина габаритная - 2.9 м, основная лавировочная парусность 12,7 м.кв., диаметр штевневых баллонов 0.48 м, паспортная грузоподъемность 0,45 т. Возможно установка подвесного двигателя небольшой мощности. В эксплуатации - третий сезон, причем в бережной и аккуратной. До этого похода "Негордый" прошел чуть более 1000 походных километров и поучаствовал без особого успеха в нескольких парусных регатах.
Вспомогательный двигатель - 2-тактный подвесной мотор Tohatsu-2.5AS с запасным винтом и привезенным моторным маслом (это важно, т.к. купить масло к импортным подвесным двигателям в провинции проблематично). Запас топлива - 30 л., что должно хватить километров на 250, а больше нам вряд ли понадобится.
Максимальная скорость загруженного катамарана при ходе под мотором по спокойной воде 10-10,5 км/ч, экономичная - 6,5-7 км/ч. Расход топлива при движении с экономичной скоростью составляет 11,5-12,5 л/100 км.
Дополнительные паруса - штормовой грот 4.2 м.кв. и стаксель 5 м.кв. на слабые и средние ветра (точка крепления штага - 15/16 от высоты мачты). Основной стаксель оснащен закруткой; вспомогательный - поднимается нетянущимся фалом с последующей набивкой галсового угла, убирается он под дно ходовой рубки; при большом желании оба передних паруса возможно нести одновременно; надобности такой в походе обычно не возникает.
Катамаран дополнительно оснащен легкосъемной рубкой-убежищем, устанавливаемой на передней палубе вместимостью 2 спальных или 3 сидячих места. Время установки/уборки рубки на ходу не превышает 30 секунд. Возможно такое же несложное снятие рубки с катамарана с дальнейшим ее использованием в качестве хозблока на берегу. Ходовая рубка в установленном состоянии серьезных помех парусам, в том числе и передним, не создает.
Палатка HannaH-3 extreme, коллективный тент-убежище BASK, запасная палатка Эдельвейс-2, рация морского диапазона (не понадобилась), токи-воки Midland, 6 и 14 вт солнечные батареи, накопительно-зарядные устройства "Вампирчик" и "Проглот", набор переходников для зарядки всевозможных телефонов и пр. аккумуляторных устройств, компасы, морской и обычные, простейшие GPS-навигатор, фотомыльница и водозащищенная видеокамера, и естественно, гермоупаковки в ассортименте, комбинезоны, перчатки, спальники, термоса, газовые горелки с запасом топлива на 3 недели и пр. и пр. Мобильные телефоны тоже были, с контрактами от всех возможных операторов, но воспользоваться ими удалось лишь дважды, и оба раза в Архангельске и его окрестностях. Далее 50 км от Архангельска (кроме Мезени, в которой мы не были) признаков сотовой связи не было замечено.
Все участники имели опыт достаточно сложных парусных походов.
08 июля. Москва, 10-05, поезд, едем почти налегке (т.е. по большому рюкзаку на каждого). Все основное имущество дожидается нас в Архангельске. Отправили прямо из Конаково, где "Негордый" проводил лето в лагере "Крапива". Жарко. Весь день едем. Кэпу со старпомом - пиво, штурману - мороженое.
9 июля. 6-53 - перрон Архангельска.
Ждем машины и открытия терминала, в котором нам забирать катамаран. Около часа дня должна подъехать машина из Пинеги. Пока ходим по магазинам, закупаемся оставшимися продуктами. Попутно кэп узнает страшную правду, что штурману 29 июля таки нужно быть на работе. Полный кирдец (он же облом, песец, отмена планов и т.п.), хотя некоторые предпосылки кирдеца проявлялись заранее. Штурман перед отъездом что-то подобное говорил, но не очень уверенно и предположительно, кэп всерьез эти слова не воспринимал. "Попробую уломать, - думает кэп. - Может, это шутка такая". Зря он так думает, уговорить штурмана не удастся. Но и кэп - не первый раз и не с первой с командой в походе, чтобы рассчитывать только на основной вариант. Возможности сокращения или изменения маршрута - прорабатываются заранее. Жаль только, что достижение Канина Носа стало еще более гипотетическим.
...Машина (буханка, уазик) обозначилась существенно раньше оговоренного по телефону часа. После долгих и трудных поисков нашли терминал (название компании не совпадает с озвученным в Москве!), около 12-00 получаем-таки наш груз (уже с опережением графика, ура!). Заезжаем за пропусками в погрануправление на ул. Русанова, там вообще тратим 5 минут, и мы уже на трассе в сторону Пинеги.
Примерно 200 км, 4 часа, плюс остановки. Буханка идет медленно, но уверенно и спокойно. Красивые виды из окон. Малые. Корелы, Пинега, Северная Двина, погода - солнечная, жарко - за 30, как в Москве.
Решили все-таки стартовать от деревни Кулой. Это еще около 30 км к северу от поселка Пинега, и подготовиться к выходу в море лишние 2 дня сплава. Заправляемся топливом (30 литров), обедаем в столовой. В Пинеге закупаем воду - 20 литров. В реке вода вполне питьевая, но больших емкостей ниже по течению можно и не встретить. В результате в 19-30 мы на берегу. Первый лагерь, начинаем сборку сразу же. Пекло, насекомые, ночная гроза, 2 часа на сон - и в первом приближении мы готовы к первому выходу.
10 июля. 7-00, катамаран загружен, как попало, но река спокойная по описаниям, даже судоходная (до августа), а до моря еще километров 200, поэтому выходим.
Жарко уже с утра. Кэп перед отходом посматривал по сторонам, видимо, ожидал увидеть, как в прошлом году, бабочку-адмирала (см. отчет 2009 г.), заготавливал правое плечо под посадочную площадку для красивого насекомого, но, кроме комаров и слепней, ничего не прилетело. Не было на сей раз никакого адмирала.
Стряхивая с себя полчища голодных кровососов и отбиваясь от них ненормативной лексикой, команда с максимально возможной прытью взошла на борт и покинула гостеприимный берег. Течение - 1-2 км/час, поэтому запустили мотор. Прошли, пока не устали от тарахтенья и статичности поз, с остановками около 90 км.
Отличное место, единственный между д .Кулой и пос. Долгощелье населенный пункт – Карьеполье. Расположен не на самой реке, а несколько в глубине, поэтому стоянке не мешает.
11 июля. Просыпаемся на этот раз не очень рано (около 6-30), купаемся, загораем, укладываемся основательнее, ставим мачту, готовим паруса. По настоянию кэпа заводятся дополнительные (страховочные) ванты из 6-мм статики. Думается, не помешают.
Так впоследствии и вышло - точно, не помешали.
Вышли только к 18-00. Похолодание до 10-12 C°, встречный ветер, туман, морось. Всю ночь движемся. К 3 утра столкнулись с первым приливом, который производит сильное впечатление. Вода еще пресная, но течет куда-то не туда. Встаем отдохнуть в 20 километрах от Долгощелья, Собственно, до моря еще 40 с лишним километров. Ложимся вздремнуть в подвернувшейся вовремя избушке.
12 июля. Дожидаемся начала отлива (5-30) и выходим. Около 8-00 мы в п. Долгощелье. Веселое село после сельского праздника. Общаемся с приветливыми местными жителями. Магазин, отдых, частушки, разговоры, 5 литров горючего. Все готовы помочь. Горючего теперь 15-16 литров. Километров на 100-120, должно хватить. Хмарь, морось. Начинается морская часть похода.
Около 10-00 выходим. До настоящего моря еще не близко. 20 км это только река, узкое русло и огромная осушка. Отлив - в разгаре. Блуждаем, разлив огромный, створы почти не видно, а фарватер узкий. Повредили руль. Остановились. Отремонтировали руль. Дождались большой воды. Подготовиться к достойному выходу в море не успеваем, вода стремительно прибывает, еле успеваем катамаран передвигать. Ушли на противоположный берег (м. Харин), на скальник (по внешнему виду), в поисках стоянки. Там оказываются действительно скалы, но не гладкие языки, а корявые, с крупными булыжниками вперемешку с глиной. Стоять здесь нельзя, надо идти дальше.
Впервые поднимаем паруса. Снова начался отлив. Укладываем и пакуем снаряжение уже по-настоящему. Вода стремительно убывает. Еле успели сбежать с отливом (наперегонки на бортовых баллонах- катках). Наконец, мы действительно в море. Легкий ю-в бриз. Около 23-00 мы на п-ве Канин, на километровой осушке у обрыва. Ждем, пора и отдохнуть. Дождались прилива, встали лагерем около 2-00. Море спокойно, залить не должно (судя по следам предыдущего прилива), хотя и на грани. Ночью прилив не дошел до палатки на 10-15 сантиметров. Самый хлопотливый и суетный день за весь поход, не считая заезда.
13 июля. 15-30. Выход с началом отлива. Ветер сменился на попутный (ю-ю-в) 2 балла, тепло (17-19 градусов по штурманскому метеодатчику, который еще работает), комфортно идем. Успели пройти 50 км, но тут в 5 км от берега попали в западню, связанную с отливом. Неожиданно около 21-00 увидели перед собой в 200-300 м мель, которая выступала из моря на глазах. Попробовали взять мористее – тоже не пройти. Мели проступают со всех сторон. Решили сдаться, и не пожалели. Прекрасный вечер, дружеский ужин далеко от берега, но не на борту - на твердой песчаной почве. Часа 3 ожидания - не так и много. В начале 23 часа мы двинулись дальше галфвиндом, подгоняемые береговым бризом. Прошли еще 20 км, встали в устье р. Несь, на травянистой лужайке с обилием летающих насекомых. Ничего, нам только переночевать.
14 июля. 15-30, начало отлива, 16-00 - отход. Ветер ю-ю-в, 3-5, иногда 2-3, иногда 5-7 м/с. Проходим вдоль неприветливых и одновременно живописных обрывистых берегов около 100 км, не с первого раза находим стоянку рядом с устьем р. Кия и одноименной деревней. В устье реки заходить не стали, о чем впоследствии сожалели. Но прогноза погоды у нас не было (отсутствие связи), а вечер и ночь катаклизмов не предвещали. Так что после отдыха мы собирались все же идти дальше, пока погода благоприятствует. Чем черт не шутит, вдруг все-таки доберемся до Канина Носа!..
Короче говоря, подошли к берегу в начале 5-го. Противотечение ночью было весьма ощутимым, 4-5 км час. Если бы не усиление к утру попутного ветра, до 3-4 баллов и появление ощутимого волнения с барашками, вообще бы стояли. Весь вечер и всю ночь встречали многочисленные стада белух. по нескольку десятков особей. Все белухи шли нам навстречу, но ближе, чем на 20-30 метров, подпускали редко - ныряли. Берега - сплошные обрывы, многокилометровые осушки кончились. Под обрывами - полоса берега, но в прилив почти всюду она под водой. В нижней части обрыва - темный, видимо мокрый, слой глины, следы недавнего прилива....
Мест для подхода к берегу на длительную и безопасную стоянку совсем немного. Вдоль обрывов бродят олени, видели, пока шли вдоль берега, и росомаху.
Погода явно портится, на севере, над Каниным Носом, сверкают молнии. Уже прохладно, градусов 8-10. Место для стоянки - невысокий песчаный пляж, за ним бруствер метра 3-4 высотой, поросший травой и ячменем, за ним - бескрайняя тундра с озерами, протоками, болотами и сопками вдали. "Негордый" унесли как можно выше, насколько бруствер позволил. Как оказалось, не зря. Палатку поставили рядом, на песке (прилив вроде сюда не достает). Как оказалось, зря. Линии максимума прилива при спокойном море и при шторме отличаются друг от друга метров на 15-20.
15 июля. 7-00. Усиление ветра, и заход его к северо-северо-западу. Волна уже вполне себе представительная, а от ветра на уровне человеческого роста начал летать песок. Это было только начало. Подъехал на мотоцикле местный парень, ненец, сказал, что идет шторм. Мы уже все видели, и выходить не собирались.
Значит, ждем. Потихоньку раздувает, песок летает все активнее и выше, море разгоняет волну и подбирается к брустверу. Переставляем лагерь за бруствер. Песок летает даже там, но и это еще только начало. Отдыхаем, как можем. Сходили к дальнему озеру, в котором, по словам местного, можно поймать сига. Из-под ног взлетают белокрылые полярные тетерева, куропатки, кулики разных видов и размеров, над головой ветром проносит бормочущих что-то бесчисленных гусей, гаг, уток, гагар, под ногой снуют крошечные комочки - птенцы всех этих пернатых. Тетерева, как и многие другие птицы, здесь какие-то белесые, выцветшие, в отличие от привычных всем видов, обитающих в лесной зоне. Только сверху довольно темный окрас, но тоже уже далеко не черный. Тетерки - те вообще светло-пепельные. Озеро довольно крупное - около 3 км, сообщается с другими озерами и рекой протоками, но неглубокое и ветром с волной основательно взбаламученное, так что не поймали мы ни сига.
Рыбу мы поймать могли бы.
Да, могли, но не должны.
Ведь лучше быть с блесной без рыбы,
Чем без рыбы и блесны.
Часа 4 ушло на обследование озера. Уже около 20-00, ветер все время усиливается, поэтому на берегу - совсем весело. Ложимся спать, предварительно заведя будильник на 2. Максимум прилива около 3. Всякое может быть.
16 июля. Вылезаем из палатки по будильнику. Все, как и ожидалось. Волна 2,5-3 м, но к нам доходит уже ослабленная мелководьем. Фотографируем. Первые волны дотягивается до штевней катамарана. Еще поднимаем корабль чуть выше, но больше чем на полметра, не выходит. Разворачиваем лагом к ветру и волнам, нижний поплавок остается вплотную к брустверу. Что ж, придется подежурить. Море подступает все ближе и ближе, и становится не до фото. Летает пена, крупный песок (больно!), бревна, щепки и доски разного калибра пытаются познакомиться с баллонами "Негордого". Весь катамаран завален пеной. Но это уже - максимум прилива, и начинается отлив. 4-30, мы в палатке, досыпаем. Ветер в порывах явно превосходил 20 м/с. Это по ощущениям, т.к. портативный штурманский метеокомплекс уже не работал. Песок летает и за бруствером, так что теперь все вещи перетрясать. Вторичный подъем, уже около 10-00. Светопреставление продолжается. Идем в деревню, за продуктами, разговариваем по телефону главы поселка с домом. Глава поселка дотошно нас расспрашивает, рассматривает и фотографирует наши пропуска, короче говоря, внимательно бдит. В местном магазине спиртное отсутствует, но хлеб, пиво и сигареты есть, как и основные продукты. Против ветра идти очень даже затруднительно, идем, наклоняясь сильно вперед к ветру, иначе сносит. Зато обратно - легко. Только ногами успевай перебирать. Встретили неопознанное животное. Поначалу мы сомневались - олень или не олень? Не похоже на оленя, похоже все-таки на лошадь, но что ей делать в тундре? Оказалось, это местная слабость. По небольшой (домов 20) рыбацкой деревне лошади бегают, как в других местах - собаки. Эти самые лошадки и в тундру за несколько км уходят. Лошади и собаки - низкорослые, крепко сбитые, как и большинство встреченных нами местных жителей - ненцев. Оленей тоже видели, но не очень близко.
Диких оленей, по рассказам местных, мало осталось. Стада же окультуренных оленей вместе с их пастухами находятся летом в тундре, в сопках, в нескольких десятках километров к востоку от нас.
...Ветер начал сдавать уже ближе к ночи, к 23-00, и довольно быстро. К нам - снова гости. Подъехал, снова на мотоцикле, пожилой ненец в тюбетейке, поболтали о том и о сем, как тяжело жить в тундре, в частности. Мотоциклы, трактора, иногда даже машины - основной летний вид транспорта местных жителей. Во время отлива под обрывами обнажается широкая полоса песчаного пляжа (так называемая осушка), ширина которой в разных местах может доходить до 7-8 километров. Не следует забывать, что амплитуда приливно-отливных колебаний к северу Канина полуострова растет, и здесь уже достигает уже 7 метров! Прибрежная песчаная полоса - и ровная, и достаточно плотная, хотя бы и с ручьями и лужами, так что ездить по ней достаточно просто. "И вообще, наши мотоциклы - отличные, не то, что японские, только вот колеса ржавеют". "Зачем не пошли в реку? Здесь такой же, как у вас, катамаран, только большой и белый, три года назад шторм пережидал". Уж не «Котоярви» ли? Вроде не был он здесь 4 года назад. Или все-таки «Вайгач», но не здесь, а в устье Чижи? Впрочем, сейчас это не важно.
Важно для нас сейчас другое.
Решаем, как нам действовать дальше. Главный вопрос - не пора ли возвращаться. Кэп хочет идти дальше, тем более, что ветер начал отходить. Его аргументы: еще ни разу не пробовали идти вахтами, а возможности для этого есть. Т.е. кэп считает, что Канин нос достижим за один переход. А возвращаться можно и в Мезень (это тоже прорабатывалось заранее), плюс некий резерв в виде увеличения переходов за счет вахт. Два-три суточных перехода, и мы - снова в графике, иди, хоть в Мезень, хоть в Архангельск. Для кэпа его предложение - реально, но для команды начинает отдавать волюнтаризмом и экстримом. Шторм сделал-таки свое дело, и команда настроена менее радикально в смысле дальнейшего продвижения вперед. Аргументы команды: Нет ни связи, ни текущего прогноза (хотя на 2-3 дня - есть благоприятный прогноз, не зря в деревню ходили). Ну а если эти шторма повторяться начнут? Напрасно кэп ссылается на лоцию, на другие источники, в которых сказано, что повторяемость длительных летних штормов в этих местах невысока, не чаще 1-2 за 1,5-2 месяца. Короткие, на пол-суток - чаще, но длительные, как наш - редки. Короче говоря, два дня потеряно, и на командном совете решили дальше не идти, хотя ветер и ушел к северо-востоку. т.е. можно-таки идти дальше на север одним галсом. С учетом пожеланий штурмана (на работу нужно выйти 29 июля), до Архангельска - 500 км по кратчайшему пути с пересечением Мезеньской губы от устья Чижи до Моржовца, и более 600, если вдоль берега, а дней осталось только с десяток. Нельзя сказать, что в эту сдвоенную дневку мы хорошо отдохнули.
Но договорились. Выступаем на Архангельск при первой возможности, т.е. в ближайший максимум прилива. На направление течения уже не смотрим, при переходе длительностью 12-14 часов попадаешь как в попутное течение, так и в противотечение. Лишь бы ветер был. Пока еще есть ветер, пожалуй, все еще с избытком. Пьем, не торопясь, купленное пиво, готовим вкусный ужин, лакомимся свежим хлебом, любуемся постепенно успокаивающимся море и небольшими разрывами в облаках, причудливо окрашенными низким солнцем...
Мерцает тускло сталь заката,
Кипит свинцовая вода.
Дрожат в палатке поросята,
А на костре шкворчит еда...
Короткий сон.
Некоторые особенности и психологические аспекты проведения в жизнь принципа единоначалия в парусном туристическом походе (к вопросу о выборе точки возврата/невозврата)
17 июля. Подъем 2-05, ветер утих, волна осталась. Вчера основательно проработали возвращение, заглянули даже в лоцию, зарядили фото-киноаппаратуру. Мы готовы.
Идти нам предстоит так:
Лоция северной части Белого моря (краткое описание и общие сведения, северо-западное побережье П-ова Канин, Мезеньская губа, о. Моржовец, побережье Мегрского п-ова от м. Воронин до г Архангельск)
Дует с-в, 3 балла, очень ровно, без порывов, прибой 1-1,5 м, уходим в прилив, 3 часа с минутами, выбрав подходящий момент. Первый раз за все время заправили все 4 термоса. Холодно, совсем, градусов 5, или еще меньше (портативная штурманская метеостанция по-прежнему не работает). Косматые облака цепляются за волны. Сыро. Ставим первый раз на переходе рубку. Пробуем идти в лавировку, так, для тренировки и очистки совести (а вдруг пригодится) - идет вполне удовлетворительно, даже на одном гроте. Тренировки тут же кончаются, и ложимся на основной курс – на Чижу. Первый раз за поход кэп не пожалел, что взял с собой горнолыжные перчатки и пожалел о том, что не взял пуховик. Ветер слабеет, но теплее не становится. Проходим (опять в окружении белушьих стад) 70 км до устья р. Чижа, с одной невынужденной остановкой, заходим в реку примерно в 18-00 и становимся.
Появляется солнце. В порт не идем, настолько своей разрухой он непригляден при виде с моря. Эта самая разруха – почти во всех поселках на всем протяжении морской части маршрута, нам еще предстоит это увидеть… Основной поселок - в глубине, вверх по реке еще километра 4.
Моторки на берегу, на фоне полуразваленного порта, лебединая стая на соседнем лугу копошится и о чем-то своем лебедином переговаривается, гнездо цапли на створном знаке, щавель, колосья ячменя, цветущий дикий лук, ромашки, полчища оголодавших комаров, вылетевших под закатное солнце и предзакатный штиль, первое купание за полярным кругом... Место - само очарование... Готовимся идти на Моржовец. Основательно готовимся. Прогноза у нас нет, но по приметам, ветер должен зайти через восток к югу, и на Моржовец должны выйти одним галсом.
18 июля. Подъем 3 часа, подготовка, выход 7-30, на начале отлива. Ветер первые пол-часа - как обещали приметы - ю-ю-в, затем - ю, затем уже ю-ю-з., пока еще один левый галс. К сожалению, правильного ветра хватило только на первые 15 км. Затем - ю-з, уже не проходим. Начинается длинный правый галс вдоль ближнего берега, который теперь далеко. Часа через два выходим на точку поворота. Ветер остается ю-з, теперь бы только не поменялся. Одним галсом вроде бы пока не проходим, выходим либо мористее и севернее, либо, правым галсом, попадаем в Мезень, но начавшийся прилив играет на нас. Потихоньку все получаетсся, как и задумывалось. Только бы ветер к отливу не закончился. Там уже в море понесет. Поломка навигатора при смене батареек (контакт отвалился), до Моржовца еще 40 км, его не видно, не видно и берега Канина.
Потихоньку справились, навигатор заработал, что при таких течениях совсем не вредно. 2-часовой штиль, зыбь, сулой, коротконогий мотор почти бесполезен, Но потом вроде бы снова подуло. 19-30, начало отливного течения, до Моржовца еще 17 км. Хорошо, что выходили с запасом, на южную оконечность. Скорость течения - 4, 5 км/ч, несет себе мимо. Ветер 2 балла, скорость по курсу - 0,3-0,5 км/ч. В 3-4 километрах от берега не выдержали, дернули мотор. Так, под мотором и парусом, к 21-00 мы в 30 м от берега и в 7 км от южного маяка, откуда кратчайшее расстояние до мыса Вороний, что на Зимнем берегу (Мегрский п-ов). Проходим вплотную к берегу против течения еще 5 км, несколько раз тыкаемся в берег, выбираем место для завтрашней дневки и, наконец становимся.
19 июля. Дневка. Дождь, туман, точнее, облака, цепляющиеся за волны, ветер 4-5 баллов. Дневка начинает походить на вынужденную, но все же не полностью. По крайней мере, шторма нет. Туман время от времени рассеивается, на короткие минуты появляется солнце, потом пелена снова сгущается. Гуляем, фотографируем. Лезем на развалины старого маяка, заправляемся водой и даже (кое-кто) купаемся. На южном мысу - реальная река в море, со своим порогом. Валы местами крупнее метра, течение - километров 10 в час. Впечатляет. Завтра нам здесь проходить.
20 июля. Прилив уже (теперь и в этих местах) далеко не ночной, поэтому и выходим не рано, 9-30, с началом отлива. Подъем все равно в 6, после дневки всегда время больше уходит на сборы. Видно, что вдувает конкретно. Рифимся еще на берегу. Ю-з, 4-5 баллов, все море в пенных гребнях, но недалекий Зимний берег прикрывает, волна короткая и крутая, но ненамного больше метра. Ветер дует 100-% противный, как раз с Вороньего. Лавируемся на зарифленных парусах. После первых нескольких километров за южным мысом вдруг приходит убеждение, что в море не только волна меньше и положе, но и ветер правильнее и слабее. Так что через час после выхода удается выйти на нормальный режим с длинным галсом и коротким контргалсом, причем на полных парусах. В море ветер несколько слабее. 2,5 часа - и мы на Вороньем. При подходе - удар швертом, разлетелся очередной новосибирский блок на шверт-талях, ремонт, обед, вынужденное ожидание прилива, усиление ветра, 14-30 снимаемся, идем с трудом еще 10 километров уже в самую что ни на есть мордодуйную лавировку и против течения. Встаем 18-30. Небольшой переход, а сил потребовал, как настоящий.
21 июля. Выход около 9-30, ветер 4-5 баллов ю-з, рифиться не стали, лавировка с контргалсом, крутая волна 1-1,5 м, смешанная с метровой зыбью, пришедшей откуда-то с севера. Довольно весело все это выглядит, даже штурман, он же фотограф, не очень за аппарат хватается, когда ему предлагают все это запечатлеть для потомков. Километрах в 10 от берега, идя почти параллельно берегу основным галсом, кэп обнаруживает болтающуюся НАВЕТРЕННУЮ ванту. Т.е. не обнаруживает, а сразу по происшествию видит. Звук был достаточно характерный для мелкой поломки. Волна крутая, тряска, ветер неслабый. Не выдержал нагрузки самодельный хомут у путенса, порвался. Вот и допванта, статика 6 мм, предварительно заведенная, пригодилась. Держит, и неплохо, пока меняем галс. Штурман тут же занялся заведением веревочного талрепа, а мы потихоньку, со скоростью км эдак 12-15 в час, удаляемся в море, не теряя, однако, остроты хода. Пока то, се, уже от берега - 12-13 км. В море сегодня почему-то веселее, чем у берега. Редко так бывает, обычно, наоборот, в море спокойнее. Наверное, с течениями связано.
Наконец талреп заведен, ложимся на основной галс. Удачно получилось, ничего не потеряли, прошли после устранения неисправности длинным галсом километров 20. Тут при смене галса еще одна приключилась неприятность, лопнула задняя шкаторина у стакселя. Все терлась о краспицу и ромбованту, при повороте хлопнула, опять по ромбованте, и таки треснула. Разрыв небольшой, но раздувает и дальше, а стаксель еще пригодится. Идем к берегу, становимся на отмели, разгружаем, кренгуем (стаксель у нас на закрутке, т.е. не спускается), ставим заплаты, обедаем. Идем дальше, до устья р. Мегра, 50 км за день. Уютная бухта, первые за 10 дней деревья, любопытные тюлени, нерпы, местная собака, имеющая цель жизни в поимке тюленя, причем непременно в море. Довольно тепло стало к вечеру, градусов 17-19, попытка кэпа отобрать лавры у собаки в погоне за моржом, жареные лепешки, местные девчушки, выгуливающие собаку-моржелова, ветряки на холме вдалеке... идиллия... Выйти завтра можно будет при любой воде.
22 июля. Около 10 утра. Выход. Жалко расставаться с хорошей стоянкой, но время поджимает. Мы еще не на финишной прямой, ветер же менять направление не собирается. Опять лавировка с контргалсом, проходим спокойно 60 км до мыса Инцы, встаем перед маяком на пляже около 10 вечера. К нам тут же гости - начальник маяка Сергей и его сын. Зовут ночевать в дом, зовут встать поближе, но мы уже разгружены, палатка стоит. Знакомимся, обещаем завтра прийти на экскурсию. На завтра обещается хорошая погода - по местным признакам. А именно: на север прошел буксир с двумя баржами. Как говорят местные, "вестник хорошей погоды".
23 июля. Подъем обычный, часов в 7. На море - признаки шторма, хотя ветер и ю-ю-з. Еще не шторм пока, но постепенно раздувает. Ждем. Место хорошее, экскурсию тоже отменять не хочется, пресная вода на исходе, торопиться не стоит. Ветер крепчает. Знакомимся на маяке со всем семейством и помощниками Сергея. Поднимаемся на маяк, осматриваем окрестности, заправляемся водой из колодца. Уже вовсю летает песок, море в пене, хорошо, что мы на берегу. Шторм, но тепло, больше 20 градусов. Гуляем, смотрим окрестности, заходим в брошенный поселок в устье р. Инцы, когда-то крепкие поморсие дома пустуют и ветшают. Внутри - разгром, словно люди покидали их по тревоге, впопыхах... Осталось много вещей, кое-где - краснодеревая крепкая мебель, песцовые шкуры, самовары, деревянные корыта и детские кроватки, старые фотографии... Живут теперь в поселке только летом, приезжающие на отдых случайные люди.
Проходим вверх по реке, река вся в бревнах, далеко идти непросто. Рыбалка не заладилась, теплый ветер крепчает, проносится дождь с грозой, возвращаемся мимо поселка и маяка в лагерь. Очень впечатляющая экскурсия получилась.
На море - пожалуй, шторм не хуже Кийского. Единственное отличие - тепло, южак, должен скоро закончиться. Катамаран начинает подпрыгивать и готовиться к полету. Вроде бы волны в прилив не дотянутся, поэтому дальше не уносим, и грузим булыжниками. Зря поленились и дальше не унесли. На приливе волны действительно не доставали, зато забросало поверх палубы пеной, перемешанной с песком. Получилось на месте "Негордого" какое-то студенистое бурое месиво, из которого торчит мачта. Завтра быстро не выйти.
Приходят в гости маячники, общаемся в неформальной обстановке за чаем, слушаем рассказы про местное житье-бытье, про то, что людей на побережье становится все меньше, про то, что закрываются школы, закрываются маяки...
24 июля. Подъем около 6-00, два-три часа уходит на приведение "Негордого" в порядок, ветер ю-ю-з, 2-3 балла. До Архангельска еще около 200 км, а еще дневку хотелось бы устроить в хорошем месте и в хорошую погоду... Лавировка изрядно уже надоела, идти приходится подолгу, а продвижения толком нет. Берега, тем не менее, пошли уже повеселее, тундра кончается, лес всюду, а еще древняя ЛЭП проходит вдоль всего берега, оборванные провода свисают, столбы местами повалены.
Проходим около 50 км, становимся неподалеку от лесной избушки, на мшисто-можжевельниковой поляне. Не холодно, градусов 17-19. Завтра не спешим выходить.
25 июля. Полудневка. Волшебный дремучий лес, озерцо с окунями и щуками, избушка в лесу крепкая, со стеклопакетными окошками. Избушек вообще много вдоль всего Зимнего берега стоит. Гуляем, моемся в озере, жарим пойманную рыбу.
Выйти удается 14-30, но сегодня нам недалеко, около 40 км, будем становиться на плановую дневку в пределах одного большого суточного перехода от Архангельска. 20 км прошли за час с четвертью с попутным ветром, затем высокий берег поворачивает на юго-восток, почти на 90 градусов, так что приятное на этом заканчивается. Сначала штилеет, а затем начинается привычный 2-3-бальный мордодуй, плавно переходящий во встречный штиль. Сильное противотечение, на последних 10 км включаем мотор, тратим на эти 10 км 3 л драгоценного топлива. Поэтому на стоянку приходим 20-30, место вполне дневочное, большая поляна, лес, река М.Козел с притоками, озеро. К вечеру сильно похолодало, не больше 10 градусов.
26 июля. Дневка. С утра - пасмурно и прохладно, затем появляется-таки солнышко, дневка начинает походить на плановую. Приливы уже невысоки, меньше 2 метров, поэтому в реке вода пресная. Очень прозрачная вода, с берега хорошо видно, как почти в одном месте плавает форель и! - мелкая камбала! Вот это да-а-а...
Купаемся в реке (все) и море (некоторые), в котором вода почему-то тоже довольно теплая, моемся, моем и трем паруса, стираемся, - словом, приводим себя в порядок перед большим городом и съемом. Кэп в реке ловит форель, все собирают (немножко) первые грибы, чернику, землянику, затем - праздничный обед из щавелевого супа и форели, праздничный ужин с лепешками и грибами. В общем, настоящая дневка. До Архангельска еще километров 100. Если повезет, или если напряжемся, в любом случае за сутки дойдем.
27 июля. Ранний подъем.
Солнце встает из-за леса,
На море - прозрачные струи.
Какого же надо вам беса
В поселке с названьем "Куя"?
С ветром приходит ответ,
Словно небес награда:
"Пива и сигарет,
А так - ничего не надо"
Выход около 10-00. Все та же самая лавировка, 2-3 балла. В половине второго заштилело, заходим, уже на моторе, в д. Куя. Очень симпатичная река, живописно стоит и деревня, которая тоже оживает только летом. Таксофон есть (как во всех поселках), сотовая связь на холме появилась впервые за весь поход, включая Кулой, магазина нет, но есть местные рыбаки, у которых и берем хлеб, сигареты, пиво. Жара, думается, около 30, море мелкое и теплое и уже не такое соленое. (все-таки Двинская губа), полный штиль, до съема еще километров 65-70, горючего километров на 30 по стоячей воде. Отдыхаем километрах в пяти от Куи,
Загораем, купаемся, балуемся ягодами, ждем вечернего бриза, который при подходе к Архангельску все равно окажется встречным...19-30, небольшой бриз, выходим, бриз усиливается до 2-3 баллов к ночи, конечно же, лавировка, включаем ходовые огни, проходим при встречном течении о. Мудьюг, разлив большой, фарватер узкий, метров 100, не больше. Кораблей немного. Вокруг - мели, что особенно "удобно" при лавировке. Напротив маяка из-за встречного течения зависаем где-то на час. Но как-то движемся, чем дальше, тем уверенней. Входим в Корабельный рукав, опять мели, то и дело поднимаем и опускаем шверт и руль, теряя ход. Дальше - полегче. Горючего уже хватает, но вроде бы и дует, плюс прилив, поэтому идем под парусами. Вода пресная. Километров за 5 до Соломбалы дергаем мотор, полезно ему в пресной воде побулькать, и около 10-30 уже 28 июля мы на берегу, между Маймаксой и Соломбалой, можно сказать, в Соломбале.
28 июля. Промываем весь корабль, начинается антистапель. Жуткая жара. Непривычно. Приплыли, называется, Все стремились, и таки приплыли... Дмитрий-штурман вечером уезжает.
29 июля. Окончательно пакуемся, сдаем катамаран в перевозку, отправляем в Москву. С билетами на вокзале не все так просто, время у кэпа и старпома еще есть, поэтому решаем выждать пару дней и отдохнуть на С.Двине, в р-не М.Корел, что и делаем следующие 2 дня (30, 31 июля). 31 июля вечером - уезжаем. Катамаран, оказывается, уже ждет в Москве. Короче говоря, 1 августа мы вернулись. Походный марш отзвучал.
Все, о чем ты мечтал - точно сбудется,
День придет - и, поверь, все устроится.
Все плохое почти позабудется,
Все хорошее тут же утроится.
Небеса непогодой заверчены,
Грот зарифлен, швартовые отданы.
Этот шторм - он закончится к вечеру,
Что ж, вперед, господа, кушать подано.
Нас дождутся друзья и любимые,
Дом, начальство, все прочие опции.
Но пока мы здесь, ветром гонимые,
И читаем лишь карты да лоции.
Нам готовили долго и тщательно
Ветро-скально-сулойный наш подиум.
Решено все за нас - замечательно,-
Грот зарифлен, швартовые отданы.
И почти на краю мироздания
Без восторга и без сожаления,
Вдруг блеснет - так бывало и ранее -
Луч надежды над бездной сомнения.
Небеса непогодой заверчены,
Где ты счастье? - Да здесь же, я - вот оно:
Все свершится, что было намечено,
Грот зарифлен, швартовые отданы!
По-моему, никто из участников ни разу не пожалел о потраченных силах и времени. Да, безлюдно, временами холодно и неуютно. Довольно однообразные берега и пейзажи. Многочасовые переходы, в которых самое трудное - самые простые человеческие надобности... Открытый катамаран - все же не яхта олигарха с бассейном, рестораном, девочками в сауне, полем для гольфа и теплым сортиром. Да, это не уютные и живописные шхеры Онежского и Ладожского озер и внутренней части Белого моря. Но море, природа, масштабы и мощь этих мест - впечатляют. Как сказал штурман перед отъездом домой, каждый год сюда ездить не захочется, но раз в несколько лет или хотя бы однажды в жизни - стоит! Главное впечатление - это.
О снаряжении и о самом походе.
Снаряжение не подвело. "Негордый" в очередной раз показал себя с наилучшей стороны. Признательность ему за это! Мелкие и прогнозируемые поломки случались, до крупных неприятностей дело не дошло. Отличие от прошлогоднего Онежско-Ладожского похода - отмечена чуть меньшая мореходность, связанная с большей нагрузкой (3 человека со скарбом и большим запасом продуктов, топлива, ЗИПа, теплых вещей, пресной воды против 2 человек почти налегке в прошлом году). Не то, чтобы были какие-то серьезные ухудшения. Да нет, катамаран с полезной нагрузкой около 360-400 кг уверенно лавирует, преодолевает крутые волны 1,5 метровой высоты (крупнее, наверное, не достались нам на переходах в этом году), достаточно места для размещения экипажа. Но если в прошлом походе при загрузке 250-300 кг на палубу в любых условиях залетали отдельные брызги (не считая фонтана из-под транца), то сейчас было существенно мокрее. И комбинезоны выручали уже не только во время дождя. Вывод: на серьезный маршрут по серьезному водоему на катамаране подобных размерений и грузоподъемности НЕЖЕЛАТЕЛЬНО идти экипажем более чем три человека. Вдвоем - совсем хорошо, и в море - безопасно.
Мелкие поломки... От них, видимо, никуда не деться. Дешевые блоки как летели, так и будут разлетаться, но пусть уж лучше при ударе разлетаются они или срабатывает слабое звено в шверт-талях, чем произойдет поломка шверта или обрыв его оттяжек.
Насчет самодельного путенса. Собственно, я недолюбливаю (как и любой парусятник) вид свободноболтающейся ванты (любой, под- или наветренной) или штага. Поход - это не покатушки и не гонки, вернее, может, тоже гонки, но другие, без соперников, зрителей и спасательного судна. Потеря мачты вдали от берега, когда некому подстраховать, дело неприятное. Как правило, подобные штуки случаются не во время штиля... Думаю, все, что смогло бы сделать более или менее гарантированно в этой гипотетической, к нашему счастью, ситуации другое судно (будь плавание эскадренное) - так это при потере мачты снять экипаж. И все. Большее - далеко не всегда. Собственно, если мачта на относительно крупном корабле таки рухнула и при этом никого не задавила, от нее нужно избавляться, пока она не пробила борт. Дальше - по ситуации. Можно идти на моторе (зря, что ли, многие его возят), можно идти на буксире, если есть, кому вас буксировать. Проще этого (как и многого другого) избежать, чем потом преодолевать последствия собственной лени, тупости или отсутствия опыта. Поэтому к подобной ситуации нужно готовиться заранее. Что я и пытаюсь делать.
Использование мотора нам помогло, но не сильно. Думаю, что эпизодическое использование его на море сэкономило нам ходовой день, или чуть меньше. Про реку я не говорю, при слабом течении груженый катамаран под веслом шел бы эту дистанцию дней 5-6. На море - он играл роль скорее средства безопасности, в общем-то, без него можно было и обойтись. Но уверенности в собственных возможностях оттого, что он есть, бесспорно, он добавлял. Длины дейдвуда, скорее всего, как и мощности, оказалось немного мало. При ходе против течения мы еле двигались. При ходе на волнении или сулое короткий дейдвуд постоянно подсасывает воздух, а голова движка нередко находится в полупогруженном состоянии. Движение возможно только на самом малом газу, что при ходе против течения не дает ничего, кроме стояния на месте. Транец регулируемой высоты проблему частично решает, но не полностью. Все-таки на волнении любой транец под короткий дейдвуд не пропустит мимо ни одной приличной волны...
Палатки, тенты, непромокаемые комбинезоны TRIBORD не подвели, как впрочем, и все остальное. Зарядить аккумуляторы у той аппаратуры, у которой они есть, мы могли без проблем. Токи-воки - очень удобно в ненаселенных местах брать с собой на прогулку. Обидно только, что морская рация не пригодилась, никого почти не видели и не слышали, так, иногда в районе Мудьюга доносились обрывки чьих-то разговоров. При проходе Корабельного рукава нас никто не запрашивал.
Организация похода. Так как поход осуществился по плану и в намеченные сроки, можно сказать, наверное, что организация была удовлетворительная. Не подвели ни грузоперевозчики, ни карты, ни техника, ни участники. Из недостатков снаряжения и организации отмечу отсутствие тривиального КВ/УКВ-приемника, прогноз погоды иметь все-таки желательно... С другой стороны, всегда при необходимости можно было зайти в поселок и там узнать.
О длительном движении под мотором на открытых судах. На мой взгляд, мотор в походе на открытом разборно-надувном судне любых размерений - лишь вспомогательный и "страховочный" инструмент. Я не очень представляю себе, чем можно заниматься длительное время на борту под открытым небом во время перехода, кроме как управлять судном. Остальные работы и развлечения (приготовление пищи, работа с картами и средствами навигации, пение песен, азартные игры и т.п.) по большому счету, кратковременны. Вот и получается, когда переход многочасовой, а прямой работой занят только один человек, остальным просто приходится ждать и терпеливо скучать. Может, у кого-то и по-другому, но, думаю, даже анекдоты, рассказанные по рации соседу по плавсредству или по эскадре, надоедят рано или поздно, тем более что расслышать их при работающем моторе будет непросто. Мой вывод - в сложных походах мотор нужен, но при движении с небольшой (10, ну пусть 12 км/ч) скоростью в его длительном применении неудобств больше, чем достоинств.
Планы... Планы одни - двигаться дальше. В каком направлении - еще не решено. Ясно примерно одно: мы в этих местах еще не были, 3-4 недели, подъемный бюджет, не слишком сложная заброска, протяженность около 1000 км или более, относительно ненаселенные районы, открытая часть моря, т.е. примерно V-VI категория сложности по существующим критериям оценки.
Думается, что походы этого года, а также призовое место в IX Верхневолжской регате - не предел мечтаний для нашего замечательного небольшого, но гордого кораблика... Поживем - увидим.
Даты, цифры, переходы, стоянки (сухой остаток)
5 июля. Г. Конаково Тверской обл. Отправка катамарана и основной части снаряжения в Архангельск.
8 июля. Отъезд команды из Москвы.
9 июля. 19-30 - пос. Кулой, начало стапеля.
N 65°04,725', E 43°01,765'. Место для стапеля - отличное.
10 июля. 7-00, первый выход. Переход 85 км до д. Карьеполье к 21-30.
N 65°33,370', E 43°38,427'. Стоянка - отличная.
11,12 июля. Установка рангоута, укладка снаряжения. 18-30 11 июля - выход. Переход до п. Долгощелье, 80 км к 8-30 12.07.
N 66°02,336', E 43°27,122'.
Затем - 61 км с остановками к 23-00 12 июля, первый переход в море под парусами от м. Харин до стоянки.
N 66°22,615', E 44°12,095'. Стоянка экстремальная.
13 июля. Выход 15-30, Переход 62 км к 2-00 уже 14.07 до устья р. Несь, с вынужденными остановками. Стоянка в устье на южном берегу.
N 66°53,782', E 44°29,592'. Стоянка - удовлетворительная. Безопасно, но встать и уйти можно только в максимальной фазе прилива. Перспективней останавливаться на противоположном берегу, рядом с поселком.
14 июля. 07. Выход в 16-00, переход 104 км к 3-00 15.07 до устья р. Кия. Стоянка в 6 км южнее устья.
N 67°36,766', E 44°02,653'. Хорошая стоянка, но в устье остановиться было бы правильней.
15,16 июля. Шторм, вынужденная дневка.
17 июля. 3-00 - выход. Переход до устья р. Чижа 93 км к 17-00, с невынужденными остановками. Стоянка в устье реки на южном берегу.
N 67°03,992', E 44°19,789'. Одна из лучших стоянок. Выходится в любую воду.
18 июля. Выход 7-30, переход в лавировку до о. Моржовец к 21-00, 90 км.
N 66°40,344', E 42°40,276'. Хорошая стоянка во всех отношениях.
19 июля. Дневка.
20 июля. Выход 9-30, лавировка, переход до м. Воронин, 27 км, остановка N 66°30,306', E 42°19,435' и затем стоянка в 12 км к югу от Воронина.
N 66°29,592', E 42°08,844'. Удовлетворительная стоянка.
21 июля. Выход 9-30, лавировка, переход с вынужденной остановкой до устья р. Мегра к 20-30, стоянка в устье по южному берегу.
N 66°09,296', E 41°36,199'. Отличная стоянка, выход в любую приливно-отливную фазу.
22 июля. Выход 10-00, лавировка, переход 48 км к 19-30 до м. Инцы.
N 65°58,384', E 40°43,286'. Стоянка удовлетворительная.
23 июля. Шторм. Вынужденная дневка.
24 июля. Выход 10-00, лавировка, переход 63 км к 22-30.
65°34,917', E 39°47,118'. Отличная стоянка. Рядом - озеро.
25 июля. Полудневка. Выход 14-30, переход до устья р. М. Козел, 46 км к 20-30.
65°16,458', E 39°50,819'. Отличная стоянка, река с притоками, озеро.
26 июля. Дневка.
27 июля. Выход 10-00, лавировка, встречный штиль, штиль, лавировка. Переход до Соломбалы с остановками, к 10-30 28 июля 87 км.
64°34,660', E 40°29,530. Место для стапеля/антистапеля удовлетворительное.
28 июля. Антистапель. Отъезд штурмана. В общей сложности пройдено по курсу 907 (±20) км, по трекам – чуть меньше 1100 км (оценка приблизительная), из них под мотором менее 270 км.
29 июля. Отправка снаряжения.
30,31 июля. Отдых в окрестностях Архангельска, отъезд кэпа и старпома.
1 августа. Приезд в Москву.
Вместо эпилога
Даты, цифры, переходы, стоянки