По Киренге и Лене на байдарке (первая тысяча миль «Недотроги»)

С синих гор, издалека,

То капризна, то легка,

К морю все спешит река,

Ей уж не свернуть...

По реке идет байда.

На стремнине, как всегда,

Пляшет белая вода,

Предлагая путь…

 

.…Нас никому не сбить с пути:

Нам пофигу, куда идти!

 

Нитка маршрута

Участники

Перед походом

Начало. Ст. Киренга – г. Киренск

Г. Киренск – г. Витим

Г. Витим – г. Ленск

Г. Ленск – г. Олекминск

Г. Олекминск – п. Булгуниктах

Немного итогов

Фотогалерея похода (пейзажи)

С синих гор, издалека... (клип)

Фильм "Киреленье-2013"

 Глоссарий (т.е. словарь)

Походная нетленка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нитка маршрута:

Ст. Киренга – г. Киренск – г. Витим – г. Ленск – г. Олекминск – природный парк Ленские Столбы – п. Булгуниктах, 1800 км, р. Киренга, р. Лена.

 

Участники:

      

Роман Караев                                                                            Вадим Ракитин (капитан)

 

В начало отчета

 

Перед походом

Планировалось в межсезонье большее, получилось, как получилось.

Трудно найти сподвижников на полтора-два месяца, тем более в края суровые и ненаселенные. Плюс еще работа, работа, которая тоже не всегда отпускает в нужное время и на нужное время. Готовился «Негордый», готовилось снаряжение, прорабатывалась навигация, но… постоянные партнеры (Иван Спицын и Павел Демченко) не смогли пойти, у каждого свои обстоятельства нашлись. Планы планами, жизнь есть жизнь.

Нашелся Роман Караев из г. Киржач Владимирской губернии, не новичок в походах по Северам, но парусного опыта у него не было. Так что к середине мая совсем серьезные планы оказались под некоторым сомнением, тем более что вести с ледовых полей Родины приходили не слишком оптимистичные. Лед стоял, и должен был стоять в районе м. Дежнева в середине августа...

Оставалось только, мысленно повторяя время от времени незабвенно-народное «нас никому не сбить с пути…», планы менять.

Поэтому, вместо огибания Таймыра на "Негордом", мне в середине мая показалось правильным устроить себе небольшой отдых, и просто пройти по Лене от Усть-Кута на БАМе до Якутска. Хотелось сначала сделать это на катамаране, но третий и четвертый попутчики за оставшиеся до моего выезда в командировку 3-4 недели всерьез не нашлись, и катамаран везти стало вроде как незачем.

Поэтому решено было пройти маршрут на свеженькой байдарке "Шуя", с использованием мотора и, по возможности, парусного вооружения. Заброска-выброска с 70-80 кг снаряжения на двоих, это далеко не то же самое, что с 300-350 кг.

По опыту предыдущих сибирских поездок и путешествий, в июле всерьез на парус рассчитывать было нельзя. Штили летом тут стоят, или если не штиль, то северный ветер, т.е. встречный при движении к морю.

Тем не менее, материалы для импровизированного парусного вооружения были взяты, так же, как и для рулевого устройства.

Итак, обо всем по порядку.

Потренировав новенькую "Шую" в майские праздники на Нерли и пройдя в одиночку за 2 ходовых дня при слабом совсем течении чуть больше 100 км, я удостоверился, что 70-80 км за день вдвоем проходятся, поэтому 2000 км до Якутска за месяц-полтора пройти можно, даже на весле, но в напряженном ритме. Стало быть, мотор - брать.

Был куплен подвесной транец под мотор до 3 л.с., предназначенный как раз для байдарок и надувных лодок. Транец оказался удобным и простым, хотя и тяжеловатым (около 5 кг). К тому же его оказалось возможным использовать и на "Негордом".

Самая большая проблема для меня в этот момент была вместимость и грузоподъемность "Шуи". По паспорту - 180-200 кг, у нас при полной загрузке и заправке должно быть 270-300. На гладкой воде не потонем, а если вдует? и вдует надолго, а Лена после Витима разливается до нескольких километров в ширину. С островами и протоками - до нескольких десятков километров, но ширина основного русла ближе к Якутску все же 2-3, иногда 5 км.

Ну и, естественно, как мы сами во всем этом снаряжении разместимся, сможем ли идти по 8-9 часов в день и каждый день.

Снаряжение было проверенное мной по предыдущим походам, т.е. палатка "Буран-3н", горелка Kovea самая легкая, ветрозащита к ней, термоса, набор посуды на 3-4 человек, легкие непромокаемые куртки и брюки, различных объемов и конфигурации гермоупаковки, гермопакеты и т.п. Рома прихватил еще гермокейс литров на 6-7, куда мы сгрузили документы и часть фотовидеопричиндалов. Солнечная батарея 8 Вт с накопителем "Вампирчик". Можно было заряжать какой-нибудь причиндал прямо на ходу, что иногда и делалось. Старенький Garmin-etrex, плюс навигатор в моем телефоне должны были обеспечивать нас координатами, в основном мест стоянок, поскольку поход предстоял несложный по навигации, тут пачки "Беломора" должно было хватить. Фотоаппарат-мыльница Casio и водозащищенная видеокамера Sanyo-Xacti. Набор батареек и аккумуляторов для этого всего, позволяющий в случае необходимости два-три раза зарядить вся аппаратуру с помощью «Вампирчика». Несложный предстоял поход, в общем, только протяженность его с учетом ограниченности по времени (предварительно 5 недель) и выбранного плавсредства была великовата для курортного отдыха. Понятно было, что время от времени предстоит упираться.

 

 

Вот, на этой фотографии, почти все наше снаряжение и присутствует (в упакованном виде и готовое к перемещению). Остальное по мере повествования будет появляться.

 

Взяли билеты, так чтобы стартовать в Усть-Куте 11 июля. Я улетел в командировку в Красноярский край, взяв с собой все, кроме мотора, поскольку должен был уезжать в Усть-Кут из Красноярска, Рома уезжал из Москвы на поезде. Мотор Рома должен был забрать, ну и привезти. Основное групповое снаряжение было у меня с собой. Плюс еще командировочных причиндалов килограммов 7-8, от которых никуда было не деться… так что набиралось груза, набиралось...

Добираться до места моей командировки в Красноярском крае - дело довольно-таки затейливое и не совсем предсказуемое, впрочем, как и выбираться. В результате, у меня получились свободные полтора дня, между тем временем, как я мог прибыть к месту командировки, и возможностью приступить к работе. Естественно, я их использовал по назначению, т.е. прибыл к месту, где меня должны были встречать коллеги, не на скоростном теплоходе, а на байдарке, в неторопливом темпе пройдя за день 70 км по Енисею и зайдя в чудесный его правобережный приток - р. Вороговку.

...Дальше о командировке рассказывать нечего, работа есть работа. С Ромой я был на емейловой связи, у него обстоятельства тем временем изменились, и нужно было ему уезжать обратно не позднее 10 августа. Т.е. времени оказалось совсем впритык. Взял обоим билеты на самолет из Якутска на 10 августа (а ведь планировал первоначально побродить еще и по Столбам Ленским, и ниже Якутска спуститься, если получится). Ну, как получилось, так получилось. Посмотрев после получения новых вводных внимательнее на карту, и померив расстояния, я обратил внимание на реку Киренга, в 200 км восточнее Усть-Кута. Судя по топографии, она посимпатичнее выглядела, чем Лена в верхней части, должна и течь побыстрее. Расстояния до слияния ее с Леной в районе г. Киренска оказалось километров на 30-50 меньше, чем, если идти по Лене. Ну и пейзажи должны быть интереснее, и населенность меньше. В общем, решено было стартовать в п. Магистральный (ст. Киренга), соответственно перед посадкой в поезд я в Красноярске взял билеты до Киренги.

 

 

Дневник

2013 г., июль-август, реки Киренга, Лена.

9.07, примерно 8-20 красноярского, поезд Москва - Северобайкальск. Встреча с участников.

10.07, среда, около 10-00 местного времени.

Ст. Киренга (пос. Магистральный).

К 12-00 совершены закупки, заправка 10 л., мы на берегу реки. Подъезжают местные, вежливо знакомятся. Место для стапеля вполне хорошее.

Около 15-00 выходим, после трудной упаковки и размещения. Жарко, 25-27 С.

17-00 - сильный короткий дождь. Ждем под накидкой и кустами на берегу. Течение 5-7 км/час.

19-30, останавливаемся на отмели, прошли около 40 км.

11.07. Медведь в кустах. Всю ночь бродил, близко не подошел. Первая попытка рыбалки, один небольшой ленок. Как раз на бутерброды. Выход около 12-00. Вода для реки необычайной прозрачности, 4-5 м.

По берегам - живописные скалы, отмели. Перекаты, плесы. Около 16-00 - попытка установить и запустить мотор, поскольку впереди почти 2000 км. Плохо заводится, сразу глохнет. Похоже, топливная система, или бензин плохой. Как-то запустили, немного пройдем, опять глохнет, снова, значит, запускаем. Так - до вечера. Стертые руки, прошли всего к 20-00 70 км, все равно, что на весле.

12.07. Выход около 11-00, мотор в том же импульсном режиме, иногда подолгу гребем. Пару раз останавливаемся, моем топливную систему, обжигаем и меняем свечу, результат тот же самый - неустойчивая работа. Около 70 км к 20-00.

13.07. Выход 11-30, мотор, наконец-то начал прочищаться. После обеда встретили несколько компаний надувных лодок, с одной подружились. Ребята из Киренска и Иркутска, сегодня заканчивают в Киренске свой неторопливый сплав.

Проходим отмели на моторе, приподняв кронштейн транца, на зависть надувным киренчанам (а мотор у них тоже есть, только не поднимается так удобно, как у нас). К 21-00, поджидая и иногда буксируя надувастиков всем скопом, в дружеской компании подходим к Киренску. Алексей, руководитель и вдохновитель остальных киренчан и иркутян, на машине провозит нас к заправке. Саша-водолаз, отработавший много навигаций на Лене, дает нам последние наставления. Теплое прощание. Стоянка на островке напротив Киренска.

14.07. Воскресенье. День рыбака (об этом мы могли догадаться, но с утра не догадались). Необычное оживление на реке. Подъехал парень-спасатель, у него контрольный срок одной из групп, но группа еще не пришла. Объясняем, что встречали ее (группу) километрах в 30 от Киренска.

Созваниваемся с домом (до этого связи не было почти всю Киренгу). Проверка, переупаковка багажа, закупка продуктов. Сигарет и газа для горелки не встретили (магазины были закрыты, за исключением двух). Зашли в Алексеевское. Купили сигареты и баллончики для горелки, практически до конца похода.

14-45 - выход. 20-30 - стоянка. Мы - в Лене. Серьезное движение барж, контейнеровозов, танкеров, буксиров.

15.07, понедельник. 11-30 - выход. Скалы, очень живописно. Идем, не торопясь. Обед на берегу в середине дня. 80 км к 20-00.

16.07. Вторник. 12-00 - выход. Вечером встаем на запланированную дневку. 80 км за день. Погода портится.

17.07. Среда. Дождь. Плановая дневка, похожая на вынужденную. Щуки, окуни, ленки, все некрупные. Помыться не удалось. Вечер - блины с соленым ленком.

18.07. Четверг. Выход 12-30. В удобной заводи с первого броска - щучка килограмма на полтора. Пробуем найти топливо. В с. Мироново (на карте указано 2-5 тыс. жителей, на самом деле человек 200) топлива нет. Посоветовали подойти к "Путейцу", что мы и сделали. Взяли 15 л непонятной жидкости желтого цвета. 20-30 - стоянка около п. Ичора на острове, на галечной отмели.

19.07, пятница. Ночной аврал, вода прибывает, 2 раза за ночь переносим лагерь. Рыбалка, ленки, жигаленки (маленький таймень). 12-00 - выход, сыровато, пасмурно, заход в п. Визирный, попытка заправиться, небольшая закупка (мука, сигареты, кофе). Дождь, ждем. С трудом у Николая взяли 3 литра бензина, поскольку "путейское" топливо мотор плохо переваривает - свечной нагар, не тянет. Перед выходом подъехал дед (Михаил Власюк) на моторке с "Ямахой-40", в лодке две девчушки. "Что, бензин вам нужен? на реку смотрите, сейчас берега подмыло, все, что угодно проплыть может, в том числе и бочки с бензином. Слушай, давай-ка эту бочку посмотрим, давай на берег выкатим". Мы выкатили полную 200-литровую железную бочку на гальку. "Давай, открывай. Вот он, ваш бензин. Ну, точно бензин. Наливайте давайте, я и сам налью. Бочку оставим стоймя, хозяин найдет, вам еще спасибо скажет". И вправду, бочка оказалась с бензином. Заправили 10 литров.

20.07. Суббота. Поднимается вода. Стоим уже не на отмели - все отмели под водой. Вода уже совсем мутная после дождей. Скала, кусты уже в воде, одни верхушки торчат. Утренний туман, выход в 11-30, течение после дождей приличное, мотор работает на смеси "путейского" с "бочковым" нормально, дожди, к вечеру - проливные. Ветер, к вечеру встали рядом с Витимом, нашли тропу к избушке. Промокли, конечно, холодно, пошли ночевать и сушиться в зимовье. Прошли около 100 км.

21.07, воскресенье. Сушимся. Дожди весь день. Рома с температурой, настроение плохое. Лечим народными средствами (тепло, горячий грог). К вечеру - гости (точнее, хозяева зимовья). Степан, Алексей, Дмитрий, Михаил. Это их охотничьи угодья. Вечер дружбы и рассказов.

22.07. Холодно с утра. Сильный встречный ветер (4-5 баллов) волну разогнал с барашками. 12-30 - вышли, идем под берегом, 13-30 - Витим, Алексей на машине помогает нам закупиться продуктами и рыболовными снастями (спиннинг с катушкой и правильной блесной в суете ушел за борт).

15-30, уходим из Витима, прошли немного, волна, ветер встречный, встали пережидать. Солнце, в ветровой тени - тепло, поэтому моемся, стираемся, ждем утра.

23.07. Вторник. Выход 11-30, встречный ветер 5-6 баллов, идем совсем под берегом, в 10-15 м от него волны почти нет, проходим Пеледуй, ветер срывает гребни, сухогрузы и танкеры отстаиваются, из Витима (Угрюм-река) плывет древесный сор - деревья, палки, целые кусты и т.п. Аккуратно идем среди всего этого, повторяя все изгибы берега. Проходим около 80 км.

24.07. Выход в 10-30, солнце, встречный ветер той же силы, идем вдоль берега. Вода мутная совсем. Справа впадает приток, видим резкую границу между прозрачной горной водой и мутной Ленской. Делаем попытку рыбной ловли, обедаем, купаемся на солнце в ветровой тени. Идем до 19-15, прошли около 75 км.

25.07. Четверг. 10-40 - выход, погода та же. Приходим к 18-00 к Ленску, встаем перед ним в 7 км. Вода начала спадать, но кусты еще в реке. Отмелей тоже еще нет. Звонки домой.

26.07, пятница. 10-00, выход. Погода начинает портиться, но встречный ветер ослабел до 2-3 баллов. Пассажирский причал Ленска, гуляем, закупаемся, заправляемся.12-30 - идем дальше. Пасмурно, моросящий дождь к вечеру. Выбираем место для стоянки долго и тщательно. Видимо, придется завтра весь день стоять. До Якутска чуть меньше 1000 км. Полпути.

27.07. Дождь весь день, близкий к проливному. Иногда чуть стихает. Рыбалка (окуни, мелкие ленки, жигалята). Прогулки по сырому лесу, грибы (моховики, рыжики, маслята). Делать особо нечего, натягиваем тент и разводим костер. Отъедаемся природными деликатесами. Стоим.

28.07. Воскресенье. Утром - дождь. 12-30 выход, дождь моросит, но на небе как бы становится светлее. Морось весь день, около 15 градусов, идти можно. Проходим около 80 км, под вечер в просветах видим солнышко.

29.07. Понедельник, дождь, туман. Потомок вождя Афанасий, проезжая на «уазике» по берегу, сажает его в глину неподалеку от палатки. Знакомимся, пъем кофе. Афанасий, сходя домой за вторым своим «уазиком», дарит несколько килограммов мытой молодой картошки. Рома садится за руль застрявшего «уазика», суем бревна под колеса, добываем общими усилиями. Часов в 12 выходим, туман рассеивается, пасмурно, но довольно тепло (градусов 15-17), идти комфортно, ветра почти нет, так, временами встречные порывы налетают, и снова гаснут. Напротив и немного не доходя до п. Чапаево - остров, на нем сушится и отдыхает 10-15 компаний сплавных туристов. Катамараны, в основном. Переход около 90-100 км, под постановку лагеря появляется солнышко.

30.07. Вторник. Туманное утро, 2 ленка, ничего интересного, хотя место интересное для рыбалки (заводь, галечная коса со свалом). Нормально проходим около 90 км.

31.07, среда. К вечеру приходим в Олекминск, фотографируем расписание теплоходов до Якутска, поскольку идти еще до него километров 600. Дневок толком нормальных пока не было. Вроде успеваем к самолету, но хочется постоять в нормальном месте. Заправляемся, закупаемся. К 21-00 встаем в 12 км ниже Олекминска. Пройдено за день чуть больше 90 км.

1.08. Четверг. Пасмурно с прояснениями, идти можно. Встаем около 19-00 на правом берегу, не доходя километров 15 до п. Урицкого. Подходит парень на Казанке с "Тохой-15", с сенокоса на противоположном берегу, зовет ночевать в зимовье, которое совсем рядом. Знакомимся. Охотник Павел из Урицкого, зимой соболя тут промышляет. Вечер знакомства с жареной картошкой, ухой из стерляди, коньяком по случаю моего дня рождения. Одна из лучших встреч на маршруте, хотя и остальные тоже были хороши.

2.08. Прощание, Павел объясняет, где удобнее сняться около Якутска. Получается, что к Якутску идти необязательно, там уже населенка и шоссе по обе стороны реки. 12-30 - выход, солнце, Прошли Урицк, Хору, встали на обед в устье притока Лены по правому берегу. Тут же - несколько нормальных (около килограмма, чуть крупнее) ленков и жигалят. Решили остановиться. Ленок килограмма на 2,5, таймень вышел из омута, и прошел, оставляя волну, как от нашей байдарки на среднем ходу. За тайменем не пошел, рыбы и так вроде хватает. Солим, жарим добычу.

3.08. Утро. Ночью шел дождь, сверкали молнии. Утром - еще пара ленков, один снова больше 2 кг. Ну, теперь точно хватит. 9-00. Собираем лагерь. Опять ливень, прячемся под полуснятым тентом. 10-15, выходим в туман и морось. Так и идем весь день под дождями, иногда проливными. Самый сильный (около 30 мм осадков) переждали на берегу, во время обеда. С трудом в тумане нашли стоянку на правом берегу, пройдя около 100 км к 20-00.

4.08. Воскресенье. Нормальное утро без дождя. Переменная облачность. Выход 9-30, тепло, слабый ветер. Переход 125 км в район Синска к 19-30.

5.08, понедельник. Пасмурно, но без дождя. Не торопясь, выходим. Проходим Синск, заходим в поселок Природного парка "Ленские Столбы", разговариваем с егерем Иванычем по поводу отъезда из Булгуниктаха. Заходим в Столбы на экскурсию, появляется солнце. Гуляем, фотографируем. Встречаем проводника из Якутска с пожилым немцом-альпинистом. Они тут на рыбалке. После прогулки заходим в Тумул, немного закупаемся и на лугу за поселком встаем на ночь.

6-9.08, вторник-пятница. Неспешные перемещения, дневки, знакомство и вечер с домодедовскими байдарочниками, экскурсия на раскопки древнего становища, отдых, купание на солнышке. Посещение бизонария, фотоохота на бизонов, рыбалка (2 щучки), к вечеру 9.08 встаем на окраине Булгуниктаха, разбираем байдарку, пакуемся, договариваемся с машиной на утро 10.08.

10.08, суббота, 7-00 - машина до Якутска, в 9-30 мы в аэропорту, 13-25 местного времени, вылет, 13-50 московского - прилет. Поход закончен. Да здравствует поход!

 

В начало отчета

Пролог

С синих гор, издалека,

То капризна, то легка,

К морю все спешит река,

Ей уж не свернуть...

По реке идет байда,

А на стремнине, как всегда,

Пляшет белая вода,

Предлагая путь.

 

Белая поет вода:

"Разбайда же ты, байда!

Никому и никогда

Не сбить тебя с пути.

Дни проходят и года,

А ты все туда-сюда,

Все равно тебе, куда

Только бы идти!.."

 

И затеплят огоньки

Створы, корабли, буйки,

Тихо догорит закат

В сумрачной глуши.

Замерцает, как всегда,

Та, заветная звезда

Проблесковым маяка

В уголке души.

 

Огонечек дорогой,

Век мне маяться с тобой,

Ты полночною порой

Еле различим…

А ночью камни так остры,

Ночью волны так быстры,

Манят ложные костры

Путников в ночи!..

 

Манят, манят нас костры,

туда, где скалы так остры...

Чур, же, белая вода,

Ты храни меня!

Дни прессуются в года,

Но все идет, идет байда.

Мы вернемся, как всегда,

На закате дня!..

 

Мы вернемся, как всегда,

В час, когда взойдет звезда

Огонечком маяка

В сумраке души.

Речка, реченька, река,

Ты бурлива и мелка,

Ты чиста и глубока,

К морю не спеши!

Речка, реченька, река,

К морю не спеши!

 

Начало. Ст. Киренга – г. Киренск

 

Встретились с Ромой в поезде, ехать нам было еще больше суток. Сопки, леса, ручьи, скалы за окном, пиво на остановках помогли времени пройти незаметно. 10 утра, 11 июля. Мы на перроне, ищем и находим машину, закупаемся дней на 5 для начала, заправляем 10 л. бензина, и через час с небольшим мы на берегу, километрах в 3 от поселка. Тут же порадовались, что не сошли в Усть-Куте. Усть-Кут вытянут вдоль Лены километров на 15, пока ехали мимо, рассмотрели. По обоим берегам - хозяйственные здания и склады, в общем, ничего интересного. А тут, в Киренге, мы сразу же оказались на весьма приятном бережку. Быстрое течение (км 7-8/час), холодная хрустальная вода, аккуратно так все вокруг... в общем, замечательное местечко для стапеля. Дорога асфальтированная вот только в 20 метрах, но машины редки. Изредка останавливаются, знакомятся, но ненавязчиво и уважительно. Спросишь что - отвечают, серьезные, в общем, и доброжелательные люди попадались.

На сборку лодки у нас ушло минут 20-30, с учетом того, что переходник от насоса к клапанам оказался утерян. Глядя на кучу разложенного барахла, с трудом представлялось, что это все окажется в байдарке. Так всегда бывает. Тут, правда, случай был особый, поскольку количество барахла было привычное, а вот пароходик как-то не очень. Тем не менее, рубить лес на грузовой настил не пришлось. Места для ног после первой погрузки оставалось совсем мало, но река была узкая, 70-100 м, иногда 20-30. На первый день было намечен минимум в 35-40 км, ну, в результате столько и прошли, стартовав в 3 дня и подойдя на стоянку в 8 вечера, часок переждав ливень на берегу. В общем, идти оказалось можно, а следующая упаковка и погрузка будет компактнее и понятнее. Дня три еще терпеть, дальше все уляжется по своим местам.

Легко нашлось отличное место для стоянки, галечная отмель на острове. По острову особо не походишь - кусты, коряги, бревна после паводка наворочены, но отмели замечательные. Напротив - скала живописная, в общем, в очередной раз отметил про себя, что Киренга мне определенно нравится. Утром еще блесну потаскаю, может, что прицепится. Хотя местные говорили, что сейчас не лучшее время для ловли, нужно или в июне, или в августе-октябре ловить.

Ночь прошла спокойно, без дождя, только вот в кустах что-то пыхтело и трещало несколько раз, наверное, мишка приходил, но к нам не пошел. Тут они местными воспитанные, знают, что если что не так, то пальнут люди, не задумываясь.

 

   

   

Утром побросал блесну. Прицепился ленок граммов на 500-600, для первого раза пойдет.

Уложилось, естественно, все несколько компактнее, но не сильно. Тем не менее, место для вытянуть ноги нашлось у обоих. Через три часа весельного хода по чудесной реке, попробовали запустить движок. Движок запускается, но тут же глохнет. В общем, или мусор в топливной системе после перевозки оказался, или бензин плохой. Весь остаток этого дня и весь следующий день с переменным успехом пытались договориться с мотором. Руки я себе в этом процессе непрерывного запуска и перезапуска незаметно так, но основательно стер, это было явно лишним. В результате на третий день приспособились, промыли несколько раз топливную, начали обжигать свечи перед запуском, ну и сработало, наконец, и мы почувствовали некоторую от движка независимость. Забегая вперед, скажу, что дальше серьезных проблем с мотором почти не было, за исключением того, что свечу от некачественного топлива и невозможности дать полные обороты, время от времени пришлось прожигать на газу. Ну и еще один раз топливо попалось явно неважнецкое.

На четвертые сутки подошли к Киренску. Приспособившись и к мотору, и к транцу, на котором мотор стоял, начали использовать наличие обоих. При проходе совсем мелкого участка-«шкуродерки», мотор не глушился, а поднимался на упоре транца, но не назал, как это у моторов водится, а вбок, транец это позволял. Это оказалось несложно, я сбавлял обороты и придерживал мотор, ну а Рома в это время подруливал и подгребывал спереди. Начали встречаться надувнушки с туристами, палатки на берегах. Встретилась компания из 4 лодок, в каждой из которых сидело по одному человеку и торчало по паре спиннингов, в двух лодках стоял небольшой столик, на котором что-то было, мотор был на всю компанию один. Вся эта флотилия неторопливо передвигалась вниз по течению. Протока была узкая, всем оказалось до некоторой степени по пути. В общем, познакомились и до Киренска оставшиеся 12-15 км шли вместе, болтая о том, о сем. Ребята сплавлялись от Улькана (километров 80 выше ст. Киренга) вторую неделю. Один, Алексей, был совсем уж местный, т.е. прямо из Киренска, остальные - из разных сибирских городов. Они заканчивали и разбирались в Киренске, нам нужно было идти дальше. Ну что же, местные, это хорошо, может, расскажут чего полезное и интересное. Так и вышло. Ребята помогли вечером с заправкой, и рассказали, что нас ждет дальше. Иркутянин Саша, тому было что рассказать, поскольку в свое время проработал много навигаций на всей Лене водолазом. Так что встреча оказалась и приятная, и полезная. Было тепло, днем все это время около 25 градусов, ночью 15, но ребята жаловались, что холодно не по сезону: "У нас в это время меньше 35 не должно быть". Комаров и мошки почему-то не было, ребята и этому нашли объяснение: "У нас этой гадости вообще мало летает, в сравнении с другими сибирскими краями".

Сибиряки при свете автомобильных фар сдувались и паковались, а мы ушли ночевать на другой берег, на галечный остров.

 

      

       

  

Фото этапа (Киренга)

В начало отчета

Предыдущий раздел

Г. Киренск – г. Витим

Утро, 14 июля, воскресенье. Дежурный туман, солнце, сквозь него просвечивающее. На солнышке греются немного отсыревшие вещи, «вампирчик» заправляется от солнечной батареи, от «вампирчика» кормятся телефоны и автомобильный навигатор, который был взят вместо пачки "Беломора". Печатать и ламинировать бумажную картографию на простой по навигации маршрут я не стал.

Автомобильный нафигатор "Престижио", не самый дешевый, купленный в Красноярске, капризничает при работе не совсем на автомобиле. Несмотря на упаковку его в прозрачный гермопакет (сенсорный экран через пленку работает), экран постепенно покрылся черными пятнами и полосами, и загружается теперь через раз. В общем, неудачный оказался девайс, хотя все-таки кое-что на нем можно еще увидеть, по крайней мере, координаты получить и расстояние до точки определить.

Просушили уроненный в воду при братании с сибиряками рабочий подсумок с речной рацией "Воксум" и LPDэшками "Мидланд". У «Воксума» после просушки аккумулятор перестал заряжаться, но поставленная на зарядку, рация работала, Мидланды оказались терпеливее и после просушки включились, как ни в чем не бывало. Забегая вперед, скажу, что речная рация могла пригодиться на Лене (прогноз там узнать у речников, или спросить чего), воки-токи были взяты на всякий случай, но ни разу не пригодились. Ходили мы в основном вдвоем, и по лесу, и по поселкам. Лодку и лагерь можно было оставить в любом месте безбоязненно.

Подъехал местный МЧСник-спасатель, стрельнул закурить, а заодно узнать, не встретилась ли нам надувная лодка такая-то, должна была вчера прийти, но не пришла. Как же не встретилась, обязательно встретилась, километров в 25 от Киренска копошилась около палатки. "Пойду, посмотрю", - сказал спасатель и дернул мотор.

С другого берега реки заголосила пожилая киренчанка, обращаясь к нам и прося кого-то куда-то перевезти. Нам было не совсем досуг, но она так настойчиво-умоляюще (и долго) голосила, что я не выдержал, и перевез сопровождающего ее парня в Киренск, которому, как оказалось, грозил развод, если он срочно не прибудет в семью. В общем, по берегам было нескучно. День рыбака есть день рыбака, и лодочные и мотоциклетные моторы жужжали всю ночь, продолжали жужжать и сейчас.

При закупке столкнулись с неприятным сюрпризом. Сигаретами магазины в местных городах не очень торгуют, все с курением борются. Просьба спасателя о сигаретах стала теперь понятнее.

В 14-30 после закупки продуктов, но без курева, двинулись дальше. Вышли в Лену. Вода тут же оказалась мутнее, хотя скалы и галька не пропали. Ширина реки была уже метров 300-400, течение медленнее в среднем, чем в Киренге, пароходов много самых разных попадается, только отползать успевай. Обстановка стоит, даже 5-км столбы иногда. Створы и бакены светят и днем, поскольку на них теперь малопотребляющие фотодиоды.

Пошли потихоньку по краю судового хода, иногда спрямляя в отсутствии пароходов. Мотор уже перестал нас донимать, поэтому шли спокойно до вечера.

Следующие сутки оказались похожи на предыдущие, свои 70-80 км в день мы теперь начали проходить за 7-8 ходовых часов.

Останавливались, как правило, на пологих галечных отмелях, их тут много летом. Пейзажи за бортом были великолепны и немонотонны, кустарниковая низина сменялась песчаным или галечным пляжем, или обрывом, поросшим соснами, кедрами или лиственницей, в густой траве ярко горели огоньки неведомых пока цветов (красные, оранжевые, желтые и т.д., "каждый охотник желает знать...", подплыть и познакомиться с ними было невозможно, поскольку выбирали они место для своего произрастания трудноприставаемое), скалы с каменными языками и столбами-соцветьями, пещерами и норами, гнездами стрижей, береговушек, пустельг, балабанов то подступали, то отступали… клубились в распадках туманы... в общем, было нескучно. Спокойно струилась река, иногда немного застывая на плесах, чтобы, передохнуть немного, и снова устремиться к морю. Скорость течения при этом колебалась от 1-2 км/час до 8-10, наша, соответственно, от 8-9 до 15-16. В среднем все-таки выходило 10-12, что вполне хватало, чтобы проходить 80 км в день.

Тем не менее, ощутимый запас по времени мы пока не имели, что будет с погодой и течением ниже, представить было трудно. По моим понятиям, мы отставали пока на день-два от правильного графика движения, с дневками раз в неделю и экскурсиями.

Во вторник вечером решили стать на плановую дневку, как раз неделя прошла. За эту неделю мы прошли около 450 км. Негусто.

Выбрали место с возможностью побросать блесну, с мысом и заводью за ним. Погода тут же испортилась, и мелкий дождь начался еще до темноты.

Утром под дождем из реки были вынуты несколько мелких ленков и щук, праздничным обедом и ужином мы обеспечены. Туман окутал все окрестности, но теперь к середине дня он не рассеялся, а только сгустился, и мелкий дождь превратился в крупный. Помывка отменилась, и плановая дневка превратилась в вынужденную, но ужин с салатом, блинами и малосольной рыбой никто не отменил.

       

    

 

  

...Дождь лил весь день и всю ночь, и утром стало заметно: вода начала прибывать. Вытащив на рассвете под дождем еще нескольких щучек из заводи (впрок, пригодятся), мы все-таки начали снимать лагерь. Дождь к этому времени несколько ослаб, и часов в 12 дня удалось выйти. Осадки то прекращались, то возобновлялись, но ливня уже не было. Было нехолодно по моим меркам, 17-19, а к вечеру мы даже увидели солнце.

Встали, как всегда, на отмели большого острова, со стороны основного фарватера. На всякий случай, подальше от воды. Как оказалось, не зря. Проснувшись в 5 утра, как всегда, блесной покидаться, я обнаружил воду практически в тамбуре палатки. Переставили лагерь, набрав еще пол-метра высоты над уровнем реки. Возвращаясь часов в 10 с дальнего конца острова с ленками и жигаленками (таймень подрастающий, местное название), я увидел Рому, вылавливающего из воды миски, бутылки с бензином, доску-стол и прочие полезные предметы. Вода за несколько часов прибыла сантиметров на 70, несмотря на то, что Лена здесь далеко не горная река.

Все закончилось хотя и суетой, но без ущерба. Часов в 12 пошли дальше. Бензина у нас не должно было хватить до Витима, поэтому начали заходить в поселки и пытаться его раздобыть. В Мироново (в навигаторе «Престижио» обозначен как поселок 2-5 тыс. населения) ничего полезного не оказалось, даже магазина. Очередной конец света оказался в этом отдельно взятом поселке. Домов много, но заброшено больше 2/3. Подсказали, что ниже стоит "Путейский", и можно попробовать заправиться, есть у них бензин.

На "Путейском" взяли 15 л пахнущей нефтью жидкости коричневого цвета, но и на солярку тоже не похожей. "Мы ездим на этом, и мироновские на том же самом ездют. Все ездют, и вы поедете". Поехать-то поехали, но мотор через полчаса опять начал донимать. Ладно, жжем свечу, промываем топливную систему раз в два часа, едем, значит. Сегодня едем, и завтра, т.е. в пятницу, тоже едем. К 5 вечера дошли до п. Визирного. Там опять случился дождь, а бензина сначала не случилось, хотя людей много на берегу, и бочки стоят, явно с топливом. Случились для начала сигареты и немножко продуктов. Потом случилось 2,5 л. бензина и килограмма полтора муки (хороший человек Николай помог). В общем, без путейского бензина нам уже вроде бы до Витима хватит. Ну и потихоньку, путейскую смесь тоже надо извести. В общем, так потом и изводили - одна заправка нормальная, одна - путейская.

Собрались уже выходить, не в поселке же на ночь останавливаться. Вода тем временем прибыла еще сантиметров на 20 (за пару часов). Подъехал крепкий дед на "Прогрессе" с 40-й Ямахой и двумя девчушками лет по 16 на борту. "Что, ребята, кто, откуда и куда, а нафига вам это нужно", в общем, дежурные фразы. "А мы тут живем, пока вы там в своем замкадье ерундой маетесь. И едим то, что президенты не едят: оленину, лосятину, медвежатину, осетрину, тайменину, нельмятину и пр. ...тины и ...нины (штук двадцать реликтовых деликатесов перечислил), ...а ягоды... а грибы... а икра черная и красная" и т.д. и т.п., аж слюни потекли. "Ладно", - говорю, - "все это у вас есть, а вот бензину - нету. Что не очень нам есть правильно". "На реку смотри, река - вот наша кормилица. Не видишь - вода прибывает, сейчас мимо вас настоящее сокровище проплыть может, тут дома плавают, катера новенькие, машины иностранные на понтонах, самосвалы карьерные… много чего полезного можно отсюда на паводке выловить, хоть и черта самого лысого. Бензин, говоришь, вам нужен? А ну-ка, ну-ка... вот ваш бензин по реке плывет, только попросили, и нате вам, прямо с доставкой!.." Мимо нас, совсем рядом, метрах в трех, действительно проплывала глубоко сидящая железная бочка, ну очень похожая на бензиновую. "Давай-ка мы ее на бережок выкатим, посмотрим, что там хорошего", – скомандовал дед. Выкатили, поставили, открыли. Бензин, однако. Рома нацедил литров 15, предварительно слив имеющиеся у нас путейские остатки по всевозможным бутылкам. "А ничего, хозяин-то хватится" – "А ничего, он вам еще спасибу скажет, ведь если бы не вы, он бы всех 200 литров лишился. Я тоже с канистру себе налью, не волнуйтесь, все в порядке". "Вот так и живем", – продолжил дед после заправки, – "тайга, река всем кормят. Такую вот бочку на моторку, и в Усть-Кут. Если вдвоем-втроем, то дешевле, чем на "Полесье" получается. 120 литров туда, 80 оттуда. А билет только до Киренска больше 3 тысяч стоит... э, мотор у меня теперь хороший, старый мой "Вихрь" теперь только снится... как приснится, вздрагиваю от ужаса... Ничего, можно тут жить, участок вот промысловый снова беру, соболя промышлять, вспомню молодость". Пора было и прощаться, поскольку снова приближался дождевой заряд, а нам еще километров 10-15 нужно пройти. При отходе все усиленно махали руками, у меня от этого махания «Гармин» выпал из кармана и плюхнулся в реку. Одна из девчушек тут же прыгнула по пояс, нагнулась (это вышло уже с головой), и вытащила навигатор. "Греться, девчонки, немедленно, спасибо огромное, я бы лучше сам нырнул" – закричал я. Дед только усмехнулся. "Ничего, мы дома, сейчас согреется. Давайте уж, а то никогда не уплывете". На том все и закончилось. Спасибо, Михаил, спасибо, Михаилова внучка и Михаиловой внучки подружка!

 

      

   

...Встали на наклонном участке у скалы, расковыряли крупные булыжники для постановки палатки. Вода затопила меньше чем за двое суток все отмели, теперь и кусты за этими отмелями торчали из реки, которые наполовину скрытые, а которые и вовсе по макушку в воде. Уровень поднялся больше чем на 2 метра, и продолжал повышаться.

Ночевка вышла более или менее спокойная, по крайней мере, палатка высоко стояла. О рыбной ловле на несколько дней теперь можно было забыть. Вода пошла мутная, по ней плыли бутылки и пакеты, доски и ветки, смытые с берегов. До Витима оставалось около 100 км.

Утром в субботу собрались и пошли. Бочковой бензин мотору пришелся по вкусу, и если бы не прохлада (градусов 12-15), не сырость и не трехчасовой дождь во второй половине дня, день можно было бы назвать успешным. Но было так, как было, а нас как бы заклинило, что нужно к вечеру дойти до Витима, и все тут. Ну, значит, и шли, не подходя к берегу на перекусы и питаясь из термосов. Справедливости ради, особого пристанища на берегах и не наблюдалось, все приличные места оказались под водой. Так легкий, казалось бы, маршрут нашел-таки в себе ресурсы для не слишком нужного нам подвига. Короче говоря, перед Витимом, порядком замерзнув и прилично промокнув, пройдя чуть больше 100 км за этот день, с трудом найдя подходящее для высадки место, мы оказались на берегу, злые и недовольные погодой и собой.

Не знаю, кем был больше недоволен Рома, а я так точно собой. Тем, что повелся на ненужный рывок, тем, что не проследил за Роминой одежкой (а он промок больше, поскольку с утра дождя не было, а потом для нормального переодевания обстоятельств не оказалось). К счастью, причалили мы зряче, к тропинке, уходящей в лес. Зимовья на берегу не оказалось, только штабель досок лежал. Поставили палатку. Я начал греть чайник, а Рома пошел по тропинке вверх. Там, почему-то в целом километре от реки, оказалось зимовье. И, хотя палатка уже стояла, я легко уговорился на ночевку в избушке.

...В избушке, как водится, была печка, которую мы тут же растопили, на стеллажах лежали пачки "беломора" и 1,6-вольтовые речные батареи в неограниченном количестве, было устроено и некоторое электрическое освещение. Выпив спирта и поужинав, мы завалились спать, а с небес лило и лило. Солнца нет, и не ожидается, можно заправить видеокамеру электричеством через «вампирчик» и от батареек. Ну, наконец, и домой отзвонились, с Киренска не звонили.

...И все бы ничего, но это были выходные, и с утра на следующий день к нам пожаловали гости, точнее, не гости, а хозяева. Хозяевами оказались витимские охотники и рыбаки. Довольно скоро число хозяев достигло четырех, тут-то все и началось. Гости-туристы, конечно, не часто встречаются, и скорее, вызывают нормальное отношение, но жизнь есть жизнь, а выходной есть выходной, и нельзя допустить. чтобы он прошел зря. Моторка главного хозяина зимовья Степана несколько раз прошла до Витима и обратно, Рому отвели к сберегающемуся дому Прошки из «Угрюм-реки», и от вечера дружбы нам было уже не увернуться. Однако, и выходные когда-то заканчиваются, и наконец вечер дружбы подошел-таки к концу. Рома после вчерашнего переохлаждения и перенамокания был в расстроенном настрое, похожем с виду на простуду, поэтому ему на ночь был выписан стакан горячего "грога" (спирт с медом, лимоном и специями), который вместе с сухим теплом к утру явно пошел ему на пользу.

Утром в понедельник 22 июля дождь закончился, но начался северный ветер, сначала баллов 4-5, который разогнал не только дождь, но и приличную волну вдоль реки. Как раз и выясним, можно ли двигаться в таких условиях на нашем кораблике. С утра мы успели (частично) помыться, а поскольку вроде отоспались и посушились, то подъем случился для обоих довольно ранний, часов в 7. Местные обещали помочь с закупками и заправкой, но просили прийти в Витим не позднее часа дня. В 12 мы вышли. Оказалось, можно идти вдоль берега, практически рядом с урезом, в 10-15 метрах. Тут волны почему-то почти не было, но и течение практически отсутствовало. На пересечении к г. Витим (там ширина километра полтора, а река прямая, нагон волны километров 7-8), конечно, начало захлестывать. Черпаки из пластиковых бутылок были наготове, а пока скорость отчерпывания превышает скорость заливания, то, как многим известно, идти можно.

 

      

      

      

Фото этапа (Киренск – Витим)

В начало отчета

Предыдущий раздел

 

Г. Витим – г. Ленск

Пришли в Витим, встали рядом со стоянкой моторок. Напротив – устье той самой Угрюм-реки (р. Витим), один из рукавов. Подъехал один из вчерашних охотников, Алексей, провез нас по магазинам, отвез на заправку, на которой мы долили 10 литров. Купил несколько блесен и спиннинг дешевый, взамен утраченного непонятно когда на дурацком переходе. Облака рассеивались, ветер крепчал. В общем, пошли дальше, но ясно было, что далеко нам сегодня не уйти. На островке нашли нормальную полянку, защищенную от ветра, пообедали, и решили здесь остаться. Дул ветер, вся Лена была в пене, в 3 метрах от берега стояла полуметровая шивера, но светило солнце, и в нашем безветрии было даже жарко. Поэтому недомытые утром части оказались домыты, а грязное шматье постирано. Но - в итоге пройдено только 700 км, а почти 2 недель отпуска как не бывало. 3 дня отставания. Нужно быстрее идти, Рома нервничает и уже вслух перебирает варианты подъезда на барже.

…Вниз по речкк до Витима

Плыли в лодке два детины.

Как дошли до Пеледуя,

Хоть побрились, обалдуи.

На следующие 3 дня ветер оставался такой же, может, самую малость слабее. Вчерашний опыт перемещения вдоль берега сегодня оказался вполне востребован, но скорость наша редко теперь превышала 9 км/час, поскольку течения у берега не было. В огромном количестве по реке плыли ветки, зеленые кусты, доски, бревна, деревья, с корнем вывороченные, мы потихоньку меж этим всем пробирались зигзагами, но в нужном направлении. Светило солнце, стояли на якоре сухогрузы, паромы и танкеры, движения на реке почему-то не стало вовсе. Наверное, из-за сильного ветра, который мешал управлению. На рейде Пеледуя их скопилось десятка три. Пеледуй с воды, с расстояния 2-3 км был похож на какой-то нереально-южный, крымский или кавказский, городок – белые и красные крыши одно-двухэтажных каменных домиков, линия пляжа, сосны, кедры, издали похожие на экзотические деревья, горы чуть поодаль, уходят своими вершинами и хребтами за горизонт... на небе ни облачка, только вот ветер, волновая толчея, пена, гребни между нами и этой идиллией. Волна временами была нешуточная, ветер дул против течения, и иногда даже около берега попадались шиверы с волной около метра. Шиверы мы старались обходить по возможности, иногда приходилось-таки отчерпываться. В общем, и во вторник, и в последующие два дня идти было непросто, но вполне возможно. Теперь спрямлять не удавалось, переходя от берега к берегу, и мы тщательно выписывали выпуклые и вогнутые дуги, повторяя береговую линию в 10-15 метрах от суши. Поворачивала река, даже на 90 и более градусов, и вместе с ней поворачивал ветер, оставаясь постоянно встречным и сильным. Пейзажи продолжали радовать глаз, поэтому нельзя сказать, что было скучно. Рыба на стоянках не ловилась (вода высокая и мутная), зато начали попадаться грибы.

Часов в 6 вечера в четверг 25 июля мы оказались километрах в 7 от Ленска. В город ближе к ночи решили не идти, ну и напрасно, как оказалось. И магазины там есть круглосуточные, и заправка такая же. Но это я уже вперед забегаю.

      

      

         

         

Фото этапа (Витим – Ленск)

В начало отчета

Предыдущий раздел

Г. Ленск  – г.  Олекминск

На следующее утро, в 10-00 мы - в Ленске, рядом с пассажирской пристанью. Рома, пока мы сюда добирались, время от времени заговаривал о подъезде некоторого расстояния на барже, тем более у него был такой опыт на северах. В общем, я как бы готов был и к этому, но очень не хотелось. Затейливо это, сначала разбираться, потом снова собираться… сколько ждать этой баржи, тоже непонятно. С "Полесьями", "Метеорами" и "Ракетами" связываться тоже не очень хотелось. Рома, как выяснилось, вбил себе в голову, что если кэп в апреле сказал "уложимся за все про все в 30 т.р. на человека", значит, в августе должны уложиться. Я не возражал против такого экономного уклада, мне больше хотелось самому идти, а не ехать попутной баржой. Но когда с тобой напарник, с его мнением тоже считаться приходится. Лишь бы он его не очень часто менял.

 

      

  

Заправились, закупились легко и недорого относительно, привезли все это на такси к берегу, ну и дальше поплыли. 12-00, мы уже на дистанции. Встречный ветер существенно ослабел, но и солнце выключили. Погода явно портится. Как бы опять не натянуло дождя. К вечеру дождь таки случился, и на стоянку мы вставали уже почти в ливень. Стоянку искали тщательно, поскольку по небесам явно было видно, что ждет нас назавтра очередная дневка вынужденная. Ну и нашли, в конце концов, чудесное местечко, поляна на обрыве под соснами и елями, дополнительное убежище от ветра и дождя. Дрова были пока еще не насквозь сырые, поэтому, пока светло, устроили навес над костром, и наложили в костер бревен на ночь.

Получилась нормальная дневка, конечно, с дождем, только изредка прекращающимся, с первой рыбалкой после потопа (ленки, жигалята все те же), с прогулками по лесу, с грибами, блинами. В общем, нормальная дневка.

Правда, вода опять начала прибывать.

В воскресенье дождь почти прекратился. Так, налетит изредка заряд минут на 15-20, и снова идти можно. Правда, туман уже не рассеивается к середине дня. Но пошли потихоньку. К вечеру погода чуть налаживаться началась, и этот день, а также следующий, мы шли, наконец, нормальным темпом, километров по 85-90, и без дождя. Было пасмурно, но иногда и солнышко проявлялось. Ветра снова не было, и было относительно тепло, градусов 18-20. Не доходя до п. Чапаево, на острове встретили большое количество сплавных средств и палаток, наверное, компаний десять-двенадцать туристических стояли, после какого-то притока, сушились, судя по всему. И, наверное, с Чапаево им уезжать нужно было, раз вплоть до самых Столбов никого из туристов мы больше не встретили.

Вечером на следующий день погода опять решила нам настроение подпортить. Опять дождь, опять стоянка под развесистой елью у безымянного поселка. Лошадки по берегу бродят, дымки над крышами вьются, небольшой поселок, домов 50. Мы нормально переночевали, дождь шел всю ночь, а утром все-таки выключился.

Рыжиков пожарили, малосольной рыбки с лепешками поели.

Утром, под съем лагеря, между нами и рекой поехал "уазик-буханка", до нас-то он доехал почти, но тут и застрял, нормально так, по брюхо, берег-то глинистый. Подошел местный, уже якут, внешности аристократической, черты лица очень даже правильные, явно потомок вождей. Попили кофе, покурили, погладили лайку (хорошие они тут, собаки, ласковые и доверчивые к людям, а зверя и себя в тайге не жалеют)… в общем, нужно "уазик" вытаскивать, никуда не денешься. Оказалось это дело проще, чем мы с Ромой себе нафантазировали. Потомок вождя Афанасий сходил вместе с Ромой в поселок, вернулись они полные оптимизма и на втором "уазике", принесли пол-бутылки местной водки, килограмма 3 молодой картошки (вот за это спасибо, первая картошка с самой Киренги, помидоры с огурцами и перец с луком есть, а картошки нет), связали "уазики" гнилой веревкой, подложили досок под передние колеса засевшего, Рома сел за руль одного, Афанасий - за руль другого, веревка несколько раз рвалась, но все-таки добыли машинку из ямы. Ну и попрощались, довольные друг другом, и мы с Ромой дальше пошли, а Афанасий с лайкой и "уазиками" остался. Нормально тут местные к туристу относятся, им хоть какое-никакое, а развлечение. Ходят у них тут разные люди, кто на собаках или лыжах зимой и по льду, кто - так же, как и мы, летом и на байдарках или каяках. Иностранцы случаются почти каждый год. Французов в поселке встречают портретами Наполеона, проплывающих немцев - "Катюшей", и т.д. Даже на "Буранах" группа рыбинских бурано-испытателей на снегоходах в дом к Афанасию прошлой зимой ввалилась. В общем, туристу рады, лишь бы турист нормальный был, а то "долбанутых и своих хватает". «Холодно этим летом, мы еще ни разу не купались, давно такого не было».

Через пару дней мы без приключений добрались до Олекминска. Выходить теперь начали рано, не позже 10 утра, проходить стали уже по 80-90 км за день, с часовым обедом на берегу. В общем, вышли на нормальный режим. До Якутска оставалось еще 600 км с хвостиком, времени оставалось 8 дней. Вроде бы успеваем, и баржа отпала сама собой. Узнали, что последние 100 км перед Якутском – места обитаемые и обжитые, ну, значит, прямой резон сниматься перед Якутском. Узнали у Афанасия про транспорт, оказалось – подходят либо Бектях, либо Булгуниктах, это рядом с Якутском, примерно в 100 км не доходя, там дорога есть уже. Ладно, подойдем поближе, расспросим.

В Олекминске вечером 31 июля заправились, как следует, и бензином, и едой, лодочка присела, проскрипела негодующе что-то вроде «ребята, а вы часом ниоткуда не рухнули?», но послушно пошла дальше. Теперь нам должно хватить всего до 10 августа, до самого Якутска, хоть и впритык. Ушли от Олекминска вниз километров на 12. Весь берег, несмотря на четверг, был засижен рыбаками, которые запустили туда десятки и сотни закидушек. На стоянке попался кусок такой закидушки с двумя крючками. Я довязал третий, и теперь у нас было своя стерляжья снасть, поскольку что тут, кроме стерляди, можно ловить таким способом? Оставалось только червяков наловить, а с этим было сложнее, чем со стерлядью.

      

      

         

              

      

Фото этапа (Ленск – Олекминск)

В начало отчета

Предыдущий раздел

Г. Олекминск – п. Булгуниктах

На следующий день случился у меня день рожденья. Коньяк был заготовлен с вечера, хотелось теперь встать пораньше, и нормально посидеть. Несмотря на ранний выход и поиск места стоянки начиная с 6 вечера, раньше 19-30 все равно встать не получилось. Как только начали выгружаться, тут же подъехал на моторке местный парень, Павел, с противоположного берега, у него там сенокос, а тут в полукилометре от нас, зимовье. В общем, оказались мы в зимовье охотника, рыбака и слегка предпринимателя Павла. Это была одна из самых приятных встреч на маршруте. Спокойный, уверенный, доброжелательный Павел накормил нас ухой из только что пойманных на закидушки стерлядок, мы картошку пожарили, салат приготовили, в общем, вечер явно удался. Промышляет Павел зимой соболя, летом рыбу. Соболя появился смысл промышлять, поскольку за последние годы закупочные цены существенно выросли. У него многокилометровый участок с несколькими зимовьями, основное - тут. 400 с лишним капканов 50 км в одну сторону, 50 обратно, все нужно обойти где-то раз в неделю, обновить приваду, снять попавшихся соболей, иначе лесное зверье и вороны съедят вместе с потрохами и шубой собольей.

Ну и с рыбалкой, и с сенокосом такая же пахота. То надо, се надо, детей учить надо, жене подарок надо, но ничего, не унывает, и жизнь такую для себя считает единственно правильной.

Утром простились мы с Павлом из Урицка, рассказал он нам про Булгуниктах и как оттуда уезжать, и про другие поселки рассказал. Спросил еще: "Вы туда-то не заходили? ну и правильно, там дурные люди живут, когда трезвые, то похожи на людей, а как напьются, так до сих пор могут и уши отрезать. Реально, нашему одному отрезали, положили уши в пакет полиэтиленовый, посадили его в его же моторку, мотор, правда, помогли завести, вот он и прибыл, с одной стороны вроде как без ушей, но и уши как бы при нем. Большой был шум, на весь район, их посадили, конечно, но до сих пор такое случается, и именно там-то. В общем, мы давно уже зареклись там ближе к вечеру проезжать". Дал немного червей, рассказал, что километрах в 60 ниже есть приток по правому берегу, вот в устье этого притока можно ленка половить нормального. Ну, мы и пошли, как раньше, под мотором, только иногда его для тишины выключая. Вода понемногу спадала, но деревья еще плыли, хотя и в существенно меньшем количестве. Около 4 дня остановились на обед на небольшой отмели, как раз упомянутый Павлом приток только прошли. Вода под нашим берегом была из этого притока, и разительно отличалась от ленской, мутной и перебаламученной. С гор этот приток струился, вот и вода опять оказалась холодная и прозрачная. Прямо как в Киренге. Пока обед готовился, я добыл первого килограммового ленка, потом такого же жигаленка. В общем, рыба тут явно водилась. Решили дальше не идти сегодня, раз уж вчера долго шли. К вечеру набралось ленков 5 штук, один - килограмма на 2,5-3. Плеснул неосторожно в досягаемости броска, за что и поплатился. За полузатопленной галечной косой был свал и омут, забитый плавающей травой и ветками. В нем время от времени что-то булькало. Обязательно хозяин омута должен проявиться, подумалось мне. Кто это, водяной ли, русалка, щука или таймень? Скоро увидим. Действительно, под закат из омута выплыло нечто, и продефилировало демонстративно перед нами, не показываясь, но оставляя волну, примерно как наша "Шуя" на среднем ходу. Скорее всего, это был таймень, озабоченный, что привычной его еды, ленков и жигалят, существенно поубавилось за пару-тройку часов, что мы тут стоим. Прошел в одну сторону, развернулся, и ушел обратно к себе в тихий омут. Я не пошел на байдарке за ним - а вдруг поймается, а рыбы уже хватает на несколько дней. Да и неизвестно, таймень ли это, выясняй потом, кто кого в результате поймал ;).

      

          

      

...Ночью случился опять дождь. Ливень, с грозой многочасовой. В цилиндрическую кружку за ночь набралось миллиметров 20 осадков. Пока то да се, пока закипал чайник и Рома вылезал из палатки, к моей блесне прицепились еще два ленка, и снова один - за 2 кг. Ну, скорее уходить отсюда, от этой рыбалки. Дождь перед выходом еще пару раз загнал нас в палатку, но разрывы в облачности, и утренний туман, пошедший уже клочьями, вселяли надежду на нормальный день. К сожалению, этого не случилось. Дождь несколько раз заставал нас на воде, иногда доходя до почти ливня, потом на час-другой вроде прекращался, потом снова нас накрывал. Солнце так и не появилось, а туман так и не рассеялся. Пройдя свои 60 км к 3 дня, мы встали на обед, и как оказалось, вовремя. Обедать пришлось долго, часа три. За это время в цилиндрическую кружку набралось еще 30 мм. 50-ти миллиметровый суточный дождь со мной случался (в 2008 г. на Белом море в августе). Были и другие подобные случаи, когда серьезно лило, просто количество осадков не измерялось, но тут, похоже, все-таки состоялся рекорд. Отсиделись под кустом и легким навесом, часов в 6 вечера все-таки ушли, как только дождь ослаб до моросящего. Потом он совсем закончился, но опустился туман, и стоянку пришлось выбирать долго и мучительно. Была суббота, и зимовья были заняты. Ну, встали, конечно, уже полдевятого, темнеть начало. Залезли, сытые и в этот раз почти сухие, в палатку, и сладко заснули, под звук нового дождя, но при практически полном отсутствии ветра.

Следующие два дня были существенно веселее. Потеплело, градусов до 22, солнышко время от времени показывается, мы нормально идем, любуясь окружающими пейзажами, которые еще совсем не надоели. В один из этих относительно погожих дней и удалось пройти 125 км, примерно за 10 ходовых часов. На одной из стоянок запустили на ночь закидушку с Павловыми червяками, утром достали из реки двух прицепившихся килограммовых стерлядок. Подходим к поселкам, немного гуляем, до Синска, где начинаются именно Ленские Столбы, осталось совсем немного. Ну, вот он, Синск. А вот уже и Столбы, пока пасмурно, и фотографировать плоховато. Заходим в поселок природного парка, к нам спускается егерь в футболке с надписью без кавычек Демьян Бедный поперек штурвального колеса. "Что, в Булгуниктахе собрались сниматься? Ну, рядом уже, километров 80-100. ну, подойдите к лодочной стоянке, спросите там такого-то, скажите, Иваныч посоветовал. В общем, и лодку там можно оставить, и переночевать, и машина туда легко подъезжает". Иваныч был колоритен, но оказался не сфоткан по причине пасмурности на небе и плохого освещения. Попрощавшись (а на общение ушло не больше 10 минут), мы повернули на Столбы.

         

          

      

     

      

   

До Столбов-скал было километра 3 по прямой, через реку, немного против течения, которое здесь 5-6 км/ час. Волны почти не было. У самого причала (это так просто сказано, чтобы определиться, причала как такового не было, видно было просто, куда люди тут причаливают), в устье небольшой мутной после дождей речушки, метрах в 30 от собственно конторы парка стоял "Амур", переделанный под мощный подвесной мотор, а за ним - две небольших палатки. За столиком сидело двое, один местный лет 45-50, другой - пожилой человек неопределенного возраста и национальности, он вполне мог оказаться как россиянином, так и американцем. Мы подошли и поздоровались, пожелав приятного аппетита. Пожилой явно речь понял, а его русский спутник сказал, отведя нас в сторонку, что привез немца-альпиниста, но не по скалам лазить, а на рыбалку. Теперь стало все понятно. Немец улыбался, выглядел после выпитого и съеденного приветливо и бодро, и Рома дал ему лет шестьдесят, и сказал, что, мол, надо же, как эти европейцы умеют сохраняться. Какие шестьдесят?!.. все девяносто ему было, при внимательном рассмотрении. Встречался я с такими, как европейцами, так и нашими. Достигнув в 60 лет вида на эти самые шестьдесят, некоторые потом еще столько лет же этот свой вид и сохраняют… не исключено, что это был тот еще, эдельвейсовский альпинист...

…Погуляли мы с Ромой по парку, тропинки тут туда-сюда разбегаются, контора, путевку тут же купили на двоих, прошли через местное культовое место на тропу, ведущую вверх, местный работник, молодой якут и мой тезка, объяснил, что можно и что нельзя. Тропа на верхушку скалы - очень живописна, обустроена тоже интересно, ступени из бревен, перила, иногда лавочки деревянные… кусты и деревья нависают... брусника алеет… в общем, понравилось нам по ней идти, только далеко, километра 3 в одну сторону. Ну, это нам далеко, мы мало ходили в последнее время, а так - нормально. Вид сверху, конечно, впечатляет. Солнышко, похоже, навсегда выглянуло, и заиграли на солнечном свету скалы, деревья, река и маленькие пароходики внизу... Место здесь было туристом обжитое, культовое когда-то это место было для скалолазов, в основном... вон, сколько крестов на скалах... причем на самых вершинах столбов, куда обычный человек и не подумает, чтобы забраться даже и без креста... ленточки буддийские по кустам развешены, значит, и местные здесь бывают, как не бывать. В общем, впечатлило место, ничего не скажешь. Через часок после нашего подъема, и местные появились, пожилой якут с собакой привел сюда парня с девушкой, держащихся за руки, видимо, жених с невестой или будущие жених с невестой. Мы потихоньку пошли вниз, наглядевшись и нафотографировавшись, пошли той тропой, откуда пришли, а старой, туристской тропой не пошли, поскольку Рома был в сланцах. Солнышко все светило, поэтому, отойдя от берега, мы отвели душу, еще раз вволю пощелкав камерами. Экскурсия явно удалась.

 

...Торопиться уже было совсем некуда. До места съема оставалось меньше полуперехода, а дней имелось целых четыре. Из центрального места парка мы решили уйти, чтобы побродить и отдохнуть в окрестностях. Столбы сами по себе, не как парк, а как собственно природные образования, тянутся всего на 30 км от этого места, на пути от Киренги нам попадались скалы, пожалуй, и не ниже. Эти просто – все изрезаны эрозией, все в каменных соцветьях вертикальных сосулек, стен, разломов и выходах пород... говорили нам, что Красноярские столбы отдыхают по сравнению с этими, оказалось - нет, не отдыхают, просто другие совсем.

Ну, а раз торопиться некуда, и погода вроде начала улыбаться, то мы и начали никуда не спешить. Зашли в п. Тумул на правом берегу, нам открыли магазин, в котором мы купили немного еды на всякий случай. Приветливые и симпатичные девушки-якутки, подружки продавщицы, мило нам улыбались, но сфотографировать себя Роме не дали, сказав: "Нам нельзя, чтобы нас фотографировали незнакомые люди, пока замуж не выйдем, можно только своим". Фотографироваться им было нельзя, но мило кокетничать с приезжими - вполне можно, и по Тумулу мы погуляли очень даже душевно. Рядом с поселком, на заливном лугу, и остановились.

         

      

         

     

Оставшиеся два дня прошли в расслабленном отдыхе и вялом перемещении туда-сюда и вниз по реке. Встретили на песчаном бережку, уже ниже Столбов, которые скалы, флотилию "Щук", 5 лодок и 10 человеков, ну и не выдержали, прошли рядышком и тут же получили приглашение. Ребята из Домодедово (8 матерых сплавнюков, молодой человек лет 25 и девушка лет 18) шли по притоку Лены Сина, и теперь так же, как и мы, неторопливо перемещались на съем в Бестях. Договорились потусить пару дней вместе. Ну и потусили, и песенки попели, без гитары, правда, и ленков с таймешатами доели под спирт, и просто отдохнули, пообщавшись со своим братом-туристом. Сходили с ними на раскоп первобытного становища, там не оказалось ничего интересного, кроме вида сверху, но нас ждал еще бизонарий. Договорившись встретиться в устье Буотамы (где бизонарий), после почти двухдневной совместной тусовки, мы разошлись с щукарями. Мы пошли в Булгуниктах, узнавать и осматриваться, они – на песчаную безлесную дюну. В устье Буотамы вечером мы их не встретили, видно, они не дошли и встали где-то в другом месте.

Оставшиеся полтора дня прошли в прогулках и охоте на бизонов. Местный смотритель предупредил, что у бизонов сейчас гон, поэтому лучше передвигаться, не теряя из виду большие деревья. «Мы так и ходим обычно».

Само пастбище представляет собой несколько соединенных между собой узкими проходами и огороженных изгородью из бревен загонов. Каждый размером по несколько километров в длину и ширину, где поле, где лес, где откровенное болото. "Могут и не показаться", – предупреждали местные. – “Они больше всего любят на дальнем загоне бродить, это километров 10 отсюда, через болото". Все-таки повидали мы бизонов, и Рома (вечером, поблизости), и я, побродив порядком, уже на следующий день. К здоровенному быку идти было километра три, но оно того стоило. Совсем близко я не пошел, поле было кочковато, легко оступиться и упасть, если до убегания дойдет. Шел, естественно, с подветренной стороны, замирая каждый раз на месте, когда бычара отвлекался от жевания, поднимал голову и смотрел на меня. Метров 30 я не дошел, и почему-то не стал просить бизона постоять спокойно, пока камеру на штатив и автоспуск не поставлю, дабы сфотографироваться с ним в обнимку. Так и прошел последний день собственно похода. Вечером мы собрались и вышли. В устье реки около егерского домика, загорали и плескались в воде, завлекающе-жизнерадостно повизгивая, местные девушки, нас увидели и замахали руками, призывая к себе. Приставать к ним не стали J, поскольку уже знали, что фотографировать нам все равно не дадут… Горестно вздохнув и одновременно подумав что-то вроде «и нафига было два дня гоняться за этими бизонами», мы отправились на антистапель.

Разобрались по плану, договорились с машиной (маршрутки-частники ходят по утрам до Якутска, телефон водителя мы узнали заранее), упаковались, поужинали, переночевали и утром в субботу 10 августа убыли в аэропорт, откуда и улетели благополучно в Москву. Все, поход закончен. В море в этот раз не вышли, но оно продолжает ждать. Да здравствует новый поход! 

         

         

         

      

       

Фото этапа (Олекминск – Булгуниктах)

В начало отчета

Предыдущий раздел

Немного итогов

Пройдено от ст. Киренга до п. Булгуниктах по курсу около 1800 км, не считая разъездов, из них под мотором -1600, остальное на веслах, за неполных 23 ходовых дня (несколько половинок в этом числе) с 7 дневками, из которых 3 были вынужденные, что для этого района и сезона многовато. Погода была в основном, непривычно сырая для сезона, и прохладная (12-15, 15-20 градусов), за исключением первых 3 дней и последних 4. Среднюю скорость течения в целом на всем участке оцениваю в 3-4 км/час. Лучший дневной переход – 125 км. Расход топлива составил около 80 л, включая разъезды. Обстоятельства и погодные условия (штиль или сильный встречный ветер), к сожалению, для применения паруса не подходили. Маршрут пройден спокойно, уверенно, безопасно. Места – интереснейшие, так что рекомендую. На катамаране с рубкой и возможностью несения вахт этот же маршрут возможно пройти в полтора раза быстрее, с тем же количеством дневок. Мобильная связь (Мегафон, Билайн, МТС, местный оператор) есть (та или иная) через каждые 50-100 км, оборудованные заправки – по крупным населенным пунктам: Киренга, Киренск, Витим, Пеледуй, Ленск, Олекминск, Синск. Мы отзванивались, в основном, в этих самых «крупных населенных пунктах».

Лодка «Шуя». Очень понравилась, и скоростью сборки, и мореходностью, и остойчивостью, и вместительностью при малом весе и габаритах. Фартук я бы только сделал чуть пошире, и ленты из липучки чуть опустил бы по бортам – руки при гребле по ним елозят. Ширина (и связанная с ней остойчивость), а также жесткость вполне позволяют поставить парусное вооружение. При паспортных 180-200 кг грузоподъемности (разные источники разную цифру называют), скажу, что в среднем мы грузили на нее 250-270 кг, а максимальная загрузка была 280-290. Перед походом я консультировался с владельцами «Шуй» и «Викингов», и общее мнение было «300 кг везет, без особого риска сломаться». На волне при подобной загрузке, естественно, заливает, а фартук мы не ставили именно из-за обилия снаряжения. Думаю, настил из жердей поверх фартука способен частично решить эту проблему. Но также и думаю, что для продолжительных походов вдвоем с большим количеством припасов, байдарке следует быть чуть подлиннее. В будущем для байдарки, получившей имя «Недотрога», планируются как самостоятельные перемещения, так и работа судна лоцманского или сопровождения, а по совместительству − спасательной шлюпки при «Негордом».

Все остальное снаряжение, все его плюсы и минусы, мной много раз описывалось в предыдущих парусных отчетах, поэтому нужды повторяться нет.

Вот, собственно, и все. Продолжение, как всегда, следует. Планы с огибанием Таймыра на парусном катамаране остались пока только планами, теперь будем искать способ их осуществления. С удовольствием приму единомышленников в команду, а пройти маршрут Якутск-Дудинка на двух катамаранах было бы совсем интересно. Или, к примеру, Комсомольск-на-Амуре – Шантарские острова – побережье Охотского моря – Магадан (или Петропавловск-Камчатский) – по мне так тоже неплохо. В этом варианте еще и продолжение возможно, ну это - по ситуации и наличию участников. Поэтому – интересующиеся и возможные участники, с парусным плавсредством или без оного, не стесняйтесь и пишите negordy@list.ru, Вадим. Походный опыт – необходим, парусный – желателен, в особенности у капитана второго катамарана. Вероисповедание и политические взгляды, полезные/вредные привычки, пол и возраст, а также место жительства значения не имеют.

До встречи в плавании! 

 

 В начало отчета

 

Нитка маршрута

Участники

Перед походом

Начало. Ст. Киренга – г. Киренск

Г. Киренск – г. Витим

Г. Витим – г. Ленск

Г. Ленск – г. Олекминск

Г. Олекминск – п. Булгуниктах

Немного итогов

Клип "С синих гор, издалека"

Фильм "КиреЛенье-2013"

Глоссарий (т.е. словарь)

Походная нетленка

Фото этапа (Киренга)

Фото этапа (Киренск – Витим)

Фото этапа (Витим – Ленск)

Фото этапа (Ленск – Олекминск)

Фото этапа (Олекминск – Булгуниктах)

 

 

Предыдущие плавания:

2009 («Негордый», Онежское оз., р. Свирь, Ладожское оз.)

2010 («Негордый», Белое море, п-ова Канин, Мегрский)

2011 («Вайгач», Белое, Баренцево моря)

2012 («Негордый», р. Енисей, Карское море, р. Обь)

Мои походно-музыкальные опусы на ютубе