Северо-Якутское Междуречье (реки Лена, Оленек, Анабар, море
Лаптевых, от с. Кюсюр до с. Юрюнг-Хая)
…Вот она, твоя «На» – за
стеною стена
За волною волна, за спиною спина,
А за мысом – мыс… что
же? Привет, ты пришел!
Все закончилось, видишь,
опять хорошо.
…Уж поверь – ныне,
присно, во все времена
Для тебя, брат,
закончится все хорошо!..
Сведения о предыдущих плаваниях
Фильм «Северо-Якутское междуречье»,
52'39" смотреть
Нитка маршрута: с. Кюсюр (р. Лена) – о. Столб – Оленекская протока – Оленекский залив – с. Усть-Оленек – с. Таймылыр (р. Оленек) – с. Усть-Оленек – м. Терпяй-Тумус – м. Хорго (Анабарский залив) – с. Юрюнг-Хая, 1250 км (без учета радиальных выходов и маневрирования)
Продолжительность маршрута: 27 дней (14 июля – 9 августа, чистое время нахождения на маршруте).
Вадим
Ракитин (капитан); Игорь Ивлев (штурман, фотограф)
Павел Мингалев (штурман, рулевой); Любовь Смирнова (рулевой, фотограф)
Снаряжение
Плавсредство и его оборудование
Разборно-надувной катамаран «Негордый» (переделанный из «Тайфун-М» производства «Тритон»). Длина 7 м, ширина 3.05 м, диаметр баллонов 0.55 м, площадь основной парусности в этом походе была 12.8 м кв., вес снаряженного (с ходовой рубкой и подвесным мотором) 145 кг, грузоподъемность 500 кг. Прошел перед началом сезона-2022 около 23 тыс. км по внутренним водным и морским путям РФ.
Катамаран оборудован рубкой-убежищем на 2 спальных места, габариты (ДхШхВ) 2.35х1.35х0.95 (м), а также вспомогательным подвесным мотором с удлиненным редуктором (в 2022 г. - «Mercury-3.5 MFS»).
Рубка – моей конструкции, съемная, т.е. пригодная к использованию как на катамаране, так и на берегу. Особенности конструкции нашего катамарана (поперечная балка, проходящая под передней палубой) приводят к тому, что полноценное спальное место – одно; вторым можно воспользоваться с некоторой натяжкой, например, в экстремальных условиях, в случае вынужденной стоянки на якоре. Рубка разрабатывалась специально для морских путешествий по северным районам; при необходимости может задраиваться герметично.
Максимальный запас топлива в этом путешествии был около 80 л. Топливо размещалось на наружной подвеске в канистрах и мягких баках из ПВХ.
Основная часть груза размещалась в гермоупаковках на наружной подвеске.
На борту имелся камбуз
для приготовления пищи на переходе, а также для хранения кухонной посуды и
части продуктов.
Якорь в этот раз был взят совсем маленький и легкий (якорь Холла, 2.5 кг); он использовался только при подходе к берегу и швартовке. Длина швартовых – 60 м.
Палатки
«Буран-3N-SI» (справа), «Эдельвейс-2» (слева); чум «Типи-3.5»
Чум «Типи-3.5»: внутри
Брали и еще одну палатку (MSR Free Lite), которая считай, что не пригодилась. В ней собирался жить Паша; однако чрезмерная «лайтовость» конструкции не позволила использовать эту палатку на Севере. MSR Free Lite сложило еще на стапеле, в первый же день относительно сильного ветра (в порывах до 15 м/с). Дальше Паша жил в катамаранной палатке. Причем начал это делать еще на стапеле. Лайтовую MSR он тоже пару раз ставил (в штилевых, т.е. «лайтовых» условиях и вдали от моря), но чуть погода ухудшалась – переходил обратно в рубку.
Одежда и обувь (на каждого участника) - непромокаемые костюмы; утепленные комбинезоны; флисовые куртки и брюки; термобелье; высокие сапоги или вейдерсы; короткие сапожки; трековые кроссовки или ботинки; босоножки или пляжные тапочки. Здесь сразу следует отметить удобность для подобных путешествий двух непромокаемых комплектов. Это – комбинезон Gill coastal (в нем ходил я), и сухой гидрокостюм от фирмы Abranta (в нем ходил Паша). Люба и Игорь использовали комбинезоны Tribord sailing 500 (ранняя версия). Tribord не подвели, хотя по качеству (и особенно по эргономике) уступают и Gill, и Abranta.
Спальные мешки и коврики по числу участников плюс 1 (для отдыха на переходах); стулья складные, столик складной; гермоящик «Арктика» и бак п/э 20 л для хранения продуктов. Тут особо отметить нечего; все спальное и бивуачное снаряжение отработало штатно; проблем не было ни с чем.
Посуда, приготовление пищи. В первую очередь здесь следует отметить камбуз на основе алюминиевого бокса, двухсекционный. В одной секции установлена газовая плитка; в эту же секцию укладывается основной набор посуды. Вторая секция предназначена для хранения продуктов на ближайшие сутки. Из кухонной посуды отмечу скороварку Snowline Pressure cooker (формально на 1.5, а по факту – на 1.8 л), позволявшую не только быстро приготовить обычную еду, но и баловать себя разными деликатесами (фасоль, например, варить примерно 20-25 минут). Кроме плиты, были взяты 2 горелки, одна из которых мультитопливная (Primus). Горелками тоже иногда пользовались, когда были нужны две комфорки. На дневках регулярно использовали костер, для которого выделили пару специальных кастрюль. Использовали также 2 термоса по 1.2-1.5 литра. Узкогорлый «Thermos», купленный года три назад в «Экстриме» на Смольной за полукосмические деньги, оказался в моей практике вторым нормальным термосом (после аналогичного от «Tatonka») и исправно держал температуру жидкости 70-80 градусов полные сутки. Широкогорлый «Arctica» изредка использовали на переходах (гречка/рис/макароны с тушенкой). Его тепловых свойств хватало не 5-6 часов. В общем, быт был нормально налажен и на берегу, и на переходе.
Возили с собой также газовую лампу «Primus Easylight Duo» на 300 Вт (на всякий случай - для обогрева ходовой рубки на переходе). Но, поскольку на переходах обходились без вахт, то лампа в этот раз не пригодилась. Так, периодически кто-то из участников все же отдыхал в рубке по паре-тройке часов, не более.
Средства навигации, связи, электропитание
Спутниковый телефон «Iridium-9575» (плавающий); защищенные GPS/Glonass навигаторы (2 шт.); защищенные смартфоны с контрактами от основных мобильных операторов и установленным приложением «Соввоенкарты»; набор карт на весь маршрут разных масштабов (в электронном и напечатанном вариантах).
Солнечные батареи разной мощности (от 10 до 20 Вт) – 3 шт.; выносные аккумуляторы-накопители (пауэрбанки) общей емкостью 70000 Мач
Состав участников сформировался в феврале-марте. Сразу стало ясно, что вчетвером сложный морской маршрут на «Негордом» нам не сделать; все-таки, оптимальная численность экипажа на протяженный маршрут для катамарана таких размерений – это 2 (ну, в крайнем случае – 3) участника. Большая численность предполагает дополнительные трудности и сложности, как на предмет организации бортового быта, так и на предмет безопасности. Четыре участника со снаряжением – это сразу 400-420 кг нагрузки; да плюс еще продукты и топливо – и сразу получается, что загруженность катамарана равняется его максимальной грузоподъемности.
Ну, то есть, в спокойных условиях и недалеко от берега можно безопасно двигаться и с такой нагрузкой, а вот при выходе в море желательно иметь на борту не более 450-460 кг груза. Вот, значит, так и получился вариант со стартом на реке. Речной участок должен быть достаточно протяженный, чтобы на нем успеть израсходовать часть топлива и продуктов. Кроме того, не стоило прокладывать маршрут по совсем уж ненаселенным районам. Автономность должна составлять около двух недель, а потом нужно заходить в пункты пополнения запасов.
Так получилось, что вариант старта в с. Кюсюр на р. Лена, проход Оленекской протокой в одноименный залив моря Лаптевых до устья Оленька (или Оленека, так и не разобрался, как правильно) в этот вариант вполне вписывался. Первые 400 км предстояло преодолеть по реке. За это время кораблик наш должен облегчиться килограммов на 50, и к выходу в Оленекский залив нести полезную нагрузку как раз 450-460 кг. Дальше следовало подняться по Оленьку до с. Таймылыр, где мы и собирались немного пополнить запасы топлива и продовольствия. Потом спуститься обратно к устью Оленека, и далее снова выходить в море с минимально возможной загрузкой. А далее уже идти до устья Анабара, и как один из вариантов, завершить наш поход в п. Саскылах или в с. Юрюнг-Хая. Рассматривался еще возможный переход до п. Хатанга, но этот вариант был маловероятен. Один из участников сразу заявил, что долгие морские переходы его не привлекают, и максимум, что для него возможно – это как раз вариант Юрюнг-Хаи или Саскылаха. Ну, об этом варианте предварительно и договорились.
Получается, протяженность маршрута от Кюсюра до Саскылаха как бы небольшая (около 1300-1400 км), а продолжительность – порядка 5 недель.
Я сразу сказал всем, что больших многосоткилометровых безостановочных переходов у нас не будет, даже при наличии идеальных условий. Вчетвером на такой маленькой лодке – тесно даже в приятную погоду, а полноценные вахты наладить вряд ли получится. Значит, дольше 15-20 часов на переходе мы находиться не будем (а это 120-150 км), и наиболее типичный наш дневной переход будет где-то порядка 60-70 км. То есть, нам нужно для прохождения около 20 ходовых дней; с учетом погодной неопределенности – дней 30-35, или те самые 5 недель.
На переходы (в особенности морские) выходить мы будем только при совсем уж благоприятных условиях (как видимых, так и по прогнозу). Т.е. в море – никакого ветра более 3 баллов, и от берега далеко удаляться не будем. В общем, коллеги, будем выжидать на морском берегу подходящей погоды столько времени, сколько потребуется, благо морской участок небольшой, километров 400 всего.
И это, еще одно. Перед выходом я обычно проговариваю со всеми или отдельно с каждым из своих сопутчиков примерно следующее. Так и так, мол, дорогие мои товарищи! Произнесу сейчас перед вами свою традиционную предпоходную речь. Смысл ее в том, что я (как капитан и руководитель) в какой-то момент могу сказать что-то вроде: «Так и так, я принял такое-то решение, идем туда/возвращаемся/делаем вот так (или еще что-то подобное), и это – окончательное решение». Такую речь я могу произнести в случае чего-то непредвиденного или аварийного, и только в таких обстоятельствах. Я очень надеюсь, что такую речь мне произносить не придется, но вы должны знать, что такое право на единоличное решение у меня есть – в случаях, когда речь идет о безопасности. Вот, а все остальные текущие решения (идем/загораем/рыбку ловим/а давайте в приток заглянем или по тундре погуляем подольше и т.п.) – принимаются коллегиально. Если нет возражений – значит, идем.
…Естественно, перед походом мы несколько раз собирались на берегу Волги, в устье Нерли; на этих наших сборах отсутствовал только Игорь, с которым я ходил достаточно сложные морские маршруты в 2018 и 2021 годах. С Пашей я тоже ходил (и неоднократно), но в основном по реке (например, в 2020 г.). Из нашего состава я не ходил только с Любой (да и никто из нас с ней прежде не ходил); значит, с Любой и нужно получше познакомиться до начала нашего плавания. Поэтому участников в наших очных предпоходных сборах было трое: Люба, Паша и я. Ну, а поскольку все наши приготовления проходили на даче у Артема (моего давнего друга и товарища по походам), то можно сказать, что готовились мы вчетвером; помощь Артема оказалась как нельзя более кстати.
…Лодку и основное снаряжение проверили и упаковали в середине июня; тогда же и отправили транспортной компанией «Деловые линии» весь наш груз в Якутск – прямо с берега Нерли. Взяли билеты на второй рейс т/х «Механик Кулибин», что курсирует раз в 10 дней из Якутска в Тикси и обратно (т.е. на 7 июля).
Вместо предисловия к дневнику
Состоявшийся поход был относительно простым и не очень протяженным; район был мне довольно хорошо знаком по предыдущим плаваниям. Как следствие, творческого вдохновения и новых для меня впечатлений (по сравнению с предыдущими плаваниями «Негордого») образовалось меньше. Не сказать, что их (вдохновения и впечатлений) было мало. Просто – их было меньше, чем обычно. Лично моя основная цель на этот поход была проста: вчетвером, с учетом загруженности лодки под завязку, опыта и возраста товарищей, спокойно и безопасно пройти намеченное, и не столкнуться с серьезными трудностями и лишним экстримом. В общем, в конце концов так и получилось; а лично мне не хватило здорового безопасного (т.е. контролируемого) экстрима, преодолимых трудностей и адреналина. А творческое вдохновение проявляется наиболее ярко именно при наличии некоторого количества трудностей и приключений. По крайней мере, у меня – так. А посему, уважаемый собрат по разуму, читающий этот отчет, позволь мне словесно быть более кратким, чем обычно, и ограничиться на сей раз основными сведениями и дневником. Ну, зато в отчете есть много неплохих фотографий, а приступ творчества у меня еще обязательно случится, но не в литературном плане; скорее всего, это будет несколько клипов и/или фильм. Плюс баллада нормально (то есть с аранжировкой) запишется и войдет то ли в отдельный клип, то ли в фильм.
5.07. В Якутск приехали Игорь и Паша, сняли квартиру на пару дней.
Я тем временем меняю авиабилет Москва-Якутск с 5.07 на 6.07, поскольку за пару дней перед своим вылетом сломал очередное ребро (волна плюс хреновая скользкая лестница на входе в каюту benetou-42). Ну, не отменять же теперь основной поход; пока будем ехать на теплоходе вниз по реке, ребро должно слегка прийти в порядок; если не зарастет – в конце концов, у меня останется еще некоторое количество вполне пока целых ребер, их на поход должно хватить. А вот рюкзак (даже и не слишком тяжелый, кг 18-20) мне пока тягать рановато.
6.07. Прилет Любы, получение лодки и снаряжения, загрузка этого всего на т/х «Механик Кулибин».
7.07. Мой прилет (утренний), общая встреча, такси до речпорта, погрузка на т/х остального снаряжения
12:40 – отчаливаем.
Большой жары нет, дождя тоже. Дым от лесных пожаров – есть. Наша 5-местная
каюта – в трюме. Нас сейчас пятеро и есть; к нам присоединился Виктор (товарищ
Игоря); он решил прокатиться на «Кулибине» до Тикси и обратно, и
пофотографировать.
Плыть нам до Кюсюра еще 3 суток. Ребята стараются не напрягать лишний раз мое ребро, и пытаются всячески меня освободить от переноски тяжелых упаковок. Тем не менее, правильно – если травмированную часть слегка подгружать. В этом случае быстрее адаптируешься (никому этот метод не навязываю, но у меня – так). Поэтому мелочевку стараюсь переносить сам.
8.07. Мы спим в своей каюте, иногда гуляем по палубе и любуемся пейзажами, иногда играем в карты… время потихоньку приближает нас к месту старта. Меняется погода (то дождь со встречным холодным ветром, то ласковое солнышко), меняются пейзажи и поселки, меняются пассажиры, но почти не меняется действо при подходе «Кулибина» к очередному населенному пункту. Теплоход не причаливает к берегу (за редким исключением, когда глубина позволяет ткнуться штевнем в берег), а становится на якоре. Дальше корабль облепляют моторные лодки; некоторых пассажиров (стариков, женщин, детей) перевозят на берег в шлюпке. Остальные же пассажиры загружают с борта теплохода в моторки или разгружают из моторок на палубу корабля объемные и тяжеленные тюки с предметами мебели, бытовой техникой, продуктами. Загрузка входящих/выходящих пассажиров – проблема самих пассажиров; они грузятся в лодки сами. В общем, зрелище многократно мною виденное, и повторяющееся не только на Лене. Я каждый раз не перестаю удивляться этому действу. Живут же люди!.. вот это – романтика!.. (а для кого-то – повседневность).
9.07. Около 21:00 – приход в Кюсюр. Разгрузка через борт теплохода на моторные лодки, встреча с Иваном (давний мой кюсюрский знакомый, еще с 2014 года), переезд на другой берег. Так договорились с Иваном с самого начала (поскольку в выходные в поселке бывает шумно и довольно пьяненько).
…Светлая ночь, выгрузка на песчано-галечном пляже левого берега, в 10 км выше Кюсюра. Иван завтра должен привезти 80 литров бензина (заказывали заранее). Говорит, что по прогнозу скоро будет северный шторм. А пока проверяет сеть, и достает оттуда нельму килограмм на 20. Дарит нам. Нам столько не нужно, поэтому отрезаем от нельмы столько, сколько способны употребить, остальное отдаем вовремя оказавшимся поблизости односельчанам Ивана.
Пасмурно и тихо, около 17-20 градусов.
Лагерь, ужин, сон.
10.07. Начало стапеля. С лодкой и снаряжением все в порядке, при перевозке повреждений не случилось. Солнце, тепло (градуса 22-23), но потихоньку поднимается северный ветер. Во второй половине дня это все становится похожим на шторм. Начинает летать песок. Вода начинает прибывать (ветровой нагон). Стапель останавливаем.
11-12.07. Песчаный северный шторм круглые сутки. Пашину палатку кладет ветром; остальные – стоят. Стапель откладываем, перебираемся в избушку Ивана. Около домика, в прозрачном полярном лесу – благодать. Ветер здесь почти не чувствуется; но комаров – сдувает, однако.
К вечеру 12.07 ветер начинает слабеть.
13.07. Окончание стапеля, настройка лодки. Пасмурно, дождь. Опять идем в избушку.
14.07. 13:15 –выход. Зашли в Кюсюр, забрали купленные нам заранее продукты и пиво. Пиво «Мотор» – ужасное, но деваться от него теперь некуда.
15:30 - выход из Кюсюра. Идем, естественно, вниз по течению. Пасмурно, встречный ветер 3-4 балла, идем на моторе. 20:30 – стоянка перед Чекуровкой (брошенный поселок, нынче используется только летом как рыболовная база), в устье ручья, на галечном берегу. Прошли порядка 55 км (от Кюсюра – чуть меньше 50). Ах, да. Конечно, с ребром пока не полный комильфо, но жить и даже таскать (слегка) катамаран уже как бы можно. Прим. автора. С этого момента можно забыть о моей предпоходной травме; она впоследствии будет напоминать о себе до самого окончания, но не будет уже никому мешать.
15.07. Пасмурно. Относительно тихое утро, но к 10 часам начинает раздувать, все тот же север, 3-4 балла. Пока ищу рыболовную насадку по склонам ручья; находятся несколько червяков. 14:00 – выход на моторе; топливо – экономим, и чтобы не ломиться против встречного ветра, встаем довольно рано (около 18:30), в устье р. Тигне. Травянистые поляны, кусты; в самом устье – галька и скалы. Вот туда и сходим блесну побросать. А червяки пусть подождут до более подходящего берега. Окунь ( 4 шт., крупный, по полкило и крупнее, лишних отпускаем), 4 килограммовые щучки. Более чем достаточно на нашу компанию. Еще и на завтра останется. Лагерь, ужин, сон.
16.07. Погода не поменялась. Пасмурно, 3-4 балла северяка. Переход в район о. Тит-Ары. Немного не доходим, встаем по правому берегу в распадке с небольшим ручьем. К вечеру на переходе совсем раздуло (до 5 баллов), поэтому и встали. Ставлю на червяка закидушку, может, к утру что-то попадется. Едим вчерашнюю жареную щуку.
17.07. Солнце, ветер 4 баллов с утра. Что-то вроде вынужденной полудневки. Пока – стоим, должно стихнуть, раз погода поменялась. На закидушку попадается стерлядка (мелкая, около 1 кг). Отпускаем. Еще щука не доедена. Гуляем по сопкам и берегам, там вполне интересно и симпатично. Ручьи журчат, канюки канючат, травы и цветы колышутся на ветру и переливаются на солнышке.
Около 15:00 – выход. К этому времени – ветер отошел к востоку, 2-3 балла. Идем под парусом (первый парусный переход). Напротив Тит-Ары над нами кружит дрон. Снимает, видимо. Потом к нам подходят по очереди несколько моторок, знакомятся, очень доброжелательно, предлагают рыбу. Рыбы нам тоже пока не нужно, потому что совсем недавно ели рыбу досыта. К вечеру ветер слабеет (1-2 б), но мы уже почти у о. Столб. Погода отличная и ходовая, солнце не заходит, поэтому продолжаем парусный переход, покуда есть возможность экономить топливо. Ветер, конечно, слабый, но в Оленекской протоке он будет попутным. И течение (хоть и небольшое, 1-2 км/час), тоже будет попутным.
18.07. В час ночи входим в Оленекскую протоку. Слабый ветер не выключают. Идти комфортно, градусов 15 тепла, несмотря на ночь. В 8-9 часов утра ветер начинает усиливаться, и заходить к северу. Вот, уже балла 4-5. Протока петляет, иногда идем в лавировку с приспущенным швертом. Погода начинает портиться. Натягивает облака; похоже, скоро начнется дождь. Около часа дня встаем по правому берегу протоки. Берег с бруствером (довольно высоким, метра 3-4), перед бруствером – бревна лежат ровным слоем; накидало в половодье. Но встать можно.
Сразу ставим не только палатки, но и чум. Только успели все поставить, вот тут дождь и включили. В общем, переход практически в точности повторил наш переход в этих краях в 2014 году. Те же условия, только прошли меньше, около 150-160 км. Нет, ностальджи не пробирает, просто так получилось, что уж очень похоже.
19.07. Морось, сильный северо-восток, весь день. Около +5 градусов. Рыбалка невозможна, по протоке несет мелкую траву и водоросли. Вынужденная дневка, прогулки, знакомство с овцебыком. Опять же, очень все похоже, поскольку и в 2014-м случилась пара вынужденных по погоде дневок. Единственное отличие, сейчас что рыбку не удалось поймать, а вместо тогдашнего лемминга по лагерю сновал овцебык.
20.07. Чуть теплее, и почти без мороси. Пару раз даже солнышко проглянуло. Около 8-10 градусов, с-с-в 3-4 балла. Около 3 дня выходим под парусом (1 полка рифов). Натыкаемся на мели, маневрируем, время от времени проводимся. Ветер крепчает. Около 21-00 пришли на кордон Усть-Ленского заповедника, бывший поселок Нагым. Раньше здесь была песцовая ферма. Стоят ряды старых клеток, что остались от фермы. Егерь Алексей. Немногословен и нелюбопытен, даже – хмур, но и не враждебен. Показывает старый дом с печкой, где можно остановиться, и небольшой балок для того же (если места в доме не хватит). Рядом с балком – небольшая баня; отлично, можно уже и помыться-постираться. А погода с сильным ветром и дождями собирается продержаться еще пару суток. До моря нам осталось километров 30-35, но в такую погоду нам не стоит идти в море. Переход около 60 км.
21.07. Практически шторм (с-с-в 5-6 баллов), с налетающими дождевыми зарядами. 7-8 градусов. Стоим. Принимаем баню, стираемся. Знакомимся с окрестностями, насколько позволяет погода. В тундре, как всегда, можно много красивого найти, но условия не очень располагают к прогулкам и фотографированию. Да, кстати. Оказывается, когда-то здесь, в Нагыме, была песцовая ферма. Северный климат донес до наших времен ряды с бывшими клетками практически в первозданном виде.
22.07. Все то же самое, что и вчера. В районе 3 часов дня вроде начинает стихать (по прогнозу так и должно быть, но стихать должно было с утра, а не во второй половине дня).
22:00 – выход. 2-3 балла, с-с-в, чем ближе к морю, тем ветер тише. Ну, понятно, погода улучшается, а нам того и надо. Короткий переход, около 25 км, к выходу из протоки.
23.07. Встаем около 1 часа ночи на песке у плоского травяного бруствера. Подъезжают на снегоходе местные рыбаки. Знакомимся. Оба из Таймылыра (100 км от устья Оленека, вверх по реке). Ставим лагерь, я опять запускаю закидушку. Прицепился осетр (опять мелкий, кг на полтора, не больше, в общем, толку от него никакого).
Отсыпаемся немного, торопиться не стоит, пусть в море волна уляжется после шторма. А вот сказать что-то вроде «тундра здесь чертовски красива» - означает ничего не сказать. Словами это не передать.
Обедаем, снимаем лагерь, около 15:00 выходим. Ветер с-в 2-3 балла, пасмурно, 7-8 градусов. Долго (около часа) обходим остров Петрушка, за ним уже – Оленекский залив. Мелкие места, а обстановка пока не стоит, ее поставят в августе.
В море спокойно, но мели тянутся далеко от берега. Напротив полузаброшенного Ыстанаха в 4-5 км от берега пришлось проводиться, а затем буквально проскребаться по мелям в сторону устья Оленека еще километров 5.
…Вышли, наконец, на глубокие места. Ветер тот же самый, 2 балла, с-в. С моря идет гладкая метровая зыбь. Идти можно, вполне. Движемся под парусом, 8-10 км/ч.
Ближе ко входу в основную протоку Оленека нас догоняет моторная лодка. В лодке – глава администрации Булунского района (улуса) Афанасий с телеоператором. Говорят, если мы зайдем в Усть-Оленек, то неплохо бы дать интерьвью местному телеканалу. Ну да, мы придем, но туда еще километров 40, поэтому идти будем долго. Не факт, что до ночи успеем. Скорее всего, встанем перед поселком, а в Усть-Оленеке окажемся завтра.
24.07. Около часа ночи встаем на высоком берегу, не дойдя до поселка километров 12-13.
Избушка с печкой, ужин, сон. Переход около 95 км.
Неранний подъем. Горностай резвится около избушки. То прячется, то выглядывает. И снова прячется, и опять выглядывает, и верещит, то ли ругается, то ли знакомится, то ли заигрывает. Потом привык и освоился, и перестал прятаться. Начал прыгать по травяным кочкам и поленьям, вроде как даже хвастаться «вот, смотрите, как я могу прыгать! А еще и так могу! А и вот так – тоже могу!».
Завтрак, короткие сборы.
13:30 – выход. С-в, 1-2 балла, пасмурно, 8-10 градусов.
!5:00 – Усть-Оленек. Небольшая экскурсия, чай у метеорологов, часовня памяти Прончищевых, 17:00 – мы готовы выходить, но на берегу появляется глава района (улуса) со своим телеоператором. Знакомимся по-настоящему, разговариваем. Очень энергичный у Булунского района глава администрации, доброжелательный и четкий к тому же.
Приходится давать интервью. Дарю свою книжку Булунскому району с авторской подписью.
По прогнозу – скоро придет тепло, до 25 градусов (даже сюда, на побережье).
Около 18:30 – наконец, выходим. Ветер через полчаса заканчивается, дальше приходится мотор включать. Около 21:00 заходим в устье довольно крупного ручья (левый по течению берег Оленька, для нас – правый по ходу), и становимся в 500 м выше устья (как раз глубина в ручье закончилась, дальше не пройти). Опять – оборудованная стоянка местных рыбаков-охотников, балок с печкой, несколько бочек бензина, небольшая банька. Ужин, сон.
За день прошли около 35 км.
25.07. Теплеет. Потихоньку разъяснивается, дневная температура 15-17 градусов. Гуляем по тундре и сопкам, и вверх по ручью, который оказывается довольно мелким. Попалось 3 мелких хариуса. Солим, едим бутерброды.
Около 15 часов выходим. 2 балла, ветер восточный, иногда в-ю-в, идем либо галфинд, иногда бейдевинд, но без лавировки.
Окончательно разъяснивается. Проходим кряж, попадаем в местную бору (до 6 баллов). Километров через 15 кряж кончается, кончается и бора. Дальше спокойно идем при 2 баллах в галфинд (иногда даже в бакштаг, когда река делает изгиб к западу). К ночи начинает штилеть.
Примерно в полночь становимся в устье очередного притока (правобережного), 12 км от с. Таймылыр. Берег – песок, за ним небольшой бруствер, за бруствером – плоская травянистая и кустистая поляна, похоже, комарятник. Палатки ставим на песке, под бруствером. Переход около 65 км. Основная река мелеет; в притоке тоже воды немного. Да, сразу видно, что серьезных дождей здесь и выше давно не было.
26.07. Плановая дневка. Жара (+25-27), штиль, комары в весьма большом количестве. Купаемся, загораем, отмахиваясь от насекомых. Во второй половине натягивает неплотную облачность, становится чуть полегче, но штиль остается. Идем в Таймылыр на моторе, закупаем продукты. В основном это крупы и сахар, свежих овощей в Таймылыре считай что нет. Купили пару кочанов капусты, и все. Картошку пришлось взять сушеную.
В тундре появились первые грибы (грузди, немного дождевиков и подберезовиков). Праздничный ужин по причине завершения первой половины маршрута. Пока все в порядке, идем без задержки, а топлива тратим совсем мало. То есть, топлива на оставшуюся часть маршрута хватит с запасом, еще литров 50 осталось.
27.07. В 4 утра переносим лагерь на бруствер, поскольку вода прибыла на полметра. Либо вверху прошли наконец дожди, либо с океана случился серьезный нагон. По прежнему с утра – солнце, штиль, 25-27 градусов. Комары совсем достали, поэтому в 14 часов ушли отсюда (хотя торопиться уже не нужно). Прошли 20 км с легким попутным (в-ю-в 1-2 балла) ветерком, встали по левому берегу на галечном пляже под обрывом, подальше от травы и кустов. И тут комары; но все же берег наветренный, поэтому их поменьше.
К ночи – долгожданное похолодание, да и ветер включили 3-4 балла, комаров сдувает.
28.07. Утренний плотный туман, видимость метров 100, штиль. Около 10-12 градусов, потом – теплее. ~12 ч. – выходим. Полный штиль, поэтому идем на моторе (на самых малых, расход получается 1 л/23-25 км, конечно, это по течению, но скорость течения невелика – 1-2 км/ч).
Доходим до р. Буолкалах (левый берег, напротив Усть-Оленека, км в 7-8 выше села).
Поднимаемся по реке километров на 20, надеемся половить там рыбку. К вечеру опять появляется солнышко, и опять теплеет. Штиль, штиль весь день. Значит, опять на стоянке будут комары.
Становимся на небольшом галечно-песчаном пляжике, по правому берегу Буолкалаха. Река, кстати, довольно глубокая, и можно подняться и выше. Сейчас как бы незачем, а завтра посмотрим. Переход около 85 км.
29.07. Солнечно, тихо, жарко (думается, те же самые 25-27 градусов), комариный рой. Стоять некомфортно, каждые 10 минут лезем в воду, а рыбы не видно. Нет, дальше не будем подниматься. Нужно идти к морю, там хоть от комаров отдохнем. Немного погуляли по сопкам. Опять грузди и подберезовики.
Часа в 3 дня выходим. Иногда останавливаемся, кидаем блесну. Две хариусные поклевки, но со сходом. А так – рыба неактивна. На выходе из притока обнаруживаем неправильные звуки в редукторе. Нужно дойти до У-Оленека, и там проверить.
На подходе к поселку конкретно раздувает с северо-востока, до 5 баллов. Теперь ветер встречный, и в 2 км перед поселком подходим к плоскому галечному берегу на осмотр мотора. Нет, мотор как бы работает, но с редуктором явно непорядок.
Снимаю мотор, смотрю смазку в редукторе. Смазка загустела, нужно менять. У меня осталось редукторного масла граммов 100, я не рассчитывал, что в новом моторе смазка загустеет через 30 часов работы на средних оборотах.
Подходит моторка, в ней местный рыбак (Владислав), он из Усть-Оленека. Знакомимся. Парень предлагает привезти на квадроцикле смазку, а заодно говорит, что есть свободный дом на окраине. Мы естественно, соглашаемся принять помощь. Найдем позже, чем отблагодарить.
Меняю смазку, отходим от берега, приходим в поселок, разгружаемся, смотрим дом, слегка в нем убираемся, готовим ужин, спим. Прогноз – северный шторм, дня на 2-3. Около 25 км сегодня прошли (ну, как и собирались).
Влад приносит замороженных с весны омуля и муксуна.
30.07. Прогноз сбывается. 5-6 баллов с-с-в, 7-9 градусов, дождевые заряды. Стоим. Попытка рыбалки с берега, хотя местные и говорят, что ловить на блесну нужно в других местах. Но до других мест далеко, а тут близко, а заняться все равно особо нечем. 2 схода (скорее всего, омуль или муксун или сиг, серебристая рыба около 1-1,5 кг). Хоть какое-то развлечение.
Приходит метеоролог (Максим? Не уверен), говорит, что нами интересуются пограничники. Дает телефон дежурного в Саскылахе, я тут же отзваниваюсь по спутнику, объясняю, что отныне буду раз в двое суток отправлять координаты места стоянки.
1.08. Шторм продолжается, 5-6 баллов, с-с-з. 5-7 градусов, с дождевыми зарядами или моросью. Заказываю прогноз у Ивана (Спицына). Почему не у метеорологов? А потому, что нужен прогноз на мыс Терпяй-Тумус, а это совсем не то же самое, что Усть-Оленек. Прогноз говорит, что завтра во второй половине дня начнет стихать. Ждем. А пока устраиваем в тамбуре помывку.
Мой день рождения, праздничный стол, легкая выпивка.
2.08. С утра – продолжение шторма, с-с-в, 3-5 градусов, морось. Ждем. Иду в гости к Владу, сейчас у него родители. Сам он живет в Якутске, сюда приезжает на сезон, а его отец лет 30 прожил в Усть Оленеке.
Домашние пельмени из оленины, чай. Дарю Владу незамысловатые подарки.
Начинает стихать к середине дня. 18:30 – выход. Уже всего балла 3, тот же с-с-в, но пока идем по протокам в море, должно еще стихнуть. А там посмотрим.
Идем под парусом, полный бейдвинд.
До моря километров 25; затем до мыса Терпяй-Тумус еще 45-50 километров. Нам по затишью нужно этот мыс пройти, и встать как можно дальше к западу. Хочется проскочить морской участок (около 350 км) за 2-3 перехода. А там посмотрим.
3.08. Около часа ночи проходим мыс и идем дальше на запад. Приходится уйти в море километров на 5-7, около мыса мелко. +5 градусов, пасмурно, с-в 1-2 балла, идем под парусом, волны в море считай что нет (гладкая зыбь около полуметра).
Близко к берегу не подойти – сплошные бары в километре, в полукилометре от суши. В 45 км к западу от мыса все-таки встаем в устье ручья в распадке (около 6 утра). Подошли к берегу далеко не с первой попытки, все из-за мелей и соответствующих глубин. Песчано-травянистый перег, ручей вытекает из большого озера (Баганытта-Кюель), что в 5 км от устья. Местные в Уст-Оленеке говорили, что в крупных озерах живет крупный голец. Прогуляемся на озеро при случае. А пока – лагерь, ужин (или это уже завтрак?). Сразу ставим чум. Сон. Переход около 120 км.
Вечером идем с Игорем вверх по ручью на озеро. Красивая травяная тундра, сопки живописные, и озеро большое (километров 5 шириной и 10 в длину), но северный его берег – совсем отмелый, рыбу ловить бессмысленно. До дальнего (высокого) берега сейчас не добраться, а шансы на рыбалку есть только там. Кстати, на озере – довольно безжизненно. Видны лишь одиночные чайки, а так – ни гагар, ни гусей.
Обнаруживаю потерю телефона (видимо, выпал из кармана при ходьбе по кочкам и оврагам). Вроде бы понятно, где он выпал, с точностью 500 м, но найти не удалось, хотя и очень внимательно осматривали этот участок. Ну ладно; жалко, конечно (там были и фото, и навигация, и треки), но у меня еще один есть, с таким же функционалом и навигацией. Есть навигация и в основном навигаторе, так что потеря некритична; неприятно, конечно, но не более того.
Погода портится, но ветер пока слабый.
4.08. Вторая попытка поиска телефона. Иду снова к озеру. Встречаю на ручье взрослого овцебыка, он мешает мне пройти. Подхожу к нему на расстояние метров 30, фотографирую. Неожиданно бык решил поиграть в корриду, и помчался прямо на меня. Жду, собираясь резко отпрыгнуть с сторону, и громко крою сдуревшую овцебычину матюгами. В 5-6 метрах от меня быкующий баран остановился; наклонив голову чуть в сторону, стал чесаться, громко пыхтеть и сопеть. Ну, отпрыгивать мне не пришлось, и то ладно. А пока можно попробовать пугнуть сигналом охотника. Первая звездочка прошла в метре от объекта и погасла в тундре. Объект совершенно не заметил ни ракеты, ни грохота, и продолжил пыхтеть и чесаться. Вторую ракету я запустил уже не в воздух, а в землю прямо перед быком; это уже сработало. Зверюга нехотя повернулся и отошел метров на 10, продолжая издавать разные звуки. Но теперь стоял он уже на другой стороне ручья, и моему проходу не мешал. Я пошел по своим делам. К сожалению, поиски опять завершились ничем. На обратном пути буйного овцебыка на ручье уже не было, что вполне меня устраивало.
Одновременно с моими поисками на свою прогулку (в другую сторону, вдоль берега) отправилась Люба. Ждали мы ее возвращения долго (на пару часов дольше намеченного времени); и по возвращении довольно громко высказали свое «фи» в ее адрес. Зато (как выяснилось позже), она наснимала ддовольно много интересного, в т.ч. и видео с овцебыками. Фото с Любиной прогулки я здесь не привожу; все будет в общей фотогалерее.
Вечером (около 21:30) выходим – пока в море тихо.
5.08. Переход. 5 градусов; пасмурно, ветер 1-2 балла с-в. Начали попадаться льдины, пока – отдельные, позже – все чаще. Впереди – туман; все ясно, входим в ледовые поля.
Так и получилось. Километров 20 в тумане прошли еще вперед, надеясь либо окончания сплоченного льда, либо найти подход к берегу. Надежды не оправдались; видимость только ухудшалась, а у самого берега стояло сплошное поле. Никаких шансов на высадку здесь. Пришлось возвращаться.
Выйдя через пару часов из тумана, обнаружили, что и тут к берегу не особо подойдешь. Весь берег льдом завален; нужно искать лагуну или устье реки.
В конце концов, такое место нашлось. Но не с первого раза. Попробовали подойти в лагуне; там оказалось мелко и топко, и лагерь поставить было негде. А лед, лед – он повсюду, и даже на мели белеют льдины метров 10-15 в длину. В общем, постояли часа три на мели, и пошли дальше на запад, в устье реки Юнигес-Юрюе; там в устье обозначен высокий мыс и обрыв; либо встанем в районе мыса, либо в реку войдем и встанем там.
Вот он, мыс. Обрыв, песчаный берег; над песком – плоская твердая тундра. Становимся лагерем. Будем ждать, пока поле не уйдет дальше на запад.
До мыса Хорго (восточный входной мыс в Анабарский залив) около 60 км. А были всего в 40 км от него.
Солнце, незаходящее. 21: 00. Тихо. Ужин, сон. Пашин день рождения. Накувыркались досыта (хотя и без опасности для корабля и экипажа), переход длился почти сутки. Переместились от предыдущей стоянки километров 90 с небольшим, а по одометру (треку) – больше 150 км.
6.08. Слабый ю-в (это хорошо). Солнце. За ночь и утро льды понемногу уходят в море.
Дневка с прицелом на вечерний выход.
21:30 - выходим. Ю-в 1-2 балла; льды конечно, сместились, но недалеко. Наконец-то хорошая видимость. Тумана нет, по крайней мере вдоль берега. Значит, у берега вряд ли есть сплоченный лед. В море, конечно, есть и поля, видна и туманная полоса на севере.
7.08. Полночь. Входим во льды; они снова закрывают от нас берег, но тихонько и аккуратно идем, на запад, выискивая и находя проходы, благо видимость отличная. В общем, уже немного осталось нам до мыса Мус-Хая, а за ним берег повернет к югу, и у берега лед закончится. Так и получилось. Часа три пришлось во льдах поманеврировать, иногда меняя направление движения на 90 градусов, на 120 градусов. Все, выбрались мы из основных льдов; теперь путь в Анабарский залив открыт.
Ветер уже 2-3 балла, ю-в., и усиливается. Делаем небольшую остановку (около часа), перед мысом Хорго. Очень красивое место – сопки, скалиные обрывы, разноцветная галька. Летают и кричат канюки и сапсаньи семейства. На вершине сопок (у канюков) или в скалах (у сапсанов) у них гнезда; птенцы вот-вот должны встать на крыло.
Перед Хорго – что-то вроде местной боры, т.е. туман на сопках и усиление ветра до 5-6 баллов. Но сам мыс - довольно плоский, и поэтому нам бояться нечего, бора за мысом должна закончиться. Так и получилось.
За мысом нам нужно уже поворачивать на юг, так что ветер встречный, пока 3 балла. Километра 3 проходим под парусом в острый бейдевинд, затем все же приходится включать мотор, поскольку ветер в заливе слабеет. 6:30. Встаем на правом берегу Анабарского залива на галечном пляже, в очередном красивейшем распадке, по которому сбегает небольшой ручей. Пресная вода, твердая тундра, обилие дров – что еще нужно для стоянки?.. Дальше – море практически уже заканчивается, еще километров 20-25, и мы войдем в реку. Уже здесь на отливе вода практически пресная, а дальше – будет пресная всюду и всегда. Кстати, амплитуда приливно-отливных колебаний здесь – метра полтора-два, что разительно отличается от других районов восточного и западного Заполярья, нами в свое время пройденных.
Костер, завтрак, лагерь, сон до вечера. Переход около 70 км.
Вечером – несколько моторок по очереди подходят к нам. В основном – все лодки надувные, с 30-40-сильными моторами. Знакомятся с нами местные; все они из Юрюнг-Хаи, все сейчас на рыбалке, все по отношению к нам дружелюбны, и это не может не радовать.
Около 22:30 – выходим. Лучше поскорее войти сейчас в Анабар, там нас устроит уже любая погода. Времени у нас много, ни в чем мы не нуждаемся; если захотим отдохнуть, то сделаем это уже в реке.
8.08. Переход с несильным восточным ветром (1-2 балла). Течения пока не чувствуется. Пасмурно, 7-8 градусов. Идется легко, хотя и не быстро.
Около 3 ночи часов ветер выключают; дальше проходим еще километров 10, и встаем на галечно-песчаном пляже правого берега Анабара. Прошли километров 35. Море закончилось, мы уже в реке. Но приливы-отливы еще заметные, около 1 метра.
Около 5 дня выходим. Пасмурно, градусов 8-10, без дождя. Ветер есть, все тот же восток, балла 2. Идем под парусом, в протоках иногда ненадолго включаем мотор. Подходим на стоянку около 8 вечера. Останавливаемся в 11-12 км от Юрюнг-Хаи, в одной из проток левого берега Анабара. Как всегда, в устье небольшого ручья и в распадке. Переход около 40 км. Да, встречное течение уже чувствуется, но небольшое (1-1,5 км/час, примерно как на Оленьке).
9.08. Пасмурно, 7-9 градусов, ветер 3-4 балла, уже западный. Приходим около 3 дня в Юрюнг-Хаю.
Магазины открываются в 4 ч,, поэтому ждем, знакомимся с местными жителями. Село по местным мерка – немаленькое, больше 1000 человек здесь проживает. Приезжает глава администрации села (наслега) Канат Ускембаевич, предлагает помощь. Отказаться трудно, поэтому ребята ездят по магазинам вместе с ним. В магазинах нет ни спиртного, ни сигарет (от слова совсем), а всего остального нам считай, что почти и не нужно. Мы пока еще собираемся идти в Саскылах, до которого остается километров 150.
Попутно выясняется, что неподалеку функционирует участок алмазодобывающей компании «Алмазы Анабара», это филиал Алроса. Конечно, алмазы добываются где-то далеко отсюда, а здесь что-то вроде базового лагеря участка и транспортного хаба всей нижней части Анабара – топливные хранилища, небольшой причал для грузовых судов класса «река-море». Но обстановки на реке мы не встретили – ни створов, ни бакенов; несколько импровизированных буйков стоят перед Юрюнг-Хая, но они обозначают только проход к месту разгрузки, на участке реки протяженностью километра 2, не больше.
…Сигареты тем не менее все-таки нашлись (у частников). Заодно узнали, что вскорости придет судно на воздушной подушке (СВП), а на нем прибудет начальник алмазного филиала.
Зачем нам это знать? «А вот зачем», - объяснил Канат Ускембаевич. – «СВП здесь ходит довольно часто (не по расписанию, но раза два в неделю ходит). То есть вы можете не идти в Саскылах самоходом, а попроситься на борт алмазного СВП. И вот еще что. Из Саскылаха вам катамаран увезти можно только самолетом, а сейчас с билетами не очень хорошо. А отсюда ходят корабли в Якутск, Хатангу и Архангельск. Вот, если по-человечески поговорить с алмазодобытчиками (главное – как раз с начальником их филиала переговорить), то есть шанс, что они согласятся доставить вашу лодку в Архангельск или Якутск».
…Около 8 вечера пришла СВПэшка под названием «Эбелях» (это такой поселок был раньше, километрах в 400 отсюда вверх по Анабару; сейчас он заброшен). Около 9 вечера около «Негордого» собралось алмазодобывающее начальство – генеральный Павел Алексеевич, его заместитель и начальник участка Андрей. Да, они согласны вывезти наше снаряжение в Архангельск в конце сентября, а взамен им ничего не нужно (кроме «спасибо»). «Нет, работягам не нужно ничего платить, они нормально зарабатывают и самодостаточны», – объяснил мне генеральный. – «Мы ж на Севере, сам понимаешь; тут взаимопомощь – в почете, иначе не выжить. Так что, ребята, принимайте решение. Примете – скажете Канату Ускембаевичу и Андрею. А в Юрюнг Хае есть, кстати, небольшая гостиница, если что».
На том и расстались, сделав на прощанье общую фотографию. А до этого местные нам рассказали, что рядом в Анабар впадает довольно крупный приток (Харабыд), в котором водится хариус. И что там неподалеку от русла Харабыла есть довольно крупные озера, в некоторые из них можно пройти на лодке, и что рыбалка там бывает неплохая. Мы задумались. По большому счету, теперь в Саскылах нам действительно не особо нужно. Уж раз отсюда можно и уехать, и снаряжение вывезти. Поэтому решили сходить в приток, и посмотреть, что там и как. А если идти в сторону Саскылаха, то берега не будут нас баловать чем-то иным, по сравнению с тем, что мы уже видели и на Анабаре, и на Оленьке.
Короче говоря, около 22:30 вышли и поднялись на моторе по притоку (р. Харабыл) километров на 15-17, и встали на высоком песчаном берегу (правом по течению Харабыла). За день прошли, естественно, немного (километров 25-30), ну да торопиться точно теперь некуда и незачем.
10.08. Дневка. З-с-з, 4-5 баллов, переменная облачность, без дождя, 7-9 градусов. Хариус как бы есть, но неактивен. Две поклевки за полтора часа; одного достал, на бутерброды хватит. Вокруг в тундре полно крепких груздей. Люба собирает их, потом ставим их отмокать. Потом отварим, часть замаринуем, часть пожарим.
Во второй половине дня идем с Любой на водную прогулку по протокам и в старицы. Прошли до ближайшего озера, но тут встречный сильный ветер и топкие мели не позволили нам выйти на озерные просторы. Поэтому, как там с рыбой дело обстоит (по идее, должен там жить свой сиг или голец), так и осталось невыясненным. Потеряв с час-полтора на попытки просочиться сквозь ил и ветер в озеро, мы плюнули на это дело, и вернулись обратно в Харабыл. В Харабыле еще зашли в пару то ли ручьев, то ли речек; я покидал блесну, Люба погуляла по тундре. Сильный ветер мешал рыбе сосредоточиться на блесне и портил рыбий апатит, поэтому снова ничего не поймали. Катамаранная прогулка по левобережному ручью оказалась забавной. Ручей-приток шириной метров 6-7 представлял из себя извилистую канаву, высокие берега которой сплошь заросли невысоким полярным ивняком. Глубина же была более чем достаточна (думается, метра 2 или даже больше), и наш подъем не ограничивала. Наш подъем ограничивала лишь ширина; канава медленно, но верно сужалась. Следовало подумать о том, как нам вернуться обратно. Короче говоря, мы поднялись по этой канаве километров на 7-8. Совсем неподалеку уже виднелся высокий кряж, и оставалось до него еще километра три. Однако, дело было уже к вечеру, а ширина канавы уже не превышала 4-х метров; борта катамарана то и дело шуршали по кустам. Найдя небольшой и чуть более широкий омут, мы сумели кое-как развернуться (для этого пришлось сдувать баллоны, чтобы штевни стали мягкими), и потихоньку поехали в сторону нашего лагеря.
Вот, собственно, так и прошел этот день. Добычи (кроме грибов, криков канюков и сапсанов, нескольких десятков фото и ярких впечатлений от борьбы с мелями и узкими протоками) это день не принес; однако – грех жаловаться – день выдался довольно интересный.
11.08. Ветер не ослабевает. 4-5 баллов с-с-з, переменная облачность (преимущественно пасмурно), 7-9 градусов, без дождя. Просто отдыхаем, а вернуться в Юрюнг-Хаю решили завтра. Те же прогулки, те же сапсаны-канюки, те же грузди. Ну, в общем, отдых.
12.08.
Часа в 2 дня выходим в сторону Ю-Хаи. Идем по д парусом (вчерашняя погода и
направление ветра сохранились, а вот сила ветра теперь 3 балла, с-с-з).
Приходим около 16:30 в Ю-Хаю, но на окраину поселка, к топливно-транспортному
хабу. Стоит самоходка (танкер «Лена-нефть»), потихоньку делает свои нефтяные
дела. Видимо, свои запасы на берег сливает. Делается это все весьма аккуратно –
поставлено заграждение ниже кормы танкера. Это заграждение перегораживает
приток, и служит некоей гарантией задержки и фильтрации нефтепродуктов, если
случится небольшой разлив, то в Анабар эти самые нефтепродукты не попадут.
Да, кстати. Название притока – Поронион. Гм. Откуда, интересно на Анабаре взялось как бы греческое название?..
Вплотную к танкеру мы, естественно, не подходим, а становимся метрах в пятистах ниже по течению притока. Берег хорошо пригоден для стоянки (песок вперемешку с галькой, травка сквозь эту гальку проросла, выше пляжа – бруствер не более 1 метра, далее привычные кусты, твердая травянистая тундра). Но вот обилие песка антистапель, конечно, несколько затруднит. Зато вода – пресная, и раму после моря промыть легко.
…Разгружаем катамаран, ставим палатки, готовим ужин, катамаран штевнями упирается в берег, мотор на холостом ходу дорабатывает последние 100 грамм бензина, что остались у него в баке. Мотор никуда не торопится, дорабатывает эти несчастные 100 грамм целый час (или даже более).
Мы за это время успеваем не только полностью разгрузить катамаран, поставить лагерь, сварить ужин, но еще и снять небольшой материал на тему «как на лекгом походном катамаране можно устроить регулировку мотора по высоте, причем – из подручных средств».
…Наконец, мотор глохнет (это значит, что бак совсем сухой). Снимаем мотор, роняем мачту, начинаем антистапель. Раму, естественно, на ночь оставляем отмокать и промываться в пресной анабарской воде.
…По информации от Андрея и Каната Ускембаевича, 13.08 (завтра) вечером придет СВП, и утром 14.08 пойдет на Саскылах. Ну, то есть, нам за завтра нужно разобрать катамаран и упаковать снаряжение, потом заселиться в гостиницу, а послезавтра утром отправиться в Саскылах, откуда 15.08 улетать нам нах (т.е. сначала в Якутск, а затем домой). Если что, то нам волноваться не о чем – в Саскылахе нам забронированы билеты на рейс, плюс ждет гостиница.
Такие дела. Все же, люди нашего Севера – совершенно особенные люди. Люди нашего Севера (Северо-Запада, Центральной и Восточной Сибири, Камчатки, Чукотки… продолжать можно долго), я вас уважаю и обожаю.
Ужин, сон.
13.08. Продолжение антистапеля и укладки снаряжения. Потеплело, потихоньку проявляется солнышко. Часам к 5 вечера все разобрано, осмотрено (ни единой поломки), уложено, переписано, мы готовы к перевозке. Около 6 приезжает трактор-погрузчик с паллетой; на паллету мы укладываем все, что не берем с собой. Трактор уезжает; приезжает Канат Ускембаевич, и везет нас в гостиницу. Ну, обычная небольшая гостиница; крыша – есть, вода и электричество – есть, душ и кухня – есть: есть даже небольшой спортзал с тренажерами и столом для настольного тенниса. Пьем чай, ужинаем, спим.
14.08, около 8-30 утра. Солнечно и тихо; мы – на берегу; рядом на пологий песок выползла СВПэшка «Эбелях» (мы тут же прозвали ее «кораблем пустыни», и это наше название «Эбелях» вскоре подтвердит).
Около 9:30 – прощание с гостеприимной Юрюнг-Хая. «Эбелях» уходит. Он идет быстро; река обмелела, но ему нипочем мели или даже песчаные осушки; не сбавляя скорости, корабль пустыни проходит и по мелям, и по низким песчаным языкам. Наконец, около часа дня «Эбелях» подходит к песчаному берегу выше Саскылаха километра на 3 (тут берег гладкий и удобный). Затем нашему кораблю пустыни отправляться выше (уж не знаю, что там у него за нужда), а за нами приезжает машина от местной администрации. Нас везут в гостиницу (кстати, первая линия). Вполне приличная гостиница; есть все необходимое, и даже столовая.
…Ну, нам сейчас уже почти ничего не нужно. Только вот местной рыбки и оленины купить, и завтра на самолет погрузиться около 3 дня. А пока приходит наш старый знакомый пограничник (тов. ст. прапорщик Максим) в присутствии участкового, говорит, что дескать с нашей стороны есть некое нарушение пограничного режима (не путать с погранзоной), и он задаст нам несколько вопросов и возьмет показания. Ну, нам не жалко. Ну, в международные воды мы не заходили (т.е. не выходили за пределы 12-мильной зоны), на подходе к Усть-Оленеку (как раз на входе в зону погранрежима) у нас были проблемы со спутниковым телефоном, поэтому не смогли ничего вовремя сообщить. И говорим, что зарегистрированы в МЧС, а если вы взяли в МЧС сведения о нас, то могли бы позвонить либо мне домой (жене, хотя это и неправильно, женщин беспокоить), либо нашему куратору по линии ФСТР/ТССР. «Ну да», - говорит тов. ст. прапорщик. - «Мы так и делали. И жене вашей звонили, и куратору, но до вашего куратора дозвониться не смогли, там трубку постоянно сбрасывали». «Ну да, ну да. Жене моей звонили (я же указывал в заявке МЧС номер домашнего телефона), вопросы ей задавали, перепугали девушку. Ну ладно, бывает. А дайте-ка я посмотрю, какой телефон вам в МЧС дали». «Ну, вот этот. По этому номеру то женщина подходит, то мужчина, и сбрасывают». «Ну, у нашего куратора дома сейчас никого нету, кроме овчарки. Может, овчарка трубку и брала, а потом и сбрасывала. Ну, вот одна цифра перепутана. Вместо «девятки» должен стоять «ноль». МЧС-то дозванивались до куратора. Так что мы, наверное, вас слегка напрягли, но совершенно не хотели этого. Сами понимаете, мы ни от кого не прятались, и вышли на связь с вами, как только смогли».
…Затем был ужин, и даже некоторое количество приличного сухого вина.
…Этот рассказ мой к делу не особо относится. Просто я уверен, что правда – это лучшая политика, а уважение к местным жителям и представителям административных и властных структур в «окраинных территориях» - дело не только важное, но и обязательное. Не будешь юлить, не будешь качать права, отнесешься с уважением к случайному, но приличному человеку – получишь такое же уважение взамен. И не только – человеческое уважение, но и посильную помощь. Поэтому (и просто так, т.е. от души) – желаю тов. ст. прапорщику Максиму спокойной работы и повышения по службе. Ну и не могу лишний раз не сказать огромное спасибо всем встреченным в этом плавании простым (и не очень простым) людям - Ивану Винокурову из Кюсюра, супертелеоператору из Булуна, главе Булунского района (улуса) Афанасию, рыбаку Владу и метеорологам из Усть-Оленека, жителям и сотрудникам администрации поселений (наслегов) Юрюнг-Хая и Саскылах, Андрею, другим сотрудникам и начальству «Алмазов Анабара», экипажу СВП «Эбелях», и многим-многим другим.
…Ну, вот, как-то так.
15.08. Местный аэропорт; вылет; 18:30 – Якутск; из Якутска мы разлетаемся кто куда и кто чем. Игорю – в Новосибирск, и поэтому его вылет часов в 5 утра; Люба – торопится в Москву (как и мы с Пашей), и пытается сэкономить; получается не очень, плюс ее рейс в Домодедово задерживают; мы с Пашей не суетимся, берем на Аэрофлот и на Шереметьево; в результате, улетаем одновременно с Любой, успев неторопливо попить пива в кафе аэропорта.
…Вот, поход закончен. Все давно дома, в добром здравии и настроении, чего и остальным путешественникам желают.
Выводы (немножко кратких итогов и цифр)
Маршрут пройден уверенно, безопасно, неторопливо и с ветерком. По морю пройдено около 380-400 км (не считая маневров во льдах).
По рекам (Лена, Оленекская протока, Оленек, Анабар) пройдено около 900 км (включая радиальные выходы по притокам). Продолжительность похода (от выхода до начала антистапеля) составила 30 дней (считая 3 дня экскурсий вблизи Юрюнг-Хая). Дневок – 12, из них вынужденных – 6. По курсу под парусом пройдено около 900 км, под мотором – около 400 (чуть меньше, но с учетом радиальных выходов и маневрирования во льдах – около 480). Топлива израсходовано около 45 литров; из них большую часть потратили на Лене (движение против сильного встречного ветра, около 20 литров), на Оленеке (движение во время штиля и при подходе к Усть-Оленеку, около 5 литров), на Анабаре (подъем во время штиля, 5 литров) и при маневрировании во льдах (около 8 литров), а также при радиальных выходах в притоки (около 5 литров).
По безопасности. Была особенность в этом походе, не свойственная моим предыдущим плаваниям. Это– 4 довольно крупных участника (самый крупный – 110+ кг), соответствующий запас продуктов, снаряжения и топлива, т.е. лодка временами была несколько перегружена. Поэтому решение о выходе принималось взвешенно, с учетом прогноза погоды и текущей ситуации. Выходили на переход только тогда, когда были уверены в благоприятной погоде. В результате на переходе ни разу не встретили волну крупнее метра, да и то это была гладкая зыбь (переход от Оленекской протоки до Усть-Оленека).
…Закончен не только поход, но и этот отчет. Будет еще общая фотогалерея (спасибо Любе, снимала много и качественно… до сих пор копаюсь и выбираю то, что получше и поинтереснее); большая часть фото-видео – как раз от Любы, но кое-что и мы с Игорем успели снять. Вышли несколько коротких клипов; будет и фильм – чуть позже, где-то во второй половине февраля.
А продолжение путешествий «Негордого» - последует, как всегда.
На этом, дорогой мой собрат по разуму, позволь с тобой попрощаться и пожелать интересных путешествий. До встречи на маршруте!
Вместо послесловия. Клип «Северо-Якутское междуречье» смотреть здесь
…В субботу мы приехали в Кюсюр.
Зачем, ах, зачем?
По выходным в Кюсюре как бы сюр.
Зачем, ах, зачем.
Потом мы повернули в Оленек.
Зачем, ах, зачем.
Там зной, бора, мошка, рыбалке ёк.
Зачем, ах, зачем
Рыбалке ёк
…А не сходить ли нам на мыс Пакса?
Зачем, ах, зачем?
Там, говорят, бывают чудеса.
Зачем, ах, зачем?
Но, говорят, сейчас там как бы льды.
Зачем, ах, зачем?
А льды нам могут выписать звезды..
Зачем, ах зачем
Нам эти льды?..
Зачем.
…А может, нас ждет Хатангский залив?
Зачем, ах, зачем?
Там, говорят, случается прилив.
Зачем, ах, зачем?
Но, говорят, бывает и отлив.
Зачем, ах, зачем?
И с пивом там обычно недолив.
Зачем, ах зачем.
Нам недолив
в отлив.
…А может быть, подняться в Саскылах?
Зачем, ах, зачем.
Но Саскылах сейчас нам как бы нах.
Совсем, да, совсем.
А может, нам нужна Юрюнг-Хая.
Зачем, ах, зачем.
Рифмуется легко с "Омар Хаям",
А также с "дайте в руки мне баян,
И я порву его совсем"
Зачем, ах, зачем
Зачем мне тот баян.
…Обычно что я вижу, то пою.
Зачем, ах, зачем.
Вот мы идём сейчас в Юрюнг–Хаю.
Зачем, ах, зачем.
В протоках спряталась Юрюнг–Хая.
Зачем, ах, зачем.
Ни зги, ни обстановки - ни буя.
Совсем, ну да, совсем.
В Юрюнг-Хае чего ведь только нет
Нет сигарет, и пива тоже нет.
Сухого нет, портвейна нет, муската нет, ликёра
нет, абсента нет, текилы нет, и джина нет, и рома нет, и виски нет...спиртного
нет... совсем, ну да, совсем (прим. автора: тут читателю/исполнителю можно
включать индивидуальную фантазию в меру собственной начитанности и такую же
импровизацию )
Там есть сухой закон и есть спортзал,
ДК, отель и душ. Я все сказал?
И есть корабль пустыни «Эбелях»,
Идущий завтра утром в Саскылах.
Из Саскылаха улетим мы нах -
Домой. Ой-ой..
Зачем так рано нам домой.
…Не рокот космодрома снится нам -
Звериный след и лед по берегам,
Кюсюрский сюр в субботний выходной,
Бора на Оленьке, мошка и зной,
И снежники, и прочи чудеса,
Взлетевший как бы в небо мыс Пакса,
Цветы и травы, горы вдалеке,
Подъем по полувысохшей реке,
Искристо-светлая Юрюнг-Хая,
Полночный солнца диск и плеск волны...
Увы – домой. Мы в этом не вольны.
…Я вам пою о том, что видел я.
Зачем?..
7-13 августа 2022 г., борт катамарана "Негордый", с. Юрюнг-Хая.
Вадим Ракитин (Вадим ВРан на ютубе, на туристических и парусных форумах), negordy@list.ru
К началу отчета (читать еще раз) :-)
Фильм «Северо-Якутское междуречье»,
52'39" смотреть
«Негордый»на
ютубе (клипы, фильмы
и песни)
Краткий
путешественный глоссарий
2011 Архангельск-о.Вайгач-Беломорск
Паруса над Таймыром-2014 (Якутск-Таймыр-Дудинка)
"Негордый"-2015: внешнее Беломорье
«Негордый» и «Лакка»- 2016: из Байдарацкой губы в Мезень
«Негордый»-2017: Камчатка, Чукотка (из
ППК в Анадырь)
«Негордый»-2018:
Из Анадыря в Тикси
«Шустрик»-2020:
От Якутска до Кюсюра
Охотоморье-2021: к востоку и западу от Магадана