«Негордый»-2023:

Из Анабара до бухты М. Прончищевой и обратно

(с. Юрюнг-Хая – о. Б. Бегичев – бухта М. Прончищевой – р. Зеленая – о. Преображения – о. Б. Бегичев – с. Юрюнг-Хая)

Содержание

Нитка и схема маршрута

Cведения о группе

Снаряжение

Подготовка

Дневник

Выводы

Сведения о предыдущих плаваниях

График движения

Фотогалерея похода

Нитка маршрута: с. Юрюнг-Хая – м. Хорго – о. Б. Бегичев – бухта М. Прончищевой – р. Зеленая – о. Преображения – о. Б. Бегичев – р. Булунг - с. Юрюнг-Хая, 893 км по курсу (без учета радиальных выходов и маневрирования)

Продолжительность маршрута: 21 день (8 августа – 28 августа).

Протяженность маршрута: 948 км (с учетом радиальных выходов).

Участники

    

Вадим Ракитин (капитан)                              Артем Казаков (старпом, штурман)

   

Любовь Смирнова (рулевой, фотограф)

Снаряжение

Плавсредство и его оборудование:

Катамаран в оснащенном состоянии и 2 палатки («Буран-3N SI и «Эдельвейс-2»

Разборно-надувной катамаран «Негордый» (слегка переделанный из «Тайфун-М» производства «Тритон», 2007 г. постройки). Длина 6,8 м, ширина 3,05 м, диаметр баллонов 0.55 м, площадь основной парусности 12,8 м кв., вес снаряженного (с ходовой рубкой и подвесным мотором) 145 кг, грузоподъемность 500 кг. Прошел перед началом сезона-2023 около 24 тыс. км по внутренним водным и морским путям РФ.

Катамаран оборудован съемной рубкой-убежищем на 2 спальных места, а также вспомогательным подвесным мотором (с 2022 г. - «Mercury-3.5 MFS» с удлиненным редуктором).

Рубка – моей конструкции (изготовлена на нижегородском «Сплаве»), съемная, т.е. пригодная к использованию, как на катамаране, так и на берегу; при необходимости может задраиваться герметично. Эта рубка еще несколько раз мелькнет на фотографиях.

Запас топлива в этом путешествии был около 45 л. Топливо размещалось на наружной подвеске в канистрах.

Основная часть груза размещалась в гермоупаковках на наружной подвеске.

На борту имеется камбуз для приготовления пищи на переходе, а также для хранения кухонной посуды и части продуктов. 

Палатки были использованы 3 типов (не считая катамаранной рубки, в которой иногда спала Люба). Основная спальная («Буран-3N-SI», пятидужная, 3-местная – в ней размещались мы с Артемом), вспомогательная («Эдельвейс-2», по сути 1+, а не двушка, как на ней написано); в ней при хорошей погоде спала Люба, в шторм и сильный дождь перемещаясь в катамаранную рубку, поскольку «Эдельвейс» слегка подтекал на сильном дожде; общий чум («Типи-3.5»), который использовался при неустойчивой погоде как помещение для общей кухни; кроме того, его мы брали в пеший радиальный выход в Бырранга. Палатки приведены на верхнем фото (которое вместе с катамараном).

    

Чум

 

Лагерь иногда приходилось разбивать и на небольших участках побережья, даже на островках

Взяли на этот раз небольшой легкий надувной каяк («Ермак», около 5 кг, производство «Вольный ветер»); его разок использовали при сплаве по р. Зеленая как грузовую баржу; вполне помогло; облегченный на 120-150 кг катамаран почти не пришлось волочить по перекатам; раза 3-4 всего (в отличие от 30-40 раз во время подъема тремя днями раньше по той же реке).

Надувной каяк «Ермак»

Снаряжение лагерное. О чуме я уже говорил; также мы использовали алюминиевый ящик «Риф» (это был наш основной бортовой и береговой камбуз); легкий складной столик; 2 стульчика; гермоящик «Арктика» плюс еще один крепкий пластиковый ящик для зимней рыбалки, на котором можно было сидеть, и в котором хранился весь наш инструмент и основной ЗИП.

Камбуз, столик

Одежда и обувь (на каждого участника) - непромокаемые яхтенные костюмы разных производителей; утепленные комбинезоны; флисовые куртки и брюки; термобелье; высокие сапоги или вейдерсы; короткие сапожки; трековые кроссовки или ботинки; босоножки или пляжные тапочки.

Спальные мешки и коврики по числу участников плюс 1 (для отдыха на переходах); стулья складные, столик складной; гермоящик «Арктика» и бак п/э 20 л для хранения продуктов. Тут особо отметить нечего; все спальное и бивуачное снаряжение отработало штатно; проблем не было ни с чем.

Посуда, приготовление пищи. И на борту, и на берегу, мы использовали камбуз на основе алюминиевого бокса, двухсекционный. В одной секции установлена газовая плитка; в эту же секцию укладывается основной набор посуды. Вторая секция предназначена для хранения продуктов на ближайшие сутки. Брали с собой любимую скороварку Snowline Pressure cooker на 1.8 л, позволявшую не только быстро приготовить обычную еду, но и баловать себя разными деликатесами (фасоль, например, варить примерно 20-25 минут, а горох – два раза довести до кипения). Кроме плиты, были взяты 2 горелки, одна из которых мультитопливная (Primus). Горелками тоже иногда пользовались, когда были нужны две конфорки. Кроме того, на дневках регулярно использовали костер, для которого выделили пару специальных кастрюль. Использовали также 2 термоса по 1.2-1.5 литра. Широкогорлый изредка использовали на переходах (гречка/рис/макароны с тушенкой). В общем, и на берегу, и на переходе быт был нормально налажен.

Возили с собой также газовую лампу на 300 Вт (на всякий случай - для обогрева ходовой рубки на переходе). Но, поскольку особых холодов не случилось, а многосуточных переходов не было, то лампа в этот раз не пригодилась.

Средства навигации, связи, электропитание. Спутниковый телефон «Iridium-9575» (плавающий); защищенные GPS/Glonass навигаторы (2 шт.); защищенные смартфоны с контрактами от основных мобильных операторов и установленным приложением «Топокарты РФ-PRO»; набор карт на весь маршрут разных масштабов (в электронном и напечатанном вариантах). Артем взял даже геологические карты; он говорил, что район мыса Цветкова – совершенно необычное образование; если бОльшая часть берегов вдоль нашей траектории образована осадочными отложениями, то на мысе Цветкова можно увидеть выход древних базальтовых пород, так сказать, «обнаженные кости Земли», находящиеся в нетронутом виде сотни миллионов лет.

Солнечные батареи разной мощности (~ 20-30 Вт) – 2 шт.; выносные аккумуляторы-накопители (пауэрбанки) общей емкостью 100000 Мач. В общем, аккумуляторов должно было хватить с избытком. Тем не менее, я по устоявшейся привычке регулярно заряжал свой 20-тысячник, смартфон с навигацией и спутниковый телефон от солнечной батареи.

Предпоходная подготовка

В этот раз устраивать предпоходный общий сбор не пришлось; с Артемом мы поддерживаем постоянный контакт на протяжении нескольких лет, а Люба, оказавшаяся в команде примерно за месяц до старта, была нам хорошо уже знакома по прошлому году.

Катамаран, мотор и бОльшая часть снаряжения ожидала нас в Юрюнг-Хае с прошлого года; оставалось провезти только отдельные личные вещи (в основном, это касалось Артема),а также одноместную надувную байдарку (вместе с веслами около 7 кг), спасжилет, электронику, фото-видео аппаратуру и пару килограммов кофе и сухих овощей.

С маршрутом и его продолжительностью было все ясно. Поскольку лодка стоит в низовьях Анабара, то лучше побережья Таймыра может быть только внутренний Таймыр и Бырранга; 3-3.5 недели (с заездом-отъездом, стапелем и антистапелем – должны уложиться в ровно месяц и не больше, поскольку один из нас был ограничен стандартным отпуском). С учетом летней ледовой обстановки и ее динамики было понятно, что севернее бухты Прончищевой в августе нас, скорее всего, стихии не пустят. Много было льда в этом году, и уходил он из Хатангского залива и юго-восточных берегов Таймыра неохотно. Мы уже в июле даже перенесли начало (вместо условно 1 августа решили стартовать на неделю позже), и как позже выяснилось, сделали совершенно правильно. Забегая вперед, скажу, что еще 4-5 августа, когда мы ждали в Саскылахе рейс до Ю-Хаи, вдоль всей морской части нашего плавания стояли ледовые поля, и к северу они смещались ну очень медленно. Однако, бухта Нордвик и острова Бегичевы уже к началу августа открылись.

Расстояние от Ю-Хаи до лагуны р. Зеленая (что в бухте М. Прончищевой) всего-то около 430-450 км (из них около 70 км – это Анабар).

Было понятно, что торопиться нам некуда, и что больших многосоткилометровых безостановочных переходов у нас не будет даже при наличии идеальных условий. А при желании мы всегда можем ускориться; 450 км бухты можно преодолеть за один 2-3-суточный переход, если понадобится. Но – в этот раз совершенно незачем идти сутками; лучше будем двигаться короткими 10-15-часовыми переходами, проходить по 100-120 км и останавливаться в интересных местах. На переходы (в особенности морские) выходить будем только при совсем уж благоприятных условиях (как видимых, так и по прогнозу). Т.е. в море на переходе мы не планируем никакого ветра более 3-4 баллов и волны более 1 метра; естественно, стихии всегда могут внести коррективы; но сами на рожон не полезем. И будем побольше гулять по берегам, фотографировать, рыбку ловить. Например, если удастся подняться по реке Зеленой, что течет с гор Бырранга, – вот и поднимемся, и по горам пусть немного, но погуляем. В общем, маршрут, хотя формально и вписывался в 5 категорию сложности, но для нас становился похожим на полуматрас.

И это, еще одно, традиционное и важное. Перед выходом обычно я проговариваю со всеми примерно следующее. Так и так, мол! Произнесу сейчас перед вами свою традиционную речь. Смысл ее в том, что я (как капитан и руководитель) в какой-то момент могу сказать что-то вроде: «Так и так, я принял такое-то решение, идем туда/возвращаемся/делаем вот так (или еще что-то подобное), и это – окончательное решение». Такое я могу произнести в случае чего-то непредвиденного или аварийного, и только в таких обстоятельствах. Я очень надеюсь, что ничего подобного мне произносить не придется, но вы должны знать, что такое право на единоличное решение у меня есть. Вот, а все остальные текущие решения (идем/загораем/рыбку ловим/а давайте в приток заглянем или по тундре погуляем подольше и т.п.) – принимаются коллегиально. Если нет возражений – значит, идем.

Дневник

3.08. Вечер. Вылетаем втроем на одном рейсе в Якутск. Все-таки вещей у нас набралось нормально так (в 3 рюкзака по 20 кг не вместилось); пришлось оплатить ~20 кг  перевеса.

4.08. Раннее утро. Якутск. Знакомый аэропорт; утренний кофе с сигаретой; около 9 ч местного времени – вылет в Саскылах. 12:45 – мы в Саскылахе; нет, муниципальный СВП, идущий сегодня вниз, переполнен, и нас не возьмут. Останавливаемся в небольшой летной гостинице, прямо в аэропорту. Вполне годные комнаты, кухня, холодильник, посуда. Сейчас здесь живет несколько рабочих, пара геологов и 3 студента-практиканта (занимаются геодезическими измерениями).

    

5.08. Договариваемся с помощью Степана, главы поселковой администрации с моторной лодкой из Саскылаха до Ю-Хаи. Нет, говорит Степан, местные из Саскылаха на моторках вас не повезут (уж больно река обмелела); нужно разговаривать с ребятами из Ю-Хаи.

Пока ждем лодку, закупаем основные продукты. Около 16 ч. – лодка приходит (лодочник – долган Николай); в 16:30 – грузимся и выходим. Ветер – север, 2 б, пасмурно, около 8-10 °С. Но говорят, скоро потеплеет.

До Ю-Хаи от Саскылаха по реке около 150 км; да, река действительно местами сильно обмелела, поэтому идем не всегда так быстро, как хотелось бы. Иногда приходится останавливаться, и проходить мелкие участки на весле. 22;30 – наконец, приходим; нас встречает Костя (помощник главы наслега) и отвозит в уже знакомую по прошлому году гостиницу.

6.08. У «алмазников» сменилось начальство; здесь теперь участком командует новый человек. И кладовщик, который у нас принимал лодку, тоже уже здесь не работает. И глава сельской администрации сменился; сейчас работает Егор, а помощник к него Константин (который нас встречал). Поэтому сначала имеет место некоторая неразбериха; однако, начальник алмазного участка Артур и его помощник Василий – люди четкие и шустрые; в 14 часов, после сытного обеда в «алмазной» столовой, мы получаем лодку и снаряжение, и сразу везем это к месту стапеля (тоже все нам знакомо). Упаковки после года хранения выглядят идеально; появляется уверенность, что и лодка, и снаряжение окажутся в полном порядке.

Около 3 дня начинаем стапель. Ну, сначала, конечно, проверка всего; погода – почти идеальна. Солнце, 20-22 градуса, практически штиль (это вполне подходит), комары (это лишнее).

К ночи лодка практически собрана. Осталось настроить ее и запустить 4-тактный мотор после года хранения и недавней тряски. Я его в прошлом году, конечно, пытался, как мог, законсервировать; но завтра посмотрим, как он себя поведет. Осталось еще и упаковаться, как следует, перед морем (что вполне отдельная задача), немного продуктов докупить, а еще бензин.

А еще договориться с местной администрацией, чтобы нас совершенно точно взяли на СВП, идущий в Саскылах, примерно 30-31августа (1 сентября у нас вылет в Якутск).

7-8.08. Продолжение стапеля, проверка всех деталей, настройка лодки. Солнце, тепло (22-25 °С), но появляется ветер. Небольшой ветер (1-2 б), но комаров частично сдувает. Купаемся. Начинаем докачивать баллоны до рабочего давления; в ножной помпе лопается внутренняя пружина. Н-да… запасной помпы у нас нет. У местных, похоже, тоже. Изготавливаем нехитрое устройство, позволяющее поднимать один мех. В общем, надуть теперь можно (даже – с борта), хотя это все теперь стало сильно сложнее.

20230808_112326

С помощью такой вот хреновинки мы увеличили на 2 см высоту установки мотора в штатный транец

Еще одно дело – ремонт палубы (Паша со своими 100+ кг в прошлом году жил весь поход в рубке и продавил один шов). Артем как раз этим занялся; я тем временем добрался до мотора. Тоже пришлось долго выяснять, что ему не так, поскольку запускаться мотор не хотел. В результате пришлось промыть всю топливную систему, включая карбюратор, и прокачать ее под давлением. Наконец-то запустили.

К середине дня 8 августа мы вполне готовы к выходу; бензин 45 литров нам привезли из администрации (этого хватит более чем); мы его переливаем по небольшим канистрам; продукты закуплены и упакованы. Осталось дождаться алмазников, чтобы оставить у них часть временно ненужного (рюкзаки, упаковки, часть лишних инструментов и пр., килограммов 50). Ну, естественно, дождались; прощаемся с Артуром.

17:15 – выход. Выходим под парусом. С километр идем медленно, выходя из Поропуона в Анабар. По прежнему тепло, ветер слабый (2 м/с), но попутный; идем 8-9 км/ч, что вполне достаточно. Течение слабое (не более 1 км/час); во время прилива его направление меняется на обратное. В общем, течением здесь можно пренебречь.

Около 23:00 ненадолго (на часок) подошли к берегу на ужин. Ну, поужинали и пошли себе дальше.

    

     

     

9.08. Около 4:30 – встаем неподалеку от м. Хорго (тоже знакомое местечко). В море сейчас нам рановато (нужно лодку получше подготовить, а в ближайшие 100 км приличных укрытий не предвидится). Но и засиживаться здесь не стОит – 10 августа по прогнозу должен начаться шторм. К этому времени нам нужно встать на Б. Бегичеве. Пока что – отдых и сон на несколько часов. Первый переход – около 85-90 км, и что радует, мы не потратили ни грамма топлива.

21:00 – выходим в море. Из Анабарского залива приходит волна, пока что небольшая (0.5-0.7 м), но зато иногда она сулоится на приливных струях. Лодка как-то подозрительно поскрипывает; причина пока не ясна. Будем выяснять позже, а сейчас идем на Б. Бегичев, к мысу Медвежий (это ю-в мыс острова). Решение о том, какой стороной Бегичева пойдем (северной или южной), примем позже (в районе мыса). С одной стороны, вечером или даже днем должны включить северный шторм, поэтому лезть на северный берег острова как бы неправильно. Там песчано, мелко и плоско. Такой характер берега относительно безопасен; даже во время шторма на него можно выброситься. С другой стороны – там будет при северике совсем некомфортно стоять, да и  гулять там особо некуда. Но есть одно «но». Примерно в 100 км от мыса Медвежий есть небольшой интересный остров Преображения, и он как раз идеально подходит для стоянки во время северного шторма (защищенная глубокая лагуна плюс бывшая полярная станция). От северного берега Б. Бегичева он недалеко, км 20 всего. Но, блин, лишние 100 км открытого моря… это часов 10-12… можно и в шторм вляпаться, а потом все равно придется уходить обратно, т.е. прятаться на южных берегах Бегичева… в общем, примерно в 8-9 утра подойдем к Медвежьему, а там будем посмотреть. А пока – практически чистый юг, около 3 б, около 10 °С. Идем под парусами; но ночью, скорее всего, ветер выключат. Да, так и есть. К полуночи – сначала 1 б; потом – считай что штиль. От Хорго до мыса Пакса нам километров 60-70, там еще 10 км до Медвежьего. В общем, идем в спокойную (пока) светлую ночь.

    

    

     

10.08. Ветер практически выключают; приходится запускать мотор. К 7 утра подходим к Пакса; через час – проходим уже Медвежий. Пока что тихо; только иногда неожиданно налетают холодные встречные порывы. Но (пока) – эти порывы на пару-тройку минут всего. Море пока – ровное; солнышко – ясное; Артем идет спать, я остаюсь на вахте и продолжаю движение на север, обойдя Медвежий с востока. Однако, довольно скоро начинаю замечать, что море вдали начинает темнеть. Это значит, начинается ветер. И темнеет море уже не в отдельных местах, а от горизонта до горизонта. Увы, все ясно. Это включают северяк; сейчас он пока выглядит ласковым дитем; но повзрослеть и заматереть может меньше, чем за час.

Что делать… поворачиваем обратно, и от грядущего шторма будем скрываться на южном высоком берегу. Ну, хорошо, что прошли за Медвежий не очень далеко, километров на 7-8. Меньше возвращаться.

    

    

Южный берег Бегичева довольно интересен. Глиняные обрывы и холмы сменяются небольшими скалами и галечными отмелями; по обрывам выходит мерзлота; в лучах солнца выглядит все очень даже живописно. Пока что шторм только надвигается – ветер крепчает, а на небе признаков будущих дождей пока не видно.

Торопиться нам теперь некуда. Мы – под защитой острова, и можем безопасно и с ветерком двигаться вдоль берега, с востока на запад. В общем, идти можно еще километров 70, а то и 100, к западным мысам Бегичева. Ну а пока – подходим на завтрак к берегу, километрах в 2 к западу от Медвежьего, гуляем и фотографируем.

    

    

    

    

Через 2 часа снова выходим, и идем на запад. Ветер уже 3-4 балла, чистый север. Потом – 5-6 б; мы идем уже на 2-й полке рифов, 12-15 км/ч. Иногда подходим к берегу поближе, чтобы передохнуть, а заодно полюбоваться бегущими вдоль воды в нашем направлении вереницами разнообразных гусей и казарок. Берега весьма живописны; освещенность сейчас хорошая; пока я воюю на румпеле, Люба много снимает; фотографировать довольно удобно, поскольку от волны мы защищены. Пока что – солнце; но уже довольно холодно, а ветер продолжает крепчать.

    

    

    

    

    

Наконец, пройдя вдоль Бегичева км 40, мы решаем встать в районе одной из лагун; нет, могли бы идти и дальше, но чем западнее, тем ниже становится берег, площе холмы, мельче в море; значит, укрытия там будут хуже. В районе 5 вечера подходим к берегу. Ветер все крепчает; в распадках и на открытых местах вовсю летает песок.

Ставим нашу с Артемом всепогодную «трешку» на небольшой травянистой площадке, на некотором возвышении; вроде бы в случае дождя эту площадку не должно залить. Выяснилось чуть позже, что все-таки может. Просто дождь для этого должен быть соответствующий. В общем, Любу устроили в катамаранной рубке; за нее можно не беспокоиться. Рубка выдержит любой дождь и любой шторм. Проверено.

Пока дождь не начался, отправляемся на экскурсию в лагуну. Там живописно и перспективно на предмет рыбалки; но сейчас очень неуютно. Плоские широкие пространства; никакой защиты от ветра, который сейчас здесь чувствует себя полным хозяином; сила его такова, что затрудняет ходьбу. Про летающий песок я уже говорил; в лагуне сейчас происходит что-то похожее на песчаную бурю.

Возвращаемся в лагерь. Ужин, сон.

Засыпаем под звуки начинающегося дождя.

11.08.  Дождь, дождь, шторм всю ночь и все утро. Очень сильный дождь; вокруг палатки бегут ручьи; все вокруг залито водой, в том числе и наша площадка. Под дном палатки – хлюпает. Ютимся пока на ковриках, пытаясь не промочить окончательно спальники. Варим кофе в тамбуре; курим; и так – примерно до середины дня, потому что снаружи совершенно нечего делать.

После полудня дождь начинает потихоньку ослабевать. Вылезаем на природу; единственное твердое и не залитое водой место – это узкая полоска песчано-галечного пляжа; ставим на песке рядом с водой чум, переносим в него камбуз и спальники. Вся травянистая тундра вокруг превратилась в хлюпающее болото; почва под травой – глинистая, значит, вода уйдет нескоро.

В конце концов, дождь выключают совсем, но ветер с севера 15-18 м/с остается. Чум стоит под холмом, поэтому туда залетают только отдельные турбулентности; так что здесь все в порядке. Любу в катамаранной рубке природные катаклизмы совершенно не напрягли, а вот нам с Артемом теперь предстоит основательно сушиться. Ну да ничего; ветер быстро подсушил несколько подходящих бревен и пней; вот на них-то и развешиваем все мокрое. Стоять нам здесь еще минимум сутки. Правда, в море сейчас все равно делать нечего; там продолжается шторм.

Появляются вдали овцебыки;  тут, похоже, обитает 2 семейства. К нам близко не подходят, но свою территорию бдительно охраняют. Как только выходишь в верхнюю тундру, тут же к тебе начинают угрожающе приближаться самые крупные быки – дескать, ребята, мы здесь живем, если вы не в курсе.

К чуму, стоящему в 5 метрах от воды, неожиданно вынесло моржа. Совершенно живого. Морж наполовину вылез из моря и долго печально на нас смотрел, иногда вяло шевелясь. Мы попытались с ним поговорить и узнать, чего он хочет, но моржового языка не очень знали. Морж на обычные человечьи слова не отвечал, продолжая укоризненно на нас взирать. Дали морковку и кусок хлеба (рыбы у нас еще не было). Гостю ни хлеб, ни морковка не зашли; полежав еще несколько минут рядом с чумом, он понял, что тут ему ничего не обломится, и утонул обратно в море.

Так и прошел этот день; к вечеру ветер как бы начал потихоньку стихать, а на небе стали появляться первые кусочки голубого неба. Жизнь налаживается; по прогнозу завтра к вечеру ветер должны поменять на ю-з, не более 5-7 м/с; обещали даже включить солнышко, а нам того и надо.

    

Значит, завтра - послезавтра уйдем на Таймыр. Вещи вот только высушим, и уйдем. Тут слишком мелко для рыбалки на блесну с берега, плюс погода не слишком подходящая. Поэтому ставим на ночь небольшую мелкоячеистую сетку, не надеясь на успех, а потому что время нужно потратить, а заодно посмотреть, есть ли в таких неподходящих местах хоть какая-нибудь рыба.

12.08. Ясное утро. Почти штиль; отлив; песчаное дно вдоль береговой линии обнажилось метров на 70. Идиллия, особенно контрастная в сравнении с тем, что было сутками ранее. Овцебыки вышли на полосу песчаного пляжа; целое семейство вышло прогуляться вдоль травяного бруствера и застыло в недоумении метрах в 100 от нас, завидев катамаран, чум и людей. Ведут они себя осторожно, и уже не изображают из себя хозяев территории. Постояли минут 5 в некоем отдалении, посовещались, дальше не пошли, а поднялись по склону и ушли в свою верхнюю тундру.

В сетку неожиданно набилось десятка два килограммовых муксунов; сейчас – что-то вроде отлива, поэтому половина из муксунов – уже на песке; вот, их, значит, и возьмем (все равно уже не жильцы), а остальных по возможности выпутаем, устроим им посильную реанимацию и выпустим обратно в море.

Часа 2 позанимались выпутыванием и спасением рыб: затем – разделкой, чисткой и засолом тех, кого спасти не удалось; пожарили парочку себе на обед. К сети мы больше не притронемся; дальше – только спиннинги и блесны.

Сушимся, гуляем, общаемся с овцебыками (издали); фотографируем. Люба в тундре удачно пообщалась с горностаем.

    

    

    

    

    

     

    

    

    

  

13.08. Погода по-прежнему неплоха. Переменная облачность, з-ю-з 2 балла, 7-10 °C. Около 6 вечера – выходим. На юго-восточных мысах Б. Бегичева – мели, уходящие на несколько километров в море; идем пока в бейдевинд, а как выйдем за мыс Олений и о. М. Бегичев, повернем на 70-80 градусов к северу, и пойдем уже в галфвинд или даже бакштаг.

Идти нам сегодня – докуда дойдем; а дойдем мы, скорее всего, в лагуны около мыса Цветкова. Пока идти комфортно; по прежнему переменная облачность; незаходящее солнце находит в ней изъяны и подсвечивает бескрайнее море; спокойный ходовой ветер и гладкая встречная зыбь, оставшаяся от недавнего шторма.

14.08. К 5 утра пришли к мысу Цветкова. Берега впечатляют своей первозданностью; разноцветные морщинистые скалы, исчерченные вертикально – древние «кости Земли», в этом виде они существуют сотни миллионов лет. За мысом – уютная лагуна; в нее впадает река Цветкова. Вход в лагуну узкий, и встречное течение – около 10 км/ч (как раз, середина отлива), поэтому проводимся вручную. Становимся на намывном галечном островке, во время отлива соединяющимся с материком. Дров достаточно; поэтому – костер, завтрак, отдых. Переход случился около 120 км; нам торопиться незачем. Долго стоять здесь мы не собираемся; немножко передохнем, погуляем, пока есть время и погода; а до бухты М. Прончищевой нам остался один переход, километров 90. И потом по самой бухте до р. Зеленая около 30 км.

    

    

    

    

     

    

    

    

    

Около 21 ч. выходим; в море – почти полный штиль; это – первый переход, который нам предстоит совершить почти полностью на моторе.

Ну, западный ветер иногда включают (но ненадолго). Тогда удается километров 5-7 пройти, не тратя бензин.

Льдов пока не видно, но километрах в 50-70 к северу стоит пелена. Значит, и ледовые поля где-то неподалеку.

    

    

15.08. Около 7 утра мы уже в глубине бухты М. Прончищевой, в устье р. Зеленая. Как раз – минимум воды, и подниматься пока не получается. Высадились на галечный мыс при входе в устье, позавтракали и стали дожидаться прилива. Ждать нормального уровня воды пришлось часов 5. Около 12 дня мы начали свой подъем по реке. Погода пока нормальная: пасмурно, но не холодно, градусов 5-7, северный ветер балла 2. Главное – нет дождя.

На моторе удалось подняться всего километра на 2. Дальше река начала стремительно мелеть и разбиваться по рукавам; карты часть рукавов не отображали, а некоторые участки русла, на картах отображенные, совершенно замыло, так что от них остались только воспоминания картографов. Подолгу бродим по галечным осыпям, выискивая пригодные для подъема рукава. Разок даже пришлось перекатить катамаран на бортовых катках – метров на 300, из одного рукава (который заканчивался в километре выше) – в другой.

Поднявшись таким образом еще км на 5, к 20-00, мы решили поставить базовый лагерь, а потом сходить в пеший радиальный выход вверх по реке в горы.

Зверья вокруг и рыбы в реке пока не видно; птиц тоже немного; но наверху мы наверняка встретим значительно большее разнообразие.

Лагерь, ужин, сон.

   

    

    

16.08. Артем с утра сходил вверх по руслу на разведку. Дошел до места, где начинаются горы. Течение, говорит, там совсем сильное, и лодку туда тащить ну совсем будет геморно. Ну, мы так вечером и решили, что пойдем гулять в Бырранга налегке.

Собрались (естественно, взяли чум, спальники, коврики, минимум продуктов и посуды, горелку и спиннинги с блеснами – примерно на 3 дня прогулок).

Без приключений прошли по галечникам и снежникам еще километров 5-6, и встали ущелье, на небольшом наносном мысу. Ну, да, действительно – уже горы вокруг (хотя и не такие уж и высокие, как хотелось бы, метров 300-400), скалы, обрывы; река струится, вода в ней - какого-то невообразимо чистого бирюзового цвета; чайки летают, казарки плавают, сапсаны кричат. Как выяснилось, и с гольцом в реке все в порядке. Первый же вечер – 4 штуки, самый крупный – килограмма полтора.

…Ах, да. Пока шли в горы – и небольшое стадо оленей, наконец, увидели, и песца вдалеке. Погода стояла пасмурная и немного сыроватая (северный ветер балла 3, градусов 5-7 воздух, иногда – что-то вроде мороси), поэтому фоток удачных получилось не так много.

    

    

    

17.08. Утренняя спиннинговая рыбалка. Завтрак, засол добычи, прогулка вверх по реке. Там на картах показан порог, километрах в 5-ти по прямой (это значит, около 10 по извилистому руслу). Вот, до него и собираемся дойти (если скалы путь не преградят), а затем вернуться обратно.

Идем то по берегу, то поднимаемся по склонам на относительно плоские участки тундры. Грибов в тундре практически нет; иногда попадаются отдельные подберезовики, грузди и сыроежки; так, чуть-чуть пожарить, и все. Зато в реке есть голец; мы иногда спускаемся на берег, и вынимаем из прозрачных бирюзовых струй по одному, по два экземпляра.

До порога дойти не получилось – в 700 метрах от него путь преградило ущелье со скальными стенками, которые без нормального снаряжения не стоило пытаться пройти. Поэтому, пофотографировав всласть, повернули обратно. Встретили тех же чаек с сапсанами, и песцов, и даже росомаху с двумя довольно крупными росомашатками. Росомаха промышляла на травянистом склоне; что-то, похоже, добыла и подошла к своим детенышам. Детеныши с радостью встретили свою маму, и тут же устроили кучу-малу. Жаль, расстояние для съемки было великовато; но кое-что на видео вполне можно рассмотреть, см. фильм, начиная где-то с 12`39``.

Вечером мы вернулись в лагерь, хорошо поужинали и заснули с осознанием того, что день прошел не зря.

    

    

    

     

    

    

    

    

    

    

    

     

    

18.08. Чудное солнечное утро; полный штиль; тепло (градусов 15-17); короче, идиллия. Готовим праздничный завтрак с блинами, жареными грибами и соленой рыбой; наслаждаемся тишиной и  теплым солнышком. Вечером собираем наш небольшой временный лагерь, и возвращаемся к катамарану. Завтра нам выходить в обратный путь; прогноз пока благоприятный.

19.08. Опять солнышко, опять тепло; однако, если посмотреть с гор в сторону моря, то видно нехорошую туманную пелену. Это значит, что лед где-то совсем рядом.

Воды в реке за три дня не убыло. Пожалуй, даже слегка прибыло (сантиметра на 2-3); в предыдущие дни нет-нет, да начинали накрапывать небольшие дождики.

Вышли около 2-х дня. Ну, вниз по течению – это не вверх; к тому же, мы решили разгрузить катамаран (задействовать небольшой каяк Артема, погрузив на него килограмм 120-150), и вести каяк на буксире или, если придется проводить – то проводить отдельно. Новая тактика существенно облегчила нам жизнь. Нам всего раз пять-шесть пришлось перетаскивать катамаран через перекаты вручную; остальное расстояние прошли в сплавном режиме на весле, только лишь иногда высаживая Любу на берег для дальнейшего облегчения катамарана. В общем, те самые 6-7 километров, которые отделяли наш лагерь от выхода в бухту, на этот раз мы преодолели часа за полтора-два вместо семи-восьми, потраченных нами три дня назад на подъем.

    

    

    

      

В бухте оказалось уже не совсем солнечно. Дул холодный восточный ветер, балла 3; временами нас накрывали полосы тумана. Плохо; значит, со льдом мы обязательно встретимся, причем совсем скоро.

Да, так и есть. Первые льдины начали попадаться еще в 20 км от моря (и как их сюда протолкнуло-то, через мели и узкий вход в бухту?..). И с каждым километром льда становилось все больше. Вот уже приходится конкретно маневрировать, меняя направление движения и просачиваясь в разводья между основными ледовыми массивами; а вот уже и обратно приходится возвращаться, потому что не успели вовремя проскочить. Ничего, все же выходим в море; а в море – тоже лед, но более разреженный.

Прошли бывшую метеостанцию; пошли на этот раз левее, поближе к косе Полярников, и не прогадали – на косе наткнулись на лежбище моржей, за которыми со склона, издали (но вполне прицельно) наблюдал первый встреченный нами маритимус.

    

    

    

    

Вышли в море. В море – туманно, промозгло, холодно и неуютно; льда навалом, но есть разводья. Далеко мы сегодня не пойдем, а встанем где-нибудь в районе лагуны Кульдима. От Кульдима нам лежит прямая дорога на остров Преображения, который по картам выглядит довольно соблазнительно, и на котором, по слухам, есть птичьи базары и брошенная метеостанция, причем довольно большая; есть шанс устроиться на ночлег под крышей и там замутить баню и постирушки (уже пора).

А пока – идем в море; там – ю-в (нам 100% встречный), льды и бесконечные маневры между ними; к ночи проходим от входа в б. М. Прончищевой километров 25, заходим в лагуну Кульдима и там встаем. Уже следующий день,  часа ночи.

…Да, льда все-таки многовато; но юго-востоком его должно немного унести обратно в море.

Костер, лагерь, ужин, сон.

20.08. Хмурое моросящее утро. Овцебыки бродят, подходя практически вплотную к лагерю. После некоторых разговоров каждый раз удается их убедить обойти наш лагерь несколько выше. Странно… судя по овцебычьим останкам в районе относительно свежего чужого костровища, одного из быков тут недавно таки скушали… остальные могли бы быть теперь поаккуратнее с двуногими, ну хотя бы стороной начать их обходить. А может, овцебыка загнал и скушал дикий зверь – либо волк, либо маритимус; песцы же продолжили начатое.

Пока – сыро, промозгло и довольно холодно (3-5 °C); поэтому отсыпаемся, вкусно кушаем, иногда вытаскиваем из лагуны крупного (2-3 кг) омуля. Но опять же, рыбалка – вещь интересная, а больше 2-3 таких омулей мы взять не можем, даже в соленом виде нам их и не съесть, и не увезти домой.

В лагуну через узкий вход таки натаскивает льдин; но – немного. В море – тоже как бы погуманнее со льдом становится; идти можно.

Прогноз говорит – так будет и в дальнейшем; ветер же обещают з-с-з, 2-3 балла; ну, вроде, самое то, чтобы прямиком махнуть на Преображения.

    

    

    

    

    

В 17 часов – выходим. Льда в море действительно стало поменьше; ветер пока – 1-2 балла, как и было обещано; первые километров 15-20 прошли спокойно. Вот мы уже удалились от побережья километров на 12-15 и идем теперь в пересечение; ветер потихоньку начинает крепчать. Короче говоря, так все с ветром и продолжилось; километров за 40-50 до Преображения стабильно вдувало уже 4-5 баллов, а волна увеличилась до 2 метров; пошли отдельные крупные гребни. Этого нам никто не обещал; ну что ж, бывает. Пока что – терпимо; мы едем в нужную сторону; но лишь бы дальше не раздуло. Сначала рифимся на 1 полку, потом – на две; скорость наша при этом не меняется и продолжает составлять 12-15 км/час.

21.08. Светлая полночь. Продолжение перехода. 4-6 баллов ветра; морщинистое и временами пенистое море. Что слегка успокаивает – это то, что время от времени ветер вдруг скукоживается баллов до 3, и пенные гребни как-то на время разглаживаются (минут на 15-20, как раз, чтобы выдохнуть, попить кофе и перекурить). Потом все начинается заново, и такой цикл (ветер 5+ баллов и волна с гребнями, затем – ветер 3 балла и некоторое ослабление волны) составляет 45-50 минут. Ну, лодка ведет себя прилично, разваливаться вроде бы не собирается; ничего особо даже не скрипит. Ну, и люлей (бОльших, чем 5+ баллов ветра и 2+ метровой волны) стихии нам так пока и не выписали (за что стихиям большое спасибо). Поэтому мы не стали прижиматься к наветренному для нас Таймыру, а продолжили идти прямиком на Преображения (точнее, на его северный мыс, с красноречивым названием Норд). В результате последние 40 км мы прошли за три часа; еще с час поманеврировали с подветренной стороны Преображения в поиске удобного места для высадки; причалили около 7 утра в бухте около разваленной метеостанции, еще с час побродили в поисках более-менее целого дома; наконец, нашли это самое «более-менее» (скорее, менее, чем более, но зато с дверью, окошком, крышей, полом, печкой и полатями), слегка разгребли жуткий бардак, затопили печку, сготовили ужин (наверное, это все же был завтрак), и улеглись спать. Переход около 100 км. Завтра (а может, еще и послезавтра) будет дневка с помывкой, стиркой и осмотром достопримечательностей. С воды остров смотрелся вполне интересно; а первые часы нашего на нем пребывания только подтвердили первые впечатления. А пока – отдых.

    

К вечеру отправились знакомиться с островом. Ветер почти стих, успокоилась и волна. Выглянуло солнышко, и стало (временами, пока не наползал туман) довольно тепло, около 10-12°C.

…Метеостанция когда-то была большая; вон, на холме стоит шаровая антенна для приема информации с метеорологических зондов; далеко не на каждой метео запускали аэрологию. Домов, домиков и технических сооружений на площади около 1 х 1 км – около 3-4 десятков; все пребывает в жуткой разрухе. Точнее – все развалено; сами дома – почти целые; кое-где даже окна не выбиты; но и внутри и снаружи – тихий ужас. Видимо, на стройматериалы и полезные детали местные разобрали (не пропадать же бесхозному добру). Была здесь и библиотека (и не маленькая); было несколько дизельных и мастерских. Нашли несколько старых радиограмм (95 г.); на одной из них – список подарков персоналу на Новый год. Список впечатлял. Одного шампанского заказывали 60 бутылок (ну, естественно, в заказе было не одно шампанское… но о количестве более традиционных для здешнего климата жидкостей мы промолчим). Были в перечне еще и всякие мелочи, вроде как подарки женщинам и мужчинам; похоже, что на острове тогда работало не менее 25 сотрудников, и жизнь у них была вполне налажена.

Артем с Любой отправились на осмотр окрестностей, взяв с собой камеры (Артем еще и спиннинг прихватил), и разошлись в разные стороны. Я занялся наведением дополнительного марафета в нашем домике; в длинном коридоре-прихожей вполне можно было устроить помывку. Но пока там следовало выбросить все лишнее, а заодно заткнуть все щели, и заколотить парочку разбитых окон и один дверной проем. С водой и дровами проблем не было; по ложбине с сопок струился прозрачный ручей, а досок и бревен вокруг было предостаточно.

Часам к десяти вечера ребята вернулись с впечатлениями и фотографиями (а Артем еще и с парой омулей); Люба рассказала, что километрах в полутора отсюда на косе лежит медведь. И что там много линючих гусей; видимо, медведь гусями и был туда привлечен; теперь лежит с набитым пузом, пытаясь их переварить. Любе очень хотелось подобраться к маритимусу поближе; однако, я строго-настрого объяснил, что этого лучше не делать. Пусть сначала гусей переварит и передохнет; завтра он никуда с этого места не уйдет. Не заметил Любу – вот и хорошо; а то пришел бы в лагерь (ну, хотя бы из любопытства), и потом пришлось бы его гонять. Завтра аккуратно прогуляемся и издалека пофотографируем.

    

    

22.08. Утро. +5-7°C, тихо. Ветер 1-2 балла, северный; мы стоим в южной бухте, поэтому ветра совсем не ощущаем. Солнышко светит; но иногда его закрывают туманные полосы. В общем, довольно комфортно. Устраиваем помывку; продолжаем прогулки и экскурсии; Люба, наконец, снимает своего маритимуса с расстояния метров 300-400. Медведь пребывает в полной отключке (видимо, вчерашние вечерние и сегодняшние утренние гуси хорошо ему зашли): лежит себе на освещенном склоне метрах в 100-200 от воды, и вяло шевелится. Нормально ему поспать не дают чайки; время от времени подлетают вплотную и кричат прямо в ухо. Да и гуси громко галдят неподалеку и никуда не уходят; видимо, и им вчерашние догонялки-убегалки с медведем тоже пришлись по душе.

Дневная баня и постирушки; отдых; вкусные обед и ужин; спортивная рыбалка (парочку омулей взяли взамен съеденных, остальных отпустили). Берег, освещенный закатным солнцем сквозь тонкую туманную пелену, очень красив.

    

    

    

23.08. Погода – почти все то же самое, что и вчера; вот туман только почаще ложится; потом на часок его уносит; а потом все повторяется сначала. По прогнозу – нормально: около 5-7 градусов, легкий с-з. Можно идти на Б. Бегичев, в район мыса Медвежий; от Медвежьего – нам прямая дорога в Анабар. Там (от Медвежьего) останется около 200 км до Ю-Хаи, откуда нам 30 августа на муниципальной СВП-шке добираться до Саскылаха; на 31 августа у нас взяты билеты до Якутска. Так что все хорошее рано или поздно начинает заканчиваться. Сейчас моя задача – по возможности скорее войти в Анабар; а там уже можно будет и расслабиться. Ребята готовы продолжить расслабляться здесь (я их понимаю); но лучше бы нам сначала зайти в реку.

Около 6 вечера – выход. Нам повезло: в этот момент туман несколько рассеялся. Мы немного вернулись обратно, к мысу Норд, и там с часок полюбовались птичьими базарами; кайр и гаг не было, но зато всевозможных чаек и топорков хватало. Мощные, все в морщинах, ступеньках и выступах, скалы оказались убежищем для многих десятков тысяч птиц.

Затем, обогнув Преображения с севера, мы взяли курс на Б. Бегичев. Шли в бакштаг; волны особо не было; так, гуляла гладкая северная зыбь, оставшаяся от позавчерашнего полушторма.

    

    

    

    

    

24.08. Ночью спустился туман; стало холодно и промозгло; видимость упала метров до 300, но ветер не выключили. Правда, теперь он задул уже с моря – с востока. Поэтому к утру мы прошли Медвежий, и встали около 5 утра практически на том же самом месте, где двумя неделями раньше первый раз высаживались на Б. Бегичеве. Место – нормальное; плюс, ветер по прогнозу (да и по факту) собрался крепчать. Значит, сутки нам здесь постоять; ничего, назавтра обещают уже запад (правда, довольно крепкий, о 4-6 баллов). Наше дело назавтра – побыстрее поутру (пока ветер будет послабее) проскочит до м. Пакса, а дальше пусть хоть 6 баллов включат , нам по барабану; дальше мы пойдем на юг уже под прикрытием берега.

Костер, лагерь, завтрак, сон. Во второй половине дня просыпаемся, гуляем, общаемся с моржами, канюками и сапсанами; снова ложимся. Завтра утром нужно поймать несильный ветер, чтобы проскочить до Паксы.

    

    

    

    

    

    

      

25.08. Около 8 утра – выход; идем сначала под прикрытие к мысу Пакса, потом – в Анабар. Пасмурно, 5-7 градусов, запад 2-3 балла. Нормально; но волна вполне приличная, до метра и крутая из-за течения. Впрочем, до мыса всего 10 км.

За Пакса ветер разогнался сначала до 4 баллов, потом – до 5, потом – и до 6. Летим на 2-й полке в галфвинд; иногда подходим поближе к высокому берегу, чтобы слегка передохнуть. На входе в мелководный Анабарский залив столкнулись с дилеммой. Наш западный берег здесь становится низким; здесь полно мелей и осушек, а фарватер проходит с подветра, т.е. у другого берега; а там – совсем нехорошо. Там – накат, там – волна с гребнями будет, крутая и уже метра полтора; куда теперь податься? Решили пойти через мели. Да, шверт – почти поднят; да, руль время от времени тоже приходится приподнимать; но ехать можно. Мы, конечно, не повторяли изгибы берега, и шли от него, то в 3 километрах, то в пяти; мели были и здесь, но они же успокаивали волну. Ну вот, уже и устье Анабара; дальше будет проще.

А тут и солнышко по полной включили, а ветер начали постепенно прикручивать; вот мы уже на полном гроте идем вверх по течению. Ну, и прошли (уже комфортно) еще километров 30-35, и встали на правом (относительно течения), т.е. восточном берегу. Глиняно-торфяной бруствер; за бруствером – травянистая поляна и твердая почва. Лагерь, костер, сон. До Юрюнг-Хаи – всего 40 километров; вот теперь можно и расслабиться.

    

    

    

      

26.08. Чудное тихое солнечное утро, около 12-15 °C, слабый (1-2 балла) северный ветер. На антистапель нам рано; поэтому выходим около полудня и комфортно доходим до Юрюнг-Хая, и идем выше. В 12 км выше в Анабар впадает небольшая речка Булунг, сбегающая с сопок; по карте по ней как бы можно подняться еще километров на 10, к подножью самых высоких холмов; зайдем, попытаемся подняться, а там посмотрим.

Долго искали вход в речку; река оказалась довольно глубокая, но сильно заросшая водорослями. Поэтому подняться удалось только километров на 5. Так что потом пришлось спуститься обратно, поскольку берега речки оказались не слишком пригодны для стоянки. В результате встали в самом устье, на небольшом песчаном пляже. Тоже неплохо; до села – недалеко; сопки – рядом; есть где и погулять, есть где и рыбку половить (другую рыбку, не надоевших уже омуля и не гольца, а какого-нибудь хариуса или щучку).

…Ну, пробежали потом уже пешком вверх по реке; парочка некрупных хариусов уже поймана; завтра разберемся со всем остальным; но пока похоже, что рыбы тут немного. 

    

    

    

27.08. Дневка. Ясно с утра, штиль; 15-17 °C. Артем устроил (еще на Преображения) импровизированную коптильню на основе найденного эмалированного бака 20 л и стальной проволоки; листьев и топлива здесь предостаточно; значит, вечером покушаем копченой рыбки. А пока идем в Ю-Хаю, узнать, как там наши дела, и немножко закупиться вкусными вещами. Люба остается на берегу; ну, медведей здесь нет, поэтому все располагает к прогулкам и фотографированию. В Ю-Хае встречаемся к путешественником-одиночкой (надувные баллоны на связанной раме; идет, докуда дойдет). На обратном пути поднимается ветер – сначала 3 балла, потом 4, потом – 5; все с запада. Высаживаемся в километре-полутора перед нашим лагерем, идем в сопки за голубикой и брусникой; немного собираем (кружки по две); у среза воды находим большое количество окаменелостей. Тут и оттиски морских ежей и мелких моллюсков, тут и крупные янтарные белемниты («чертовы пальцы»), и перламутровые наутилусы; собираем, фотографируем добычу и возвращаемся в лагерь. Опять идем вверх по реке; 3 хариуса; 2 щуки. Щук – отпускаю, но с неким условием, приговаривая что-то вроде: «Ну, подруга, я тебя сейчас отпущу, ты согласна, так?» В ответ щука изображает послушание, кивая головой и помахивая хвостом. «А ты знаешь, теперь ты будешь мне немножко должна. Дворец, новую машину или карьерный рост не попрошу. В общем, ничего материального не будет в заявке, не волнуйся раньше времени. Я уверен, что справишься. Ну, короче, запоминай. Если что понадобится, то я скажу волшебное слово, а ты тогда выполнишь мое небольшое пожелание. Договорились?» Щука не возражает. «Ну ладно, тогда плыви, Анабар с тобой».

Ужин с копченым-жареным омулем-хариусом, грибами, блинами, ягодой.

    

    

    

    

    

    

    

28.08. Погода испортилась. Ночной и утренний дождь; промозгло, холодно, ветрено; как теперь антистапелиться?

Деваться некуда. Вот сейчас-то отпущенные щуки мне и пригодятся. Говорю в сторону реки примерно следующее: «По моему хотению, по щучьему велению. Давай, щука, отдувайся. Проблема типа небольшая, и вполне по твоей части; ты не маленькая, справишься. Нам нужно, чтобы к полудню дождь и слякоть прекратились, и чтобы до вечера их бы не было. Сделаешь – больше не побеспокою».

Ну, естественно, сработало. К 12-ти дня дождь закончился; облака приподнялись; мы спокойно сняли лагерь и пошли в речку Порупуон, на место, где мы стапелились.

Двумя часами позже мы уже стояли на привычном месте. К антистапелю до вечера решили не приступать; устроили лагерь и устроили небольшие покатушки с алмазниками; им, похоже, понравилось походить под парусами, пусть и недалеко от берега. В оставшиеся двое суток погода стояла вполне годная; даже солнышко нас не забывало. Короче, первая щука не подвела; осталась еще одна (но по незначимому поводу я ее беспокоить не стану).

    

    

    

29.08. Неспешно антистапелимся и упаковываемся, ведя дефектовку и перечень лодочно-лагерного имущества; иногда купаемся в реке, потому что стоит штиль, ясно и довольно тепло. Лодка практически цела; только вот один центральный шпангоут разлетелся по сварке, плюс есть еще проблемный древний стрингер (это меньше волнует, потому что у нас есть запасной, прямо здесь, т.е. в ЗИПе). В общем, на воде мы не заметили этих поломок; значит, лодка была собрана и настроена качественно.

17:30 – мы упакованы; приезжает погрузчик; мы сдаем лодку на хранение до следующего года, а сами отправляемся в гостиницу. Осталось дождаться завтрашнего СВП на Саскылах.

    

30.08. Муниципальный СВП на Саскылах задерживается, потому что самолет из Якутска прилетел с опозданием; около 22:30 СВП все же приходит; местные жители забивают его под завязку; но здесь это вполне в норме и всем привычно (в том числе и нам). Прощаемся с гостеприимной Юрюнг-Хая, с Артуром (начальник участка анабарских «алмазников»), Егором, Константином (глава местной администрации и его помощник), и по спокойной ночной реке стартуем. Практически полнолуние; ночная температура – легкий минус; очень тихо, прозрачно и красиво вокруг. Местные детишки, заполнившие СВП и ко всему привыкшие, непринужденно падают нам на коленки своими милыми долганскими головками, и спокойно засыпают, чтобы проснуться в районе Саскылаха.

    

    

      

31.08. Прибываем на песчаный берег Анабара рядом с Саскылахом. Нас уже встречают пограничники (мы с ними созвонились; как же без этого), помогают нести рюкзаки, а затем отвозят в гостиницу на территорию аэропорта.

Гостиница; размещение; спим. Утром – кофе, прогулки по поселку, немного пива; закупаемся (умеренно) местными деликатесами. Люба успела перед утренним кофе побродить по окрестностям и сделать много отличных кадров; тихое ясное утро вполне для этого подходило. Я общаюсь с начальником пограничного поста, с которым взаимодействовал; мы друг друга понимаем; в следующем году ждите нас снова; нет, вы не волнуйтесь совершенно, лодка цела; не вопрос заменить наш сдристнутый шпангоут и такой же стрингер; оно легко привозится; общий вес деталей на замену – килограмма 2-2.5, не более.

В общем, спасибо за сопровождение, и до встречи!

    

    

    

    

    

    

    

    

     

Около 16 часов – наш Ан-24 вылетает на Якутск; в Якутском аэропорту сдаем рюкзаки и омуля в камеру хранения (омуля – в холодильник), уютно ужинаем в ресторане, и в ночь на 01.09 улетаем (пока в Красноярск).

01.09. День. Гуляем в Красноярских Столбах; нормально пробежались наверх и посмотрели окрестности; снова – все отлично. Вечером улетаем в Москву.

    

    

    

    

    

    

Выводы

…Поход окончен; все прошло отлично в плане впечатлений и безопасности; в процессе путешествия всего было в меру: и некоторых трудностей, и легкого экстрима, и отличных стоянок; побольше бы таких походов и впечатлений; наши северные люди – как всегда – лучшие люди на этой планете. Тут – вообще без вопросов, уж как есть.

Возьму на себя смелость выразить общие и индивидуальные впечатления.

Люба получила от этого путешествия – свои любимые большие и малые острова (в первую очередь, Б. Бегичев, на который она стремилась еще в прошлое плавание); - Бырранга (куда она совершенно не планировала попасть, но оно того стоило); - моржей в разных видах и ихнее лежбище на косе Полярников (тоже очень хотела хоть одно лежбище увидеть); - чудесный о. Преображения с его гусями, маритимусом и птичьими базарами; - фото-видео кадры. Снимки, представленные здесь и в общей фотогалерее – в основном, Любины.

Артем – получил все то же самое, плюс лучшую в своей походной практике рыбалку, плюс – отсутствие капитанских обязанностей.

Я (плюс к вышеперечисленным общим ништякам) получил существенное облегчение от нахождения на борту качественного парусного рулевого (Артема), хорошо к тому же знающего этот тип катамаранов. В общем, в процессах стапеля-антистапеля, обслуживания и настройки лодки, планирования переходов мне от участия Артема стало несоизмеримо проще и комфортней. Написанная Артемом программа, позволила получать прогнозы погоды по запросу на нужную точку или координаты на спутниковый телефон. Плюс – на любом переходе, любом курсе и в любых встреченных ветроволновых условиях -  я всегда мог передать управление лодкой Артему. Этот последний плюс – пожалуй, самый-самый. Ну, а с учетом того, что Люба много и качественно фотографировала, я получил и еще одно облегчение: хвататься за свои камеры в этот раз мне можно было намного реже, чем обычно.

Немного цифры. На маршруте мы находились 21 неполный день (без учета стапеля и антистапеля). Из них ходовых дней – 8; 13 дневок (из них 2 – вынужденные). Протяженность парусно-моторной части 893 км (без учета маневрирования и радиальных выходов). Радиальные выходы, волок, сплав – 55 км; маневрирование – около 50 км (большая часть – во льдах). Всего с учетом радиальных выходов протяженность маршрута составила 948 км (без учета маневрирования). Из этого расстояния под мотором пройдено около 300 км; под парусом (или волоком, или проводкой, или сплавом) – около 650 км. Ходовых часов 116 (на часть маршрута без учета радиальных выходов и маневрирования). Средняя скорость движения по курсу 7.7 км/час, или 4.2 узла. Бензина израсходовано 36 л (с учетом маневрирования).

На этом я прощаюсь с тобой, дорогой собрат по разуму. Отчет мой вряд ли увеличится в объеме или будет серьезно переработан; а вот фильм обязательно появится. Продолжение путешествий, как всегда, последует. До встречи на маршруте!

Вадим Ракитин (Вадим ВРан на ютубе, парусных и туристических форумах), negordy@list.ru.

К началу отчета

К началу дневника

Фотогалерея

Клип «Б. Бегичев и окрестности»

Фильм «Из Анабара к горам Бырранга и обратно»

 

«Негордый»на ютубе (клипы, фильмы и песни)

Краткий путешественный глоссарий

Походная нетленка (ППСПС)

 

Путешествия прежних лет:

2009 Медвежьегорск-Питкяранта  

2010 Кулой-Куя-Архангельск   

2011 Архангельск-о.Вайгач-Беломорск

2012 Красноярск-Лабытнанги   

2013 Киренга –почти Якутск  

Паруса над Таймыром-2014 (Якутск-Таймыр-Дудинка)

"Негордый"-2015: внешнее Беломорье  

«Негордый» и «Лакка»- 2016: из Байдарацкой губы в Мезень

«Негордый»-2017: Камчатка, Чукотка (из ППК в Анадырь) 

«Негордый»-2018: Из Анадыря в Тикси

«Шустрик»-2020: От Якутска до Кюсюра 

Охотоморье-2021: к востоку и западу от Магадана

«Негордый»-2022: Лена, Оленек, Анабар, море Лаптевых