Ямбург – Яр-Сале, 25 – 27 августа.

 

 

Около 8 часов выходим, туман, но есть ветер попутный, с-з 2-3 балла. Хватает его часа на 2, затем штилеет, а туман рассеивается. Дальше идем на экономном ходу под мотором, 7-7,5 км/час, 19 км на 1,4 литра топлива вышло. Чумы по берегам стоят колоритные и разноцветные, олени бродят, стоят моторки, играют детишки, рыбаки напротив этих «индейских» деревень сети проверяют. Берег и сопки уже толи в деревьях низкорослых, то ли в кустах, но пейзажи становятся теплее, как, собственно, и погода. Штиль полный, и гладь от горизонта до горизонта. Мотор длинноногий сам по себе глохнет (от того, что в баке топливо в очередной раз закончилось), и уже не заводится. Бензин или масло все-таки неважнецкие,  опять промывать топливную систему. Около часа барахтаемся в 3-4 км от берега, пытаясь мотор завести, уже собрались было запасной доставать (а винт у нас теперь один только на два мотора), но случился береговой бриз, и на нем в бейдевинд мы приходим к берегу полдесятого вечера.  Место симпатичное, протоки, в них мелкая рыбешка плещется, кусты по берегам, сопки рядом, тихо, тепло… Совсем другое дело. Палатка, правда, опять далековато от катамарана стоит, а катамаран - далековато от воды.

Утро 26 августа, ранний подъем. Моторы меняем, переставляя единственный винт, ставим коротконогий, поскольку идти нам сегодня на пересечение по штилю, а там уже мели, и вход в протоки на Яр-Сале, и волны большой вряд ли увидим. Тепло, градусов чуть не 20, бабочки вылетели и отдельные комары, даже несколько давно забытых мошек вокруг крутятся. Купаюсь, ставим катамаран под погрузку, проверяем крепление гермоупаковок на наружной подвеске, наступая на каждую из них, обойдя по периметру всего судна.

Выходим, полные обороты, идти по открытой воде (если все-таки попытаться попрямее к Яр-Сале пройти), километров 80, ну а при желании, все 100. Решили топливом пожертвовать, и пройти как можно быстрее, прогноз-то у нас позавчерашний. Держим скорость 10,5-11 км час, штиль – полный. Попутно экспериментируем с дифферентом и стакселем. Оказалось, что скорость при штиле со стакселем, поставленным в ДП, больше на 0,2 км/час по сравнению со стакселем, скрученным на закрутку. Так и идем на з-ю-з, меняясь, до 20-00, видим берег километрах в 25 и начинаем забирать  к югу, в протоку, до которой еще километров 60. Буксир с вереницей барж проходит вдалеке, на фоне невысокого ямальского берега, это обычно признак хорошей погоды на ближайшие несколько часов. Замечаем уже ближе к закату дуновение ветра в верхней части стакселя, тут же ставим грот, и не прогадываем. На поверхности – гладь, зеркало, насколько глаз хватает, ни морщинки на воде, а верхняя часть грота работает вовсю! Мотор выключаем, и идем в галфвинд со скоростью 7-9 км/час, при отсутствии малейшего дуновения на уровне 1 метр над уровнем воды. Ощущается встречный ветер, «колдунчики» то же самое говорят. Ставлю паруса во флюгер. Так и есть, когда стоим, внизу – нет ветра,  в верхней части парус полощется вполне заметно. Верховой ветер, вот что это. Мы не против, и в полной тишине (только вода журчит за кормой), движемся так еще часа два вдоль низких островов, окруженных мелями. Хотим уже встать, поскольку темнеет, но – некуда, мели всюду, по меньшей мере, в полукилометре от берегов, да и как на берегу самом, тоже непонятно. Переругиваясь с Иваном, который хочет то туда, то сюда подойти, я все-таки дотягиваю к часу ночи до дальнего мыса, откуда прямая дорога лежит, как всегда, за следующий мыс, но за этим следующим – вход в протоку. Мели со всех сторон по-прежнему, пытаемся к ближнему мысу подойти, проталкиваем катамаран, спрыгивая с него в воду, наконец,  находим заливаемый травянистый островок (сейчас там сухо, а утром будет вполне сыро), и встаем. Темно, ставим с фонарями маленькую палатку, ужинаем, Иван идет спать в палатку, я остаюсь на борту. По мне, все правильно, рано утром, с приливом, должны уйти дальше.

Так и выходит. Я просыпаюсь от оклика Ивана, который собирает палатку. До нее приливу осталось метра два травянистого песка и сантиметра три по уровню. 5 утра, начинает светать. Легкий завтрак, проводка «Негордого» на относительно глубокое место (это примерно полкилометра пешком), наконец мы начинаем движение. Ветер с северо-востока 1-2 балла, нам пока что в галфвинд, но потом – практически на восток. Уходим по возможности подальше в море, и, иногда закладывая контргалса, идем за дальний мыс. За мысом - поворот под ветер пока, но – опять  мели, разлив большой, конечно, но все время приходится быть начеку. Спрыгиваем, проводимся, опять идем под парусами, опять спрыгиваем… и так часа три. В конце концов, пришли, конечно, в протоку. Видим в глубине дельты поселок, но это – еще не Яр-Сале, до Яр-Сале еще километров 30 по прямой. Тем не менее, протоку мы нашли. Встречаются две моторки с местными, подходят к нам, глушат движки, цепляются с обоих бортов. Ветер пока попутный, и все это хозяйство под нашим гротом уверенно движется (километров 5-6 в час). «Хороший у вас парус, однако», - уважительно говорят местные, – «Да, правильно идете, можно сказать, уже в протоке. Скоро основное русло будет. А в ближайший поселок – направо повернете, если что».

Протоки за поворотом раздваиваются, растраиваются и расчетверяются, и какая из них правильная, понять трудно, тем более в самой широкой мы тут же воткнулись посредине в топкую мель. Уходила эта протока под прямым углом влево от Яр-Сале, от направления на вышку, которая уже была видна. Решили свернуть в протоку поменьше, которая выглядела глубокой, шла в нужном направлении и была сначала прямая, как стрела. С попутным слабым ветром, вдоль низких топких берегов,  ширина метров 12-15, лужи-промоины по обе стороны, вода ушла, рыба осталась и теперь булькает в этих лужах при нашем приближении, ондатры снуют в каком-то невообразимом количестве (большую плотность этого зверька на единицу площади я видел только в раннем детстве на ВДНХ тогда еще, в павильоне «Кролиководство и пушное звероводство»). Тащат снопы травы, жуют ее прямо в метре от катамарана, иногда ныряют, видно, что никто их тут не трогает. Утки попадаются во множестве (местные, которые здесь гнездятся, полярная птица на перелет еще не пошла). Эти – пуганые, ближе 50 метров не подпускают.

…Долго шли мы этой протокой, выходя в мелководные разливы и подолгу разыскивая в них продолжение, и вплоть до позднего вечера вроде продолжение находили. Вышка Яр-Салейская приближалась, и, наконец, приблизилась до начала действия мобильной связи. А тут и бережок повыше случился, и балОк на нем разваленный, и даже что-то вроде рамы для стола поблизости.  Встали, тем более что мотор неподалеку лодочный затарахтел, и голоса по штилю услышали. Примерно правильно шли, хотя явно, не основное это русло. Утром разгребать будем, что сегодня вечером наворотили, решили мы, и завалились спать. Пока ставили лагерь, над нами долго кружила сова, скорее всего, неясыть.

 

             

Я в протоках долго искал

Путь к желанной твердой земле.

Все секстантом щелкал, джипиэс запускал...

Где же ты, моя Яр-Сале?..

...Как найти тебя нелегко.

Створ с буями скрылись во мгле.

То ты вроде близко, то опять далеко!

Ё же ты моё, Яр-Сале...

 

        Все фото Ямбург-Яр-Сале

В начало

Содержание предыдущей серии (Тадебе-Ямбург)

Верховой ветер (видео)

Краткое содержание (дневник, итоги)

Словарь

Читать далее (Яр-Сале-Лабытнанги)