Паруса над Таймыром: «Негордый»-2014 (краткий отчет)

 

Якутск – Дудинка, катамаран "Негордый": 

р. Лена, море Лаптевых, внутренний Таймыр, Карское море, р. Енисей, июль-сентябрь

 

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Чтоб ледовитый одолеть простор,

Творец нам дал не разум и не крылья  -

Катамаран дал, парус и мотор!

       (из Неголаптайкарского эпоса) 

 

Общие сведения

 

Схема  и нитка маршрута

 

 

Якутск – п. Жиганск – п. Кюсюр – о. Столб – Оленекская протока – Оленекский залив – Усть-Оленек – о. Большой Бегичев – м. Аэродромный (лагуна р. Новая) – р. Поперечная – оз. Поперечное – оз. Хутудатурку (волок) – р. Хутудаяму – р. Бикада-Нгуома – оз. Таймыр – м. Гофмана  – р. Нижняя ТаймырА – м. Остен-Сакена – о. Овальный (архипелаг Норденшельда) – бухта Эклипс – м. Стерлегова – п. Диксон  – г. Дудинка.

Общая протяженность маршрута составила 4375 км, из них активными способами передвижения (парусный, под мотором, под бечевой) пройдено около 3900 км.

Скачать трек путешествия

 

 

 

Цели похода:

Совершить путешествие большой протяженности и сложности на легком открытом разборном парусном катамаране по морям, рекам и озерам Крайнего Севера, популяризируя тем самым парусный спорт и туризм;

Изучить возможность автономного прохождения небольшой группой туристов и исследователей внутренних областей п-ва Таймыр с востока на запад новым, неизвестным широко географическому и туристическому сообществу путем;

Собрать образцы растительности в прибрежных районах п-ва Таймыр для последующего их лабораторного анализа на предмет изучения загрязнения атмосферы и климатических изменений в Арктике;

Оценить возможности небольшого парусного судна, снаряжения и экипажа, на предмет совершения продолжительных туристических путешествий и научных экспедиций по внутренним и морским водным путям в труднодоступных районах. 

 

 

Участники

 

                                       

           Вадим Ракитин – капитан, руководитель похода,                                                               Иван Спицын – штурман.

                                     negordy@list.ru                                                                                                                     vano2017@mail.ru

 

Все остальные судовые роли и походные обязанности (боцман,  кок, фотограф, летописец  и т.п.) исполнялись обоими участниками в меру личных способностей и возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парусный катамаран со вспомогательным подвесным мотором «Негордый»  М625

 

Снаряжение

Плавсредство

Катамаран «Негордый», номер на парусе М625, тип – «Тайфун-М», выпуска 2007 г., прошел к лету 2014 г. в походах по внутренним и морским путям по курсу более 8 тысяч километров (не считая походов выходного дня и регат). Состояние его к сезону 2014 года оставалось вполне приличное, как силовой схемы, так и рангоута с такелажем, а также надувных корпусов-баллонов.

Зимой-весной 2014 г. был предпринят некоторый «апгрейд» катамарана, после которого отдельные узлы и основные характеристики катамарана по сравнению с предыдущими годами несколько изменились. Внешний вид готового к выходу катамарана с зарифленным гротом см  выше на правой фотографии.

 

После модернизации в 2014 г. «Негордый» стал обладать следующими характеристиками:

Длина – 6600 мм

Ширина - 2940 мм

Площадь основных парусов – 12,7 м. кв

Площадь штормового грота - 4,2 м.кв

Вес в упаковках – 135 кг

Объем одного поплавка – 0,9 м. куб.

Использовался вспомогательный подвесной мотор Tohatsu-3,5 ASL (двухтактный, 3,5 л.с., с удлиненным дейдвудом), с учетом условий плавания – море или крупные реки и озера.

На небольших реках и мелких озерах этот мотор ставился под углом к вертикали, с помощью нехитрого приспособления из стропы, что позволяло использовать его на глубинах вплоть до 25-30 см.

Катамаран оборудован ходовой рубкой из ПВХ, позволяющей устроить 2 спальных места в случае экстремальной надобности, и 1 место – в обычных условиях.

Канистры и мягкие емкости для горючего позволяли взять на борт до 145 л. топлива.

 

Средства связи, электропитание

1.      Несколько водозащищенных и обычных мобильных телефонов, контракты от всех возможных операторов, включая местных.

2.      Спутниковый  телефон «Иридиум», плавающий и водозащищенный, с GPS- приемником

3.      Мобильные навигаторы «Garmin-etrex» - 2 шт., по числу участников. Использовались активно оба.

4.      Рации «Токи-воки», дальность связи 5 км, не использовались ни разу.

5.      Планшет водозащищенный. В нем хранилась вся навигация, включая крупномасштабные карты и лоция Оленекской протоки. Через две недели эксплуатации по непонятной причине треснул экран, и уже в Оленекской протоке попользоваться этим запасом картографии не получилось. Не говоря уже о внутренних областях Таймыра.

6.      Солнечная батарея 8 Вт с накопителем-стабилизатором «Вампирчик», в основном для зарядки видеокамеры, фотоаппаратов и мобильных телефонов.

7.      Выносные аккумуляторы емкостью 20000 и 10000 МАЧ. Маленьким аккумулятором удалось четырежды зарядить спутниковый телефон, и два раза – мобильный. 20-тысячник остался практически невостребован.

8.      Несколько защищенных и обычных фотоаппаратов и видеокамер, в общей сложности  4 шт.

9.      Набор переходников ко всем возможным аппаратам

10.  Батарейки и аккумуляторы (заряженные) АА и ААА для навигаторов и фотоаппарата около 50 шт; запасные аккумуляторы для видеокамеры и основного фотоаппарата.

 

Общее снаряжение

1.      Палатка 3-местная «Буран-3N-SI», 5-дужная, два тамбура, с повышенной водостойкостью и ветрозащитой. Резюме: в целом нареканий нет. Молнии-застежки могли бы быть покачественнее.

2.      Палатка 2-местная, резервная. Соответствовала полностью задачам применения.

3.      Газовые горелки «Kovea» 2 шт., разной мощности, переходники к ним на разные типы газовых баллонов.

4.      Горелка мультитопливная «Примус», не использовалась ни разу (хватало газа).

5.      Набор посуды алюминиевой оксидированной, разного объема.

6.      Термомиски 2 шт., термокружки 3 шт. Термоса 3 шт..

7.      Гермоупаковки разного объема (от 10 л до 90 л), разной формы и назначения; гермопакеты для документов; герметичные емкости для батареек, зарядок, переходников и т.п.; герметичные пластиковые бутылки и банки для сыпучих продуктов.

8.      Пенные коврики увеличенной толщины 4 шт,; самонадувающийся коврик «Терморест» 3,5 см толщиной – 1 шт.

9.      Спальные мешки «кокон», с температурой экстрима -5Сº - 2 шт,  однослойный синтепоновый спальный мешок-«одеяло» (использовался, в основном, для отдыха на ходу), чехол непромокаемый для спальника из мембранной ткани 1 шт.

10.  Спасательные жилеты 2 шт. (производства «Тритон» и «Вольный ветер»)..

 

Одежда, обувь

1.      Комбинезоны непромокаемые 3 шт., разных производителей

2.      Термобелье 2 комплекта

3.      Сапоги короткие из «ЭВЫ», т.е. из вспененного пластика 2 пары; сапоги-бродни – 2 пары, кроссовки – 2 пары, босоножки трековые – 2 пары.

4.      Куртки н/промокаемые (ветровки и утепленные) 4 шт.; джемпера и кофты из полартека, х/б и шерсти, 8 шт.

5.      Брюки-комбинезоны утепленные (синтепон, полартек, смешанный трикотаж, х/б) – 6 шт.

6.      Перчатки, варежки горнолыжные и «винд-стоппер» - 8 пар.

7.      Носки тонкие (х/б) -10 пар, утепленные (шерсть, полартек, полусинтетика) – 10 пар.

 

Рыболовно-охотничье и сигнальное снаряжение

1.     Спиннинги – 2 шт., удочка – 1 шт., леска, набор блесен, крючков и грузил

2.     Фальшфейеры – 3 шт.

3.     Баллончик-спрей для отпугивания животных – 1 шт.

 

Метеообеспечение и картография

Для получения метеопрогнозов в местах, где сотовая связь есть, использовалось мобильное приложение «AccuWeather», в котором указаны даже небольшие населенные пункты, отсутствующие на большинстве погодных сайтов.

В случае отсутствия сотовой связи, мы запрашивали метеопрогноз по координатам и анализ ледовой обстановки с помощью спутникового телефона у профессионального метеоролога Н. Панкратовой.

В нашем распоряжении имелся полный набор карт (Генштаб 1986 г.) всего района плавания, от Якутска до Дудинки, 5 и 10-километрового масштаба; как в электронном виде, так и в бумажном (заламинированном).

 

Научные изыскания

 Попутно туристических целей, перед нами стояла задача сбора образцов мхов и лишайников в прибрежных районах, с целью дальнейшего их лабораторного анализа на предмет содержания в них черного углерода (сажи) и соединений металлов. Интерес представляла как информация об этих параметрах в «фоновых» условиях, т.е. удаленных от крупных городов и промышленных районов, так и исследование атмосферного переноса загрязнений в Арктику.

 

 

Дневник

14.07. Москва.

Приезд Ивана, последние сборы, вылет 21-55

15.07. 10-30 - приземление в Якутске.

Багажа немного, одни рюкзаки небольшие.

Нас встречает Евгений, старый знакомый семьи Ивана.

Рейсовый автобус до пригорода Якутска, п. Жатай, 12-50 - мы в Жатае.

Едем в город, в 15-00 (примерно) получаем пропуска в погранзону, заказанные предварительно. Дольше искали улицу, а процедура выдачи уже готовых пропусков заняла 2 минуты. Ходим по магазинам, созваниваемся с целью закупки части снаряжения (газ в баллончиках для туристических горелок, рыболовные снасти, фальшфейеры), а также в транспортные компании с целью перевоза снаряжения, уже ожидающего нас на складе «Ратэка».

Закупка всего продовольствия, из расчета 60 дней и 2 участников.

Вечерняя прогулка по Жатаю (судоремонтный затон), договариваемся с работниками дебаркадера на предмет хранения снаряжения и начала стапеля.

Аллея славы речников, скульптура "Ленского капитана", выполненная соцреалистически.

16.07. Заказ машины для перевозки. Закупки снаряжения (фальшфейеры, спреи антикомариные и антимедвежьи, рыболовные причиндалы, газ в баллончиках). 10-30 - приезд машины, продолжение закупок (канистры для бензина, масло для топлива, хозтовары), 12-30 - забор груза со склада транспортной компании. Мощная обрешетка сломана, поддон цел. Закупка бензина 145 л по дороге в Жатай. 13-30 - приезд в Жатай, разгрузка. Начало стапеля (организационно, т.е. окончательная договоренность с дебаркадером достигнута). +35 градусов по Цельсию. Все цело, кроме мотора. На моторе треснул кожух-крышка, и выломан рычаг переключения «нейтраль-вперед». Придется заводить его на скорости. Штиль. Палатка на дебаркадере.

17.07. +35 Сº. Штиль. Весь день - вялый из-за жары стапель, к вечеру лодка собрана в первом приближении, начата систематизация снаряжения, топлива и продуктов. Иван проходит под мотором на полном газу и фиксирует максимальную скорость 13,2 км/час, что лучше, чем на старых баллонах. Знакомство с речниками, молодым парнем с разъездного судна и бывалым речником Александром Ложкиным. Обнаруживаем течь одной из трех гибких канистр. Вытекло очень много - литров 10, пока мы спохватились. Переливаем остатки в 9-литровую канистру, подаренную речниками. Немного начинает дуть, причем с юга. Вечером, по просьбе местных жителей, устраиваем несколько сеансов катания под парусами, купаемся.

18.08. Утренний штиль, затем продолжение вчерашнего южного ветра, и постепенное его усиление. 13-30 - выход, шампанское, проводы. Идем до ночи и всю ночь. Видим летающий песок по берегам, ветер к вечеру - 4-5 баллов.

19.07. Ночью (к рассвету) прошли устье Алдана. Весь день - попутный ветер, 3-5 баллов, иногда - песчаные бури на отмелях и по берегам. +35 Сº. Идем весь день. К вечеру (21-00) - ослабление ветра до 1-2 баллов, потом, к 23-00 - штиль.

20.07. Продолжаем идти с попутным штилем. Небольшой дождь ночью. Ночной лесной пожар на сопках правого берега. Штиль, иногда 1 балл ветра, идем без мотора, с восходом солнца начинается встречный ветер, к 7-00 встаем в одной из левобережных проток. Пройдено около 450 км, менее, чем за двое суток. Отдыхаем, завтракаем, гуляем, разминаемся.

12-00 - выход. Сильный встречный ветер, по ощущениям – 6-7 баллов. Пылевые облака по берегам. Выход - для смены стоянки (очень мелко, илисто, плюс река мелеет с каждым днем). 14-00 - встаем в более удобном заливе, но тоже ничего хорошего. Песок в смеси с илом и глиной, кусты, однако рядом с берегом - глубже. Ставим палатку. 2 щуки по килограмму-полтора, нам хватит, жарим, ужинаем, спим.

21.07. 8-00 - выход, ветер встречный c, с-с-в 3-5 баллов. Идем по возможности рядом с берегом, здесь ветер тише, и волны меньше. Проходим с короткой остановкой 70 км к 16-00, в протоках - волна встречная около метра. Встаем на аккуратном травянистом бережку, поросшем редкими ивами и березками.

22.07. Выход с рассветом (5-00). Относительно тихо (3 балла), постепенно раздувает до 4-5-6.  К 13-00 проходим чуть меньше 100 км, встаем на обед, затем - еще 3 км, натыкаемся на встречную волну до 1,5 метра, встаем в небольшой бухте. Щука на 8-9 кг, выпускаем, еще одна на 1,5 кг, ее берем.

Выход 21-20, встречный ветер (c) 3-4 балла. К полуночи - 2-3 балла, идем до утра под мотором.

23.07. 2-00 - проходим указатель "Полярный круг" на высоком левом берегу. Резкое ночное похолодание, встаем в километре за Полярным кругом. Рядом - п. Жиганск. Спим. Потом - дневка, осмотр катамарана, прогулки. Вечером - встреча с Александром («Волчарой»), нашумевшим в ряде туристических форумов рассказами о своих дальних и частых перемещениях по Лене. Он идет вниз (в Кюсюр) на новом пластиковом катамаране с грузом колы и лимонада и т.п.

24.07. Дневка. Ловля щук и окуней, большую часть пришлось выпустить. Вялое обслуживание катамарана, мотора, укладка снаряжения окончательная.

25.07. Выход около 6-00. 8-00 - Жиганск. Заправка (с использованием машины), хлеб, немного продуктов (свежие овощи). 11-00 - продолжение движения. 2-3 балла северного ветра. Идем весь день и всю ночь.

26.07. 5-00 - рассвет, холодно, встаем передохнуть, костер, ветер усиливается, волна начинает бить лодку о галечный берег. 7-00 - выходим, 9-00 - снова встаем, на этот раз в устье реки, в безветрии за сопками. Греемся на солнце, отдыхаем. Ждем ослабления ветра.

18-00. Немного стихает. Выходим. Идем в ночь.

27.07. Ветер встречный, 2-3 балла весь день. К вечеру встаем около п. Джарджан, в устье реки. Переход около 250 км.

28.07. 9-00 - выход. При выходе 1-2 балла северного ветра, но потом раздувает снова до 3-5 баллов. За п. Сиктях встаем по левому берегу, идем на экскурсию в реку. Встреча с охотниками-эвенками (Иван и Василий с сыном). Чаепитие, рассказы, язык лося, ловля некрупного сига на блесну. Самый крупный - чуть больше килограмма. Нам от охотников - угощение - лосиное сердце. Волчьи следы на берегу и на песчаном дне неглубокой протоки. 18-00 - идем дальше. В Лене - 3-4 балла встречного ветра, через 10 км встаем на ночь. В 30-40 метрах от берега осетр делает свечу. Потом - еще один. Ставлю закидушки. Осетр обрывает леску. Второй - попадается. Некрупный, килограммов на 5. Варим уху.  Итого - вместе с подарком охотников - очень много еды. Спим.

29.07. Выход 10-30, попутный штиль, парус, мотор, приход в Кюсюр к 15-15, райцентр, но бензина нет. Жарко, местные дети не вылазят из воды. Интернет с помощью телефона, ознакомление с почтой, прогнозом погоды и ледовой обстановкой. Льда около Челюскина уже мало, и есть проход. Норденшельды тоже стремительно тают.

18-00 - выход, попутный штиль, потом часа 2 идем под мотором. К полуночи начало немного раздувать, сначала с запада, а потом уже и с юга. Дальше - идем под парусом.

30.07. Дует все сильнее. Уже стабильно 2-3 балла, причем уже попутного ю-в ветра. Рыбаки, рефрижератор, сети, предложения рыбы. Ленская труба, окаймленная горами и скалами, прямая, как стрела, на протяжении километров 50. К 15-00 стихает, практически до штиля. Иногда - небольшие порывы (1-2 балла) встречного ветра. Около 19-30 мы - на о. Столб. До Столба мы попробовали пройти Булкурской протокой, наткнулись там не один раз на отмели, и вернулись назад, в основное русло, потеряв часа три. Экскурсия на Столб. Выход от Столба - 21-30. Идем в Оленекскую протоку.

31.07. Проходим за ночь и пол-дня около 150 км. Сначала, ночью – мотор часа 2, потом - парус, причем, на изгибах продолжаем его нести, несмотря на участки лавировки. Олени бродят по берегам. Попадаем на отмель, запускаем мотор, ломается стартер. Идем дальше снова под парусом. 15-00 - начало дождя. Встаем, в т.ч. на ремонт стартера. Ветер переходит к северу. Дождь. Ставим лагерь. Запускаем закидушку.

1.08. 0-30. Начинаем день рожденья моего праздновать. Коньяк. Осетр на закидушке кг на 2. Уха. Спим.

Утро. Еще осетр. Коптим рыбу, в т.ч. сигов, у костра. Поздравления от Ивана и из дома по спутниковому телефону. Ремонт стартера. Осмотр лодки. Замена удлинителя штага (расплелся, перетеревшись вначале). Общаемся с леммингом. Дождь, северный ветер. Градусов 7-8.

2.08. Дождь. Ветер 5-6 баллов, северо-восток. Стоим.

3.08. Выход в ночь, 1-30. Идем до 12-30, под мотором. с-в 3-4 б. Перерыв, прогулка. Выход вторичный - 16-30. 3 часа ищем выход в глубокие места и на фарватер. 19-30 - находим. До моря несколько километров и - мы в море!

2-3 балла, с, с-с-з. Холодно, идем в ночь.

4.08. Лавировка около 30 км, длинный галс с контргалсом. Ветер заходит к западу, усиливается. Запуск мотора, очередная поломка стартера. Подходим к берегу в 5-00. 7-00 - выход. Стартер, надеемся, починили надежно. 9-00 - Усть- Оленек. Полуразрушенный поселок. Есть метеостанция. Владимир, Николай, Валерий. Бензина мало, но 10 литров 80-го дают. Приглашают заночевать и помыться. Вокруг - красивая местность. Леса нет, но сопки очень живописные.

Здесь похоронены Василий и Мария (Татьяна) Прончищевы и их спутники. Кладу дикие цветы. Неподалеку - памятник Прончищевым. Гуляем по окрестностям поселка. Вечером - помывка, купаюсь в реке, чай, разговоры, ранний сон в тепле (18-00). Я проснулся на следующий день в 10 утра.

5.08. Утро. Прощаемся. 4 хлеба от Николая-геофизика. Спасибо за все! 11-45 - выход. Мели на выходе в море. Северный ветер 2-3 балла. Идем на мыс Терпяй-Тумса. Мели, длинные косы, уходим в море километров на 10 для огибания. Затем - идем в ночь. 2-5 градуса тепла ночью.

6.08. Продолжаем идти. Ночью светит солнце, попутный штиль до 9 утра, затем попутный с-в ветер, 1 балл. 5-6 км/час под парусами,  воздух холодный, но солнце греет. Идем весь день и вечер в этих условиях.

7.08. Продолжаем идти. К утру ветер стихает, потом переходит на с-з, 2-3 балла. Идем вдоль п-ва Нордвик, за мыс Пакса. Гуси, снежники, выходы мерзлоты в обрыве. Получаем прогноз, который благоприятствует пересечению Хатангского залива (с-з 2-4 м/с, затем з-ю-з, тоже 2-4. К ночи - смена погоды). За мысом  - дует запад 1-2 м/с. Чайки на струе, около сотни. Идем против ветра на моторе. До мыса Аэродромный на Таймыре - около 90 км. В бухте Нордвик - большой океанский сухогруз, от нас километров 7-8. В 10 км от Паксы ветер усиливается, сначала до 2-3 баллов, а потом - до 4-5. Идти уже некомфортно, поскольку ветер - з-ю-з, почти встречный. Под мотором скорость 6-7 км, поэтому ставим паруса. Одним галсом на Аэродромный не проходим. Идем длинным галсом пока вдоль берега о. Б. Бегичев, приближаясь к нему. Волна уже больше метра, и крутая, с гребнями. Уходим на Б. Бегичев. Встречное отливное течение, поэтому идти в бейдевинд непросто. В 20 км от м. Пакса высаживаемся на остров. Выкатываем на прибое катамаран, ждем. Солнце, интересный берег. Фотографируем, перекусываем. К вечеру вроде начинает стихать. Ближе к 21-00 выходим, и первый час идем на мыс Нефтяной бухты Нордвик (все же ближе к Таймыру, и на материке) со скоростью 8-8,5 км/час, ветер практически встречный. В глубине пролива ветер усиливается, скорость падает до 6 км/час, поэтому 28 км до Нефтяного проходим более чем за 3 часа, потратив почти 6 литров топлива. Берег закрыт сопками, поэтому - тихо. Ставим лагерь, гуляем, ужинаем, спим. На склонах сопок - солнечные лучи. На закате к береговой линии выходит здоровенный заяц и долго сидит у самой воды, видимо, наслаждаясь закатом.

8.08. К утру - небольшой дождь, раздувает, обещанная смена погоды случилась. Ветер утром уже 5-6 баллов, в, потом - в-с-в. Жестко для прохода, волна у берега больше метра, не уйти. К вечеру - 6-7 баллов, с-в. Практически шторм. На закате - выглядывает солнце. Снова приходит тот же заяц, и снова "любуется закатом".

9.09. Дневной прилив. Размыло волнами бар в море, прилив выше, приходится переносить катамаран выше. Спим. Гуляем. Большое количество камней плоских с аккуратными круглыми отверстиями. Видимо, каменные грузила. Или орудия труда.

10.08. Начинает стихать. 23-00 - выход, при 1-2 баллах ю-з. Время пока якутское, UTC+10, Москва +6 часов.

11.08. Идет полутораметровая зыбь с-с-в, очень забавное сложение волн, поскольку ветер южный, и новая волна образовалась 0,7-1 м. Раздувает до 2-3 баллов, совсем сложная волновая интерференционная картина. 6-30 - входим в устье реки Новая, идем к р. Поперечная. Все, мы на Таймыре. Стоят балкИ, около одного даже лодка с мотором, но людей, похоже, рядом нет. 8-30 - через мели входим в Поперечную. Бегают зайцы, видим гусей, в реке нас встречает песец, и прыгает, и бежит за нами метров пятьсот, или от радости, или от голода аж колесом ходит. 9-30 - первый перекат. Пробуем тащить на руках. Протащили. Река узкая и мелкая, раздваивается и растраивается. Свернули не в ту протоку, пришлось возвращаться к перекату. Отлив чувствуется, и перекат уже почти сухой. Ждем, поскольку и за ним воды почти нет. До озера Поперечное 24,5 км по прямой. Значит, километров 45-50, как минимум. 20-00, вроде прилило, идем, точнее, тащим на руках. К 24-00 - прошли километра полтора. Точнее, протащили. Настроение плохое. Что же нас дальше ждет? Пока - трудно, очень трудно. Надежда на то, что это - нижний перекат, а выше река должна стать полноводнее.

12.08. Время отныне приводится красноярское UTC+8, Москва+4. 16-00 выходим. Проспали 12 часов. Пытаемся приспособиться к перемещению. Перекаты очень часты, плесы - короткие, метров по 100, или меньше. Пробуем на перекатах катки. Не понравилось. Разгружаем катамаран на 100-120 кг, переносим груз за перекат. Получше. За день прошли 3 км.

13.08. Полночь. Встаем. Опять долго спим. Наконец, ночью прошел небольшой дождь. Вода, по крайней мере, не убывает. Но - все равно очень низкая, и видно, что несколько дней назад ее было больше - мокрая галька, небольшие лужи. Вяжем ремни из стропы по всему периметру катамарана, готовим упаковки для разгрузки и переноски на перекатах. 18-00 - выход. Бечева, руки-ноги, километр - мотор. Прошли к 22-00 5 км. Лучше, но все равно плохо. К полночи - дождь. Если будет идти всю ночь, воды прибавится. Сочинение на ходу «мы рождены, чтоб сказку сделать былью и т.п.».

14.08. Дождь всю ночь и с утра. Воды прилило на плесах сантиметров на 20. Это радует. Однако течение встречное - заметно сильнее. Выход 13-00. Дождь с перерывами весь день. Кончается только к вечеру. Вода медленно продолжает прибывать. Прошли к полуночи 5 км по прямой, это значит, километров 10 по реке. До озера по прямой осталось 13,8 км.

15.08. Выход 12-00. Вода медленно начинает спадать, но течение на перекатах до 15 км/час. В основном, удается проводить, разгружаемся теперь реже. Это связано не только с повышением уровня воды, но и с изменением характера реки - мы вошли в узкое русло без разливов, по берегам обрывы и каменистые сопки. На дне - средняя и крупная (до метра в диаметре) галька. Ноги переставляем очень осторожно. В основном тащим на бечеве, иногда переходим от берега к берегу на стакселе или на моторе. Идти удается относительно быстро, поэтому идем до 5 утра следующего дня. До раздельного озера остается по прямой 6 км.

16.08. Выход 13-00. К озеру! Идем до ночи, и в ночь, торопимся. Удается пройти на моторе около километра, через небольшое озеро, и разливы. Мелко, трава на дне, поэтому в реке - снова бечева и проводка. Последний километр Поперечной - весьма похож на первый, т.е. мелко, и сплошная шкуродерка. Последние метров 500 - сплошные перекаты. Снова разгружаемся, и переносим часть вещей к озеру.

17.08. 0-00 - мы в озере! Точнее, на его южном берегу, в 20 метрах от истока Поперечной. Нас навещает песец, сначала оглядывает Ивана, изучает его, видимо, на предмет годности к употреблению. Ничего не боится, подходит на расстояние метра два. Потом его внимания удостаиваюсь я. Поняв, что мы еще вполне живы, и собираемся таковыми оставаться еще неопределенное время, песец удаляется, огорченно вздыхая.

На озере - 3-4 балла северного ветра, заводим мотор и на полном газу идем на северный его берег, поближе к волоку (около 10 км). Холодно, градуса 2, на встречном ветру стынут руки. Даже курить не хочется, поскольку из перчаток придется вылезать. Да, перчатки, конечно, вполне сырые. А озеро - очень даже интересное. Сопки, камни, распадки, хрустальная вода.

В 2-00 мы у места волока. Лагерь, 3-00 - отбой. Подъем около 15-00, прогулка по берегам, к озеру Хутудатурку, волок метров 250 всего, пологие склоны, ровное плато, твердая травянистая тундра, В общем, как мы вычислили еще весной при изучении топографии и рельефа в период проработки. На вершине одного из холмов, в стороне от нашей стоянки - маленькое зимовье-балОк. Заходим. Рабочее зимовье, здесь были охотники в мае, стреляли гусей.

Бросаю в лагере блесну, попались два небольших гольца.

18-00 - перегоняем катамаран, разгружаем, килюем, осматриваем. Проверкой остались довольны. Целы и поплавки, все в порядке с рамой и шпрюйтами. Т.е. не подкрутили ни одной гайки или талрепа. Начинаем переноску вещей. 23-00 - катамаран на берегу Хутудатурку, вещи - здесь же. Осталось собрать только лагерь. Отбой.

18.08. Выход в 13-00. Встречный ветер 2-3 балла, соскучившись по большим переходам, бензин решили пока не экономить. Есть еще литров 60-65. Идем на моторе по еще одному интересному и глубокому озеру. Следующее озеро, Проточное, нам понравилось меньше (рельеф пооднообразней). Выходим к вечеру в реку Хутудаяма. Тоже интересная река. То - плесы по километру, совсем мелкие даже посередине, то - узкое русло, с течением около 10 км/час, и перекатами, на которых иногда приходится проводиться. На одном из перекатов замечаю тусовку хариуса. Останавливаемся. 10 шт. меньше, чем за час, причем первые 5 - минут за 15. Плюс еще один голец. К полночи проходим около 50 км. Холодает, штилеет, разъяснивается, похоже, будет заморозок.

19.08. Утро. Заморозок. Все в инее, вода в котелке замерзла, все 3 см (сколько было). Салат из хариуса, чай. Выход в 10-00. Светит солнце, теплеет до 10-12 градусов. Горы в 5 км  (к югу) от левого берега, заснеженные вершины отрогов гор Бырранга - на горизонте, далеко на севере. Собираю арбалет. Идем на экскурсию. Каньоны, осыпи, скалы, ручьи, великолепная видимость, Бырранга на горизонте. Фотографируем. Сигареты и спирт закончились. К ночи выходим в реку Муруктуматари, становимся по правому берегу на слегка заиленной гальке. Вода, судя по всему, снова упала сантиметров на 10-15.

20.08. Погода портится. Утренний небольшой дождь. Овцебыки 15 шт. на правом берегу, идут прямо в реку и долго там стоят. Еще несколько хариусов, пока пережидали дождь. Это - впрок, на всякий случай. 12-00 - выход. На реке - стаи гусей, еще линяющих, и уже летающих. Одного (вполне умеющего летать, но зазевавшегося) удается подстрелить из арбалета. Потом почти час потратили на то, чтобы поймать его, поскольку не след оставлять подранков. Идем, в основном, под парусом (один стаксель), поскольку ветер в основном почти попутный  (с-в). Так проходим и перекаты, иногда цепляя мели. время от времени, все же проводимся. К вечеру ветер меняет направление на с-з, и усиливается до 3-5 баллов. Сопки исчезают, река разливается. Подходим к реке Бикада-Нгуома. С трудом находим твердое место для стоянки (с 3-й попытки), поскольку холодно и ветрено, нужно стоять. Песок под обрывом, выравниваем площадку, ставим палатку, спим.

21.08. Утренний дождь. Несильный. Ветер 3-4 балла, встречный. Разделываю гуся. 13-30 - выход, ветер понемногу стихает, а течение слабеет. 16-30 - станция Бикада, людей нет, летний домик прибран, в зимнем - бардак и срач, но есть плита и большой газовый баллон. Варим гуся. Бульон очень даже съедобен, но остальное вполне резиновое, даже после 2-часовой варки. 21-00 - выход. Штилеет, к полуночи выходим в озеро Таймыр.

22.08. Часа 4 блуждаем в поисках прохода. Озеро - вот оно, ни островов впереди, вроде водой все заполнено. Однако - стоит удалиться от правого берега (продолжение устья Бикады) метров на 200 - сразу 30 см, 500 м - 20 см, потом 5, потом 15, потом снова 5. Попробовав свернуть раза три на юго-запад, все разы вынуждены были возвращаться ни с чем, обратно к восточному берегу. Только пройдя к северу километров 12-15, смогли повернуть сначала на запад, а потом уже взять нужный курс на з-ю-з. Часа два шли по заливу 25-30-сантиметров глубиной. Только когда к берегу приблизились, стало поглубже; наконец, перо руля встало вертикально. Начало раздувать, причем - с юго-запада. Сначала 2-3, потом 4, потом - до 6 баллов. Перешли на южный берег озера, и пошли, уже зарифившись, вдоль него.  Летим в полный бейдевинд на зарифленном гроте 14-17 км/час, стараясь не удаляться от берега. Напротив о. Кюеной - совсем прижало отжимным ветром J, управляется катамаран с трудом, плюс зашел немного ветер. 13-00. Подошли к берегу отстаиваться и пережидать. Поспать не удалось. Едим вторую треть гуся. Много необычных камней, похожих то ли на окаменевшую древесину, то ли на такие же окаменевшие кости доисторических животных. 18-00 - вроде стихает. Уходим. Да, 3-4 балла всего, теперь идти в бакштаг. Идем в пересечение прямиком на бухту Ожидания и в залив Нестора Кулика.

23.08. Ночью относительно спокойно. 2-30 - проходим бывшую полярку Бухта Ожидания. Идем дальше. Потихоньку светает; хотя полной темноты по ночам еще нет. Начинает раздувать. На входе в залив Н. Кулика снова раздувает до 6-7 баллов. Сначала рифимся, потом пробуем идти под одним стакселем, потом меняем грот на штормовой. Летим фордевиндом на штормовом гроте в пенных метровых (иногда - полутораметровых) гребнях 18-20 км/час. 6-00 - встаем на мысе Гофмана, уже в Нижней ТаймырЕ. Ветер сильный, мы уставшие. Казалось бы - попутный, и можно идти, но мы уже давно на ногах. В общем, ставим лагерь и спим до 18-00.

18-00 - ветер стихает, и заходит к западу. Выходим, идем до оз Энгельгарт в лавировку. Озеро мелкое, приходится пересекать на моторе. Идем до 2-00, до пещеры Миддендорфа, по штилю, и на моторе.

24.08. 2-00. Пещера Миддендорфа. Высаживаемся, гуляем. Потихоньку начинает светать, но недостаточно для хороших съемок в пасмурную погоду.

Я выполняю задание по работе и беру первые образцы растений. Видимо, вспомнил о научном долге в легендарном месте J.

4-00 - идем дальше. Ветер вроде - снова южный, пока 1-2 балла. Идем, любуясь берегами, высаживаемся иногда на экскурсии и осмотр, минут на 40-50, не больше. К 15-00 раздувает снова до 5-7 баллов, начались разливы, вся река в пене. Хорошо, что ветер попутный, поскольку много мелей. Из-за волны - они хорошо видны, поэтому есть возможность до поры до времени их избегать. От о. Фомина идем левой протокой, и в ней встаем по совсем уж озверевшему ветру. Место - неважное и от ветра плохо защищено, но выбирать нам особо не приходится. Стоять - условно можно, поэтому встаем. Вечерний прилив. Катамаранные чалки вымывает из камней, катамаран пытается улизнуть, Иван его отлавливает. Далеко катамаран уплыть вряд ли мог, развернуло бы ветром и остановило, но все равно неприятно собственное ротозейство.

25.08. Ночь. Прилив, а точнее - нагон - продолжается. Часть палатки - в воде, по авралу переносим лагерь совсем в другое место. Метров на 300 в сторону, где больше ветра, но повыше. Снег, ветер с, с-з 6-7 баллов. В общем, совсем отвратительно. К вечеру - вроде слабеет до 4-5 баллов. Появилась возможность сменить стоянку. Уходим в 16-30, под мотором (скорость 4-7 км/час), проблуждав в мелях и множестве проток и русел впадающих здесь в изобилии рек и речушек, переместились за 4 часа на 15 километров ближе к морю. Фактически, встали уже в Таймырской губе. Место - вполне симпатичное и защищенное. Поэтому - все сделали правильно. Бензина вот только 6 литров жалко. До мыса Остен-Сакена - около 40 километров.

26.08. 3-5 баллов, северо-запад. Стоим по ветру. Гуляем. Костер (наконец есть из чего).

27.08. Утро. Опять - с-з, но 2-3 балла. Идти вроде можно. 9-30 - выход под мотором, 15-00 - мыс Остен-Сакена, ветер - 1-2 балла, поэтому пробуем идти дальше. Первые льдины начали попадаться еще за 10 км до мыса, за мысом - вроде есть полынья вдоль берега, на севере, сколь глаз хватает - ледяные поля. Проходим полыньей километров 7-8 к западу. Полынья сужается. Наконец, видно, что дальше не пройти. Однако - прилив, поэтому уже видно, как расстояние между льдинами даже в нашей полынье начинает уменьшаться. Возвращаемся, уже под парусом. Топлива осталось всего 23-25 литров. Принимаю решение о стоянке, до выяснения ледовой обстановки и смены направления ветра. Поскольку - с ледовой обстановкой в южных Норденшельдах все ясно. Вдоль материка - точно не пройти. В проливе Матисена - сейчас - тоже не факт. Не оттаяли, блин, Норденшельды за август. Поэтому, скорее всего, северо-западным полуштормом оторвало ледовые поля на севере архипелага; вот теперь они тут, у материкового берега.

17-30 - мы вновь у Остен-Сакена. Высаживаемся на галечном берегу. Бывший рыбопромысловый пункт. Лебедка, заваленная камнями деревянная лодка, небольшая бытовка на скале, из крыши которой торчит печная железная труба.

Внутри – все относительно цело, чисто, две койки из досок, стол, буржуйка, крыша - прогнулась, но если дождей не будет, сойдет. Дверь цела, стекла в окне нет, часть досок снаружи выломана. Однако внутри дует в основном, из оконного проема.

Иван против остановки в бытовке. Я, тем не менее, заколачиваю окно фанерой и досками, и вставляю маленькое стеклышко из обломков (примерно 15х25 см). Разбираюсь с буржуйкой. Дырок вроде нет, но труба провалена внутрь, подымаю, разжигаю, получается жуткая дымовуха. Только к вечеру стало немного получше. Но - недостаточно. На ночь печку нельзя оставить горящей.

Вечером встречаем  рядом с лагерем первого медведя (плавающего в море), который болтается метрах в 70 от берега, и не собирается уплывать, несмотря на наши просьбы. Наличие медведя подвигает Ивана согласиться переночевать в балкЕ. В балке - холодно, если не топить, и сыро, но теплее, чем на улице. Запрашиваем прогноз и ледовую обстановку, спим.

28.08-1.09. В первый день занимаемся обустройством балкА и знакомством с местностью. Получаем прогноз и словесное описание ледовой обстановки. Прогноз - с-з на ближайшие три дня, 2-7 м/с, и температура около 0 Сº. По льду - ничего хорошего, кроме как до Челюскина можно пройти. Ну, это мы и сами видим - лед болтается на уровне выхода из бухты, а в сторону Челюскина  - выносит отдельные льдины. В Норденшельдах глухо. Проход есть только на севере архипелага, но туда - далеко, а ветер встречный, и бензина маловато. Лед стоит до самого горизонта, если подняться на вершину северного холма. Теперь обзор окрестностей - наше любимое утреннее развлечение. Как и получение ежедневного прогноза с комментариями по льду. Так что выжидаем пока. Продуктов недели на три, но нужно переходить на рыбу, которая обозначила свое присутствие отдельными всплесками. Вечером вылавливаю на блесну первого гольца килограммов на 7-8. Приспособлюсь. Это значит, еще поймаю.

По балкУ - сохнет потихоньку. Щели постепенно находятся и затыкаются утеплителем. За дровами ходим за мыс Остен-Сакена, там больше плавника. Находим несколько бочек с соляркой, но не с бензином.

На второй день налаживаю солярную капельницу для печки, нашелся и вентиль, и шланг, и трубки медные. Тут раньше так и протапливали. Так что тепло теперь, и днем, и ночью. Медведей больше нет, а тот, первый медведь не хотел уплывать, потому что у него был гастрономический интерес - метрах в 300 от лагеря, за скалой, лежит недоеденный олень. Туда, значит, он и плыл, а мы его спугнули. Вот так - и не себе, и не людям.

Вечером - уже 2 гольца. Процесс пошел.

...Оставшиеся до 1 сентября дни - такие же. Гольца и омуля теперь ловится сколько угодно, особо крупных - отпускаем, помельче – едим и солим про запас. Каждую ночь выпадает снег, сантиметра 2-3, днем обычно тает. В один день - не растаял, но на следующий – да, растаял, все-таки снова потеплело. Наконец, прогноз на 1 сентября - юго-восток, причем сильный, начинается в ночь с 31 августа на 1 сентября. Ждем результата. Уже вечером 1 сентября видно, что льда стало в обозримой видимости намного меньше, а на нашем берегу - совсем не стало. Унесло.  Прогулка внутрь бухты. Вечером 1.09 не уходим, готовимся к утреннему старту.

2.09. Ветер - в-с-в, 2-3-4 балла. Не очень хорошо, но и неплохо. Скорее всего, не пройти южными проливами, а вот Матисена - можно попробовать. 11-00 - выход. Солнце, первые 20 км проходим к западу, натыкаемся на поля, берем к северу, и по усиливающемуся ветру идем в бейдевинд по разводьям на север, выискивая проходы. Проходы находятся, поэтому идем, не останавливаясь, иногда 15-17 км/час, только льдины за бортом проносятся и медведи разбегаются (точнее, сбегаются посмотреть на невиданное зрелище). Северные и восточные берега островов в южной части Матисена покрыты льдом, поэтому пересекаем пролив и становимся на о. Овальный, уже в надвигающейся темноте, 22-30. Прошли больше 100 км. Ставим лагерь. Спим.

3.09. Утро. Рассвет заставил запечатлеть жуткую картину заснеженного и обледеневшего окружающего пространства. Ночной снег, как всегда, запорошил песчано-галечный берег и травянистое плато,  и, мимо острова плывут многочисленные льдины разного размера. Увидели, содрогнулись, забрались обратно в палатку досыпать. В результате - поздний подъем. В пролив Матисена с севера входит океанский сухогруз, и берет курс на запад. Это хорошо, пусть льды немного потолкает.

Выход в 14-00. Дует 1-2 балла с севера. До о. Правды - километров 20. Полярка на острове брошена, но пристать уже кое-где можно. Пройдены Норденшельды почти что. Льда вокруг много, но уже видно, что проходы есть на запад. А там посмотрим. Идем вначале под парусом. Иногда, на затишье - заводим мотор. Потом - снова парус. И так далее. К 21-00 подходим к мысу Фуса одноименного п-ва. Лед по берегам, скалы, небольшие лагуны, тоже заполненные льдом. Заходим в бухту, становимся. Иван нервничает - а вдруг в бухте запрЁт. Я, как могу, его уговариваю и объясняю, почему не запрет (неоткуда уже льду взяться, а если чуть припрет, то разводья на отливе найдутся). Все. Выбрались мы из сплошных льдов. Лагерь. Костер. Прошли около 70 км. Ночью - опять снег.

4.09. Ветер - север, 4 б, плюс туман, льда не пригнало, видимость метров 100-200, сыро, холодно, хотя выпавший снег и растаял днем. В общем, стоим, гуляем, ждем. Находим каменную пирамиду и остатки от какого-то туристического, или геологического посещения. Упаковки от быстрых супов и спагетти в скальной нише. Похоже, 2-3-летней давности. К вечеру ветер начинает стихать, но выходить уже поздно.

5.09. Выход в 11-00, с-в, 2-3 балла, идем спокойно, поскольку лед встречается уже разрозненный. К 19-00 входим в бухту Эклипс, становимся лагерем. Еще 70 км пройдено.

Застава брошена. Сначала - в темноте - три медведя, гоним, уходят. Разжигаем костер и оставляем его на ночь, подбросив каменного угля, которого много валяется по берегу.

6.09. Еще один медведь. Экскурсия по заставе. Полно солярки, керосина и дизельного масла, бензина - нет. 2005 год - последний год работы заставы. Потом - приезжали, но ненадолго. Консервы рыбные валяются на земле, срок годности истекает 10 и 12 годами. Выходим в 12-00, идем спокойно до вечера, ветер 1-3 балла, с-с-в. Встаем на песчано-галечном берегу, на волновом накате, не дойдя до м. Стерлегова около 20 км.

7.09. Выход 11-00, ветер в-с-в, 3-4 балла. Многовато, но выйти получилось без больших проблем. Полярка мыс Стерлегова - тоже покинута, на двери - объявление, что сотрудников на станции нет, и просьба обращаться на соседние станции. Еще медведь. Крутится вокруг, далеко не уходит. Иван остался сторожить и одерживать на прибое катамаран, я - пошел на станцию. На станции, внутри - аккуратно по возможности, украшения новогодние, на столе - бутылка из-под шампанского, фруктовые компоты. Как будто люди недавно ушли. Дизель не работает, в холодильниках - заплесневевшие продукты. Последняя запись в журнале - 9 января 2014 г. С трудом нахожу на территории бочку с бензином (АИ-80, судя по надписи), отливаю литров 10. На всякий случай беру пачку чая, граммов 200 сахара, полпачки сигарет, пару банок просроченных уже консервов. Оставляю записку в рабочем помещении станции, на столе, что были здесь, и благодарны за помощь.

15-00, идем дальше. 60 км - до мыса Михайлова, за которым начинаются шхеры Минина. Через часа два после выхода - 5 баллов, приходится зарифиться. Скорость и на зарифленном гроте - до 25 км/час. Ветер - почти вдоль берега, волна постепенно увеличивается до 1,5 метра, затем - до 2. Отдельные группы волн и гребни, явно больше 2,5 метров. Давненько так не ходил. Иван на руле, справляется практически безошибочно, желания забрать румпель у меня не возникает. Отбираю уже почти около мыса, по причине, что скучно долго без дела сидеть. Заходим за мыс, встаем практически на самом тонком участке косы. Песок, немного гальки, много плавника. 21-30. Палатка, выкатываем катамаран, устраиваем большой костер, греемся. Ночью греемся в палатке от горелки и котелка с камнями. Около 80 км за день.

8.09. Поздний выход, 14-15. 15 минут тратим на запуск мотора после вчерашнего заливания его на волне. Штиль. Ночью снег не выпал, но все равно, только +1-3 С. Идем в сторону острова Олений мимо островов Колосовых, т.е. мористо. Днем - снег из набегающих туч (на парусе – не тает), иногда солнце. Ветер 1-2 балла с-з. Идем весь день под мотором. Иногда – парус. 21-00 - мы на острове Скалистый, т.е. уже - за Оленьим. Встаем в проливе между Скалистым и Песцовым. Защищенная галечная бухта. Снежники в бухтах. Костер, лагерь, спим. 60 км за день.

9.09. Гуляем, поскольку - в море накат, волна метра 2. Ветер ю-з, 3-4 балла. Т.е. нам - как раз на з-ю-з. Беру пробы. Экскурсия на маяк. 17-15 - выходим, не для серьезного перемещения, а больше для проверки нового вида бензина. В пропорции 50 на 50 (92-й плюс 80-й) вроде работает. Проходим за 3 часа около 15 км, и встаем у разрушенного зимовья на о. Круглый. Лагерь, костер, спим.

10.09. Ветер - с, 3-4 балла. Накат, но пока небольшой (мы слегка прикрыты). Выход 8-00, волна на открытых участках до 2 метров, но гребни редкие. Естественно, парус, сначала - полный, потом - рифы. Проходим через Пясинский залив, по прямой ~90 км, по дистанции 110, 20-00, встаем на мысе Моржово в мелкой бухте. Пришлось пройти сначала под парусами через отливное течение в узкой промоине, через бар и метровую волновую толчею на нем. Бревна по всей косе, семейство песцов, фотоохота Ивана, костер, лагерь, спим.

11.09. Утро, ветер ю-ю-в, 3-4 балла, но холодно. Выход в 12-00, проводим вручную катамаран через бухту и бар (он без волны сейчас). Стартуем под парусом, проходим к 21-00 около 85 км, встаем в устье р. Убойная, рядом с действующим зимовьем. Печь, дым, Иван уходит спать в балок. Я остаюсь в избе.

12.09. Ветер 4-6 балла ю, сырость, дождь моросит. Стоим. Идти-то можно, наверное, но не хочется. Стремно все-таки. Гуляем. Тюлень в реке, жаль, не сфотографировал, метров 5 до него было. Вечер. В зимовье тепло, сушим отсыревшие вещи, вытряхнув их из гермоупаковок. Моюсь в балке.

13.09. 2-3 балла ю-в, подъем 10-00, выход 12-00. 17-30 - Диксон. Прошли около 65 км. Ставим палатку на досках слипа для моторок, проверка береговой охраны, пиво, пироги с рыбой, фотографии с диксонцами, через неделю придет "Сов. Арктика", и потом пойдет на Красноярск. Буксир "Механик Маклаков" ждет разгрузки  угольной баржи и затем тоже должен уйти, но через день и на Дудинку. Нас настойчиво приглашают на нем уйти. Договариваемся с шефом "Маклакова", он совсем не против.

14.09. Бензина нет. Стоим. "Мех. Маклаков" никуда сегодня не пойдет, т.к. кран сломался. А если пойдет, то - не раньше, чем завтра, и до Байкаловска. Диксонцы - Александр, два Сергея (отец-рыбак и сын-школьник), Василий, потом - Василий с женой.

15.09. Выменяли 10 литров бензина на литр моторного масла. Выгрузка угля продолжилась. Отзвон домой и в МКК. Первое сообщение на форуме, о том, что мы в Диксоне. Вечером подгоняем катамаран к "Маклакову" и силами команды грузим его на переднюю площадку разгруженной баржи. Заносим вещи на буксир, расселяемся по каюткам, ужинаем, греемся, идем в душ. Команда - просто молодцы ребята, всем интересуются и очень внимательно помогают. В каютах тепло. Спим.

16.09. Теперь баржу грузят пустыми емкостями для топлива. Пол-дня ждем, 13-30 - наконец, выход. Есть шанс, если придем 17.09 вечером и сразу выгрузимся, успеть в Дудинку к 21, на ближайший рейсовый т/х до Красноярска. Идем, точнее, буксир идет. В море - спокойно, ветер - был бы галфвинд 2-3 балла, т.е. ходовой. Шеф Владислав и грузовой помощник Виталий, очень внимательны и дружелюбны. Матроски Таня и Саша - тоже. Как вся команда.

17.09. Утром  шеф говорит, что, скорее всего, идем в Дудинку. Ну, просто шикарно. К обеду у шефа - новая вводная, т.е. ни Байкаловск, ни Дудинка - а - с. Караул. Там оставить баржу,  и идти обратно на Диксон.

18.09. Утро. Буксир с баржой болтается напротив с. Караул. Разгрузка начинается только вечером, 20-00 - мы с помощью плавучего крана оказываемся на берегу, вместе с катамараном и снаряжением. Теплое прощание, нам помогли, но на ближайший т/х мы уже не успеваем. Еще почти 200 км идти. 20-30 - выход, ветер встречный 2-3 балла, солнце садится, проходим около 10 км и встаем на левом по ходу берегу. Галька, песок, холмы. Спим.

19.09. Ветер - 5-6 баллов, ю-в, т.е. практически встречный, дождь, стоим.  Смородина, последние листья на первых для нас кустах с конца июля.

Все, теперь точно не успеть к 21-му. Ночью не пойдем – темные совсем ночи, плюс топляков полно.

20.09. С утра - дождь, ветер ю-в 4-5 баллов. Ждем. К вечеру стихает до 2-3 баллов. 17-30 - выход, к 21-00 - 35 км при ходе на полных оборотах на моторе. Встаем в зимовье. Печка, дым, Иван уходит спать на катамаран, я остаюсь.

21.09. Прогноз на отход ветра (вчерашний) начинает оправдываться. Выход в 11-15, к 14-15 - п. Усть-Порт, пиво в магазине и нетрезвые местные "индейцы", солнце на небе, спининга на катамаране - нет. Ноги выросли у спининга. 1 балл с-востока, потом - практически штиль (к вечеру). Встаем километрах в 50 от Дудинки. Палатка, ночной снег, спим.

22.09. С-в, 2 балла, вроде попутный, но топливо есть, мачту ставить на полдня не хочется. На подходе к Дудинке пою жене по телефону "северную мантру", которая случилась мгновенно, на подходе к Дудинке. К 15-30 мы - рядом с пассажирской пристанью в Дудинке! Все, дошли. Дебаркадер,  палатка внутри, +3+5 Сº в помещении, -1+2 на улице. Переносим вещи на дебаркадер под крышу. Звонки домой. Пиво, ужин, спим.

23.09. Знакомство с начальником дебаркадера Ильей. Не гонит, а мы обещаем вести себя спокойно, т.е. сильно не напиваться и много женщин не водить. Идем в город, гуляем, заходим в библиотеку, лезем в интернет, общаемся с братьями по оружию, т.е. форумчанами-парусниками. Отъедаемся, спим.

24-25.09. Антистапель, прогулки, покупка билетов на т/х и домой.

26.09. Т/х "А. Матросов" в 12-00 под "Прощание славянки" уходит на Красноярск.

1,2.10. Сдача груза в перевозку, прогулки по Столбам.

3.10. Утро. Самолет до Москвы. Иван уезжает на поезде в Нижний Новгород завтра вечером. Похоже, я скоро буду дома.

 

 

Хутудаяму

 

 

Озеро Таймыр

 

 

Остров Овальный

 

 

Начальник заставы в бухте Эклипс

 

 

 

Очередной песец

 

График прохождения

Г. Якутск (п. Жатай) – п. Жиганск

745 км, 18.07 – 24.07, 4 дневки, включая полудневки (2 вынужденные), 450 км – парус, 295 км – мотор. Без осадков, температура 25-35 Сº, ветер ю-в, 6-12 м/с - двое суток; с, с-с-в 6-12 м/с – 5 суток

П. Жиганск – о. Столб

790 км, 25.07 -30.07, 2 дневки (обе вынужденные), 270 км – парус, 520 км – мотор. Переменная облачность, ясно, без осадков, T = 18 – 25 Сº, ветер с, с-с-в 5 - 12 м/с 4 суток, штиль, ю-з 1 – 6 м/с - 2 суток. 

О. Столб - Оленекский залив моря Лаптевых

250 км, 31.07 – 2.08, 2 дневки, обе вынужденные, переменная облачность, облачно, дождь, 160 км – парус, 90 км – мотор, Т = 8 – 15 Сº, ветер ю-з, з 5-10 м/с, с-з 4-6 м/с

Оленекский залив – Усть-Оленек – о. Б. Бегичев - м. Нефтяной (бухта Нордвик) – лагуна р. Новая (устье р. Поперечная)

500 км, 3.08 – 11.08, 4 дневки (3 – вынужденных), без осадков, облачно, переменная облачность, ясно,  430 км – парус, 70 км – мотор, Т = 5-12 Сº, ветер с-з 4-6 м/с (2 суток), ю-з 1-3 м/с (2 суток),  с-з 6-10 м/с (1 сутки), с-в 8-10 м/с (3 суток), ю-ю-з 5-7 м/с – 1 сутки

Устье р. Поперечная – оз. Поперечное (северная оконечность)

65 км, 12.08 – 16.08, 5 км – парус, 12 км – мотор, 47 км – бечева, ясно, переменная облачность, дождь, Т = 5-12 Сº, ветер ю-з, з, с-з 5-8 м/с

Волок оз. Поперечное – оз. Хутудатурку

300 м, 17.08, переменная облачность, Т = 5-7 Сº, ветер с-з 4-6 м/с

Оз. Хутудатурку – р. Бикада-Нгуома – оз. Таймыр – м. Гофмана (исток р. Н. Таймыра)

375 км, 18.08 – 22.08, 2 дневки (1 дневка – вынужденная), парус – 225 км, мотор – 140 км, весло – 5 км, бечева – 5 км, облачно, облачно с прояснениями, ясно, небольшие дожди, Т = 0-12 Сº, ветер с-з 4-6 м/с, ю – 6-12 м/с

М. Гофмана (р. Н. Таймыра) – Таймырская губа Карского моря (м. Остен-Сакена)

235 км, 23.08 – 27.08, 3 дневки (все вынужденные), парус – 155 км, мотор – 80 км, Облачно, небольшие осадки в виде дождя и мокрого снега, Т = 0-7 Сº, ветер с-з 2-4 м/с, ю, ю-в 7-12 м/с, с-с-з 7-10 м/с

М. Остен-Сакена

28.08 – 1.09, 0 км, 5 дневок, все вынужденные, стоянка вследствие неблагоприятной ледовой обстановки, облачно с прояснениями, осадки в виде снега, Т = -3+5 Сº, ветер с, с-з 3-5 м/с, ю-в 6-8 м/с.

М. Остен-Сакена – о. Овальный – м. Стерлегова – о. Зверобой – п. Диксон

755 км, 2.09 – 13.09, 3 дневки, все вынужденные, парус 670 км, мотор -85 км, облачно с прояснениями, осадки в виде снега, Т = -2+4 Сº, ветер с, с-в 4 -10 м/с, ю, ю-з 6-10 м/с.

П. Диксон – п. Караул

480 км, 14.09-19.09, 6 дней, все - дневки или пассивные способы передвижения (речной транспорт)

П. Караул – г. Дудинка

180 км, 20.09 – 22.09, 1 полудневка (вынужденная), мотор 180 км, облачно с прояснениями, небольшие осадки в виде дождя и снега, Т= -1+3 Сº, ветер ю-ю-в 2-6 м/с.

 

Всего длина маршрута путешествия составила 4375 км; активными способами передвижения пройдено по курсу 3895 км, из них под парусом 2365 км, под мотором 1472, бечева – 57 км; по морю - 1475 км, по внутренним водным путям (реки и озера) – 2460 км; кроме того, маневрирование (заход в бухты и лагуны, выход из них, подход к берегу и отход), радиальные выходы, разведка (поиски прохода) – 200 км. Возможна небольшая недооценка пройденных нами расстояний в целом и для каждого участка в отдельности, вследствие погрешностей учета сложной траектории движений, как во внутренних путях (особенно на реках), так и на море.

На маршруте находились 67 дней, из них ходовых дней - 36, волок – 1 день, дневок – 30 (вместе с 3 сутками, проведенными на барже и 2 сутками ожидания этого переезда), из них вынужденных дневок (по погоде) - 21.

 

В целом считаю, что путешествие было грамотно спланировано, и так же грамотно осуществлено; опыт, профессиональные и психологические качества экипажа, а также набор и качество снаряжения соответствовали району и задачам путешествия.

Из достижений отмечу, прежде всего

- протяженность и разноплановость маршрута, впервые пройденном на таком небольшом плавсредстве, эффективное использование парусного вооружения;

- надежность и универсальность катамарана и всего снаряжения;

- слаженность, добротную выучку и психологическую устойчивость экипажа;

- туристическое первопрохождение участка внутреннего Таймыра, включая волок через водораздел. Нитка этого участка: м. Аэродромный (лагуна р. Новая) – устье р. Поперечная – оз. Поперечное – волок до оз. Хутудатурку – р. Хутудаяму – р  Муруктаматари – р. Бикада-Нгуома – оз. Таймыр (до устья р. Ямутарида);

- выполнение в туристическом походе по труднодоступным районам Крайнего Севера научных исследований.

 

 

…Вместо эпиграфаJ

 

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Чтоб ледовитый одолеть простор,

Творец нам дал не разум и не крылья  -

Катамаран дал, парус и мотор.

Мы рождены с тобою не для скуки...

Чтоб содрогнулся просвещенный мир,

Творец нам дал стальные руки-крюки

Катамаран тащить через Таймыр.

Все выше, и выше, и выше,

Меандр, перекат, плес,  вновь - брод.

Но с каждым сантИметром ближе

что? -

Очередной поворот!

 

Мы так давно с любимыми в разлуке,

Но мы привыкли биться до конца.

Ведь нам даны не только руки-крюки,

а еще -

Стальные яйца, смелые сердца!

Воды в реке совсем уже не стало,

И нет дождей, хоть осень на носу...

Но кэп сказал: "Еще не все пропало.

Пора порезать к спирту колбасу".

Все выше, и выше, и выше,

К гнездовьям непуганых птиц!

Пусть с каждым усилием лишним

Закаляется сталь ягодиц!

 

Спустилась ночь, во мгле угасли звуки,

Катамаран тащить уже невмочь,

В ответ мы лишь сильней сжимаем крюки,

Ведь кроме них, нам некому помочь!..

До ледостава дней осталось мало,

Уж сыплет снег, и кровь не горяча…

Но кэп сказал: "Не все еще пропало.

В моторном ЗИПе есть еще свеча!"

Все выше, и выше, и выше,

Вновь плес, перекат, поворот.

И за поворотом я вижу

Раздельное озеро... Вот!

Вперед же, к озерному краю,

К истокам таинственных рек!

...Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

(Таймыр, р. Поперечная, 12 – 17 августа 2014 г.)

 

Один из фотоальбомов плавания (Внутренний Таймыр)

Читать далее (полная версия отчета: НегоЛапТайКарские хроники)

 

Походная нетленка

 

Основное видео похода, посмотреть:

Якутск-Таймыр («по дикой тайге...»)

"Таймыр внутри"

Остен-Сакена-Дудинка («Возвращение»)

 

Фильм-отчет посмотреть (полная версия, 60 минут):

Паруса над Таймыром-2014: Якутск-Дудинка

  

Предыдущие плавания:

2009 («Негордый», Онежское оз., Ладожское оз.)

2010 («Негордый», Белое море, п-ов Канин)

2011 («Вайгач», Белое, Баренцево моря)

2012 («Негордый», р. Енисей, Карское море, р. Обь)

2013 («Недотрога», р. Киренга, р. Лена)

Мои музыкально-походные опусы на ютубе