НегоКамЧукские хроники-2017,

или путешествие катамарана «Негордый» по Камчатке и Чукотке

Приложения

 

 

Дневник

График движения и координаты стоянок

 

Нитка маршрута  

Пос. Мильково – Усть-Камчатск – с. Пахачи – м. Олюторский - с. Хатырка – м. Наварин – п. Беринговский – г. Анадырь

12 июля – 20 августа 2017 г.

 

Дневник

22 мая. Сдача катамарана и снаряжения в перевозку в Москве.

30 июня. Сережа уже в ППК, Лена тоже; сегодня - мой вылет. Заканчиваю рабочие дела и сборы. Часов за 5 до самолета получаю звонок от Сережи, что в ППК ничего не знают о нашем грузе; по информации от московского перевозчика, снаряжение было доставлено во Владивосток еще 30 мая. Срочно пытаюсь решить задачу со многими неизвестными, из которых определенность только в одном – груза в ППК нет. Наконец московский представитель перевозчика сообщает мне, что сегодня груз вышел на контейнеровозе из Владика. Блин, минимум дней 5 теперь сидеть в ППК. Билет не сдаю; нужно ехать к Сереже и Лене. Будем вместе куковать в Петропавловске. Вечерняя гроза в Москве, задержка рейса на 3 часа, полет.

1-2 июля. Сбор в Петропавловске-Камчатском. Известие о том, что груз ожидать следует примерно к 7 июля. 8-9 июля – между прочим, суббота и воскресенье.

3-9 июля. Ожидание груза. Развлекаем себя, как можем. Основное развлечение – общение с местными представителями транспортной компании, а также приценочные походы по магазинам, выяснение, что где и почем; пока что ничего не закупаем, а только выясняем. Закупаться рано, пусть сначала лодку привезут. В свободное от этого развлечения время предпринимаем прогулки по городу и окрестностям, посещение музеев, общение с гидами-инструкторами по туризму, приехавшими сюда на сезонные заработки со всей страны, подъем на Авачинскую сопку, поездка на горячие источники. В горах лежит снег, много совсем снега. 6 июля – подтверждение, что груз прибыл; но получить его удастся только 10-11-го. Чуть легче; определенность все-таки; но время идет. В середине августа на Чукотке начинается слом погоды, и шторма. Неделя опоздания на старте вполне может вылиться в двух-трех недельную задержку на финише – просто по погоде. Начинаю свою научную программу; произвожу первые измерения аэрозольной концентрации.

10 июля. Середина дня. Звонок из офиса перевозчика – можно забирать нашу лодку. Машина давно готова, продукты частично закуплены. Мы получаем снаряжение (все, к счастью, доехало в целости), закупаем недостающие продукты и около 18-30 выезжаем в сторону Мильково. Ехать около 300 км, это с остановками часов 5-6. По дороге заходим в концептуальную пирожковую на трассе (сюда многие туристы и экскурсанты заходят). Закупаем топливо на заправке около Мильково – 78 литров; а моторное масло закупили еще в ППК.

11 июля. Час ночи. Темно, но мы уже на берегу реки. Мильково примерно километрах в полутора. Отпускаем машину, ставим лагерь, спим.

7-30. Яркое солнце, жарко. Подъем. Начало стапеля. К вечеру лодка собрана - без мачты; на реке парусное вооружение нам не понадобится. К тому же, ниже по течению будут мосты и линии электропередач. Местные рыбаки пугают нас медведем, бродящим поблизости. Скорее всего – просто испытывают приезжих на прочность – нечего тут медведю делать, и людей полно вокруг, и корма тут не добыть.

12 июля. Солнце, жара. Упаковка снаряжения, продуктов и топлива пока что рыхлая – предстоит разместить на катамаране не только полный запас практически всего необходимого на большую часть похода, но и весь рангоут с такелажем, а также немаленький тубус с парусами. И чтобы еще осталось место для экипажа. Ничего, через один-два перехода все начнет вставать на свои места. И чем дальше, тем компактней.

11-00 – выход. Местные с удовольствием помогли нам поставить лодку на воду и предупредили, что реку теперь никто не чистит, поэтому мы должны скоро встретиться с завалами; но обойти их можно. Спасибо.

Идем, не экономя топливо – торопимся. С недельной задержкой вышли на маршрут, плюс можно будет дозаправиться на цивилизованной заправке в Усть-Камчатске, перед выходом в море. Скорость лодки на течении получается 15-17 км/час; поэтому к 9 вечера удается пройти около 160 км и встать уже далеко за селом Долиновка, на правом берегу. Костер, лагерь, недозревшая жимолость, ужин, сон.

13 июля. Ранний подъем. 9-00 – выход. Раскрутилась одна из гаек на рулевой коробке; от моторной вибрации; ремонт на ходу минут 10. Солнце, 27 градусов после полудня. Ветер слабый, практически штиль. 20-30 – встаем за поселком Козырёвск, километрах в трех по прямой. Поляна – отменная. Комаров вот только много. Массовый вылет к вечеру. После заката – начало сильного с-в ветра (8-10 м/с). Около 180 км за день.

14 июля. Облачно. Глядишь, дождь состоится. Низкая облачность, сплошная. Ветер – 100% встречный, с-в 8-12 м/с. Сдувает комара на уровне лица стоящего человека; стоит нагнуться – капец. Аналогично, при заходе в кусты (за дровами, а не за тем, что все подумали J). Плотность комара – не рекорд; однако, просто дофига.

Стоим. Занимаемся лодкой и размещением груза. Обнаруживаем небольшую течь из правого баллона. Шипит снизу; но травит несильно. За ходовой день можно и не заметить. С учетом многократной защиты поплавков, пока не стали этим заботиться. Ждем; попутно изучаем новые фото-видео-камеры, пауэрбанки, смартфоны и пр.,  что оказались в походе с нами первый раз.

Во второй половине дня – ожидаемый дождь. Все окрестные комары теперь собрались под тентом палатки. Сплошной многорядный комариный слой, мешающий свету проходить вовнутрь.

15 июля. Ветер чуть поменьше, 6-8 м/с. С утра дождь. Выход 13-30. Народ слегка бухтит, не понимая разницу между вчера и сегодня. Однако – ветер явно слабее; хотя и сыро, конечно. Но скорость – 13-15 км/час, а вчера она (скорость) была бы на 3-5 км/час меньше.

Дождевые заряды, на 30 минут, на час. Иногда – почти ливни; но тепло, градусов 18-20. Можно идти.

20-30 – становимся перед мостом неподалеку от пос. Ключи, на островной отмели. Старые медвежьи следы; комара тут существенно меньше. Прошли около 100 км; медленно идем; я рассчитывал проскочить реку за 5-6 дней. Однако, осталось километров 200; это 2 ходовых дня. А уже – 4 дня на переходе. Погода пока что не сильно благоприятствует.

16 июля. Утром – ослабление ветра, метров до 3-5 в секунду. Направление – то же, с-в. Утренний дождь; выход – около 12-00.

На переходе – сильные уже дожди, ливни. Нехолодно опять, около 20 градусов. Иногда хорошо становятся видны окрестные вулканы – Ключевской, Толбачик, Шивелуч. Становимся в 20-30 в одном переходе от моря – перед т.н. «Щеками», на левом берегу.  Около 100 км переход.

17 июля. Ночью и утром – дождь, к обеду – просто морось; к вечеру – становится сухо. С обеда начинаем заниматься лодкой перед выходом в море. Ставим мачту и окончательно все укладываем. Теперь уже не будет ни мостов, ни ЛЭП, пришла пора и для мачты с парусами. Находим наконец течь в баллоне – тонкий прокол основной камеры (как иголкой), причем – по днищу, через дублирующий защитный слой. Чудеса, да и только. Клеимся; попутно приводим в порядок слегка амортизированные самонадувные коврики. Приходят знакомиться с другого берега рыбинспектора; как обычно, пугают бродящим по их берегу  медведем. У нас нет даже следов; но переплыть 300 метров медведю ничего не стоит. Однако, мы не на ручье стоим; поэтому – если медведь появится, то просто пройдет мимо, не задерживаясь. Обычное дело. На блесну с берега – одна поклевка за час; сошла первая приличная рыба.

18 июля. Туман. Морось с утра, потом начинает проступать солнце. Сушимся основательно, не торопясь – к вечеру успеем в Усть-Камчатск, но ничего уже не успеем в самом поселке.

Выход – около 13-00. Солнце, жара, штиль. Проходим Щеки. Очень красиво; снежные языки, сползающие в распадках в обрамлении считай, что тропической растительности; много чаек, но рыба на блесну не идет. Сразу после Щек – заметное похолодание (от 25 до 15 градусов) и встречный ветер. Река разливается; начинаются низкие островки и мели.

Встаем напротив Усть-Камчатска, на правом берегу. Тут есть заброшенный поселок, который ныне используется только в качестве дачного или летнего рыболовного пристанища. На речной струе – сплошные тюленьи и нерпячьи головы, десятки, сотни даже. Прошли около 60 км.

19 июля. Выходим в 11-00 на поиски заправки. Заходим в порт; там находится и заправка, метрах в 100 от берега; очень удобно; а цены – лишь слегка выше (рублей на 5 за литр), по сравнению с ППК. Есть место в канистрах на 40+ литров; но нужно взять бензина больше. Готовим дополнительные емкости из освободившихся от пива бутылок; заливаем 60 литров: итого, имеем перед выходом в море 90 литров. В порту нас (как и раньше, на стоянке перед Щеками) пугают накатом и выходами-заходами в устья рек. Говорят, что и сами на мощных моторах не всегда могут выйти, и иногда возвращаются; а также и о том, что каждый год какое-нибудь судно (довольно крупное) не вписывается, и его выбрасывает на мели; так вот, через месяц-другой, от него на берегу не остается ничего даже обломков – все прибирает океан. Последняя история, что мы слышим – про прошлогодний заход японской рыболовной шхуны, тонн на 30-50 водоизмещением. Вот, от нее-то и не осталось уже никаких следов на берегах.

…В магазинах докупаем сигарет, немного пива и крупы (совсем немного, поскольку основное уже закуплено… однако Сережа считает, что еды мало, а он привык кушать много и часто; обещанной ему добычливой рыбалки пока не случилось; поэтому идем слегка на поводу). Однако, мы  не попали в Усть-Камчатский «хлебный день»; поэтому остаемся с одной буханкой хлеба перед морем. Ничего, у нас муки достаточно.

Пытаемся узнать телефон пограничного поста (в т.ч. по интернету), чтобы доложиться; местные его не знают, или не говорят; по рации на 16-м и 11-м каналах нам никто не отвечает; сам пост в глубине суши по другому берегу мы видим (думаем, что это – он, т.е. пост); ну не идти же теперь 5 км пешком, чтобы рассказать о себе. По-любому, мы проходим в прямой от него видимости, ни от кого не скрываясь; нашу яркую лодку при отличной видимости не заметить невозможно; однако, рация молчит. Демонстративно становимся на ночь на косе перед морем практически напротив этого поста, а рацию не выключаем, иногда пытаясь вызвать местных «лебедей». Демонстрируем – вот они мы; нам от вас, по большому счету, и не нужно ничего, поскольку Камчатка теперь – не погранзона; но если вы к нам что-то имеете, то – пожалуйста; приходите, вызывайте, или хотя бы отвечайте. Результат – тот же. Тишина. Ну и ладно.

17-30, ставим лагерь; беру спиннинг (включенную рацию – сую в карман), и иду метать блесну. Есть неплохие омутки, рядом с основной струей; а отлив-прилив, здесь, похоже, суточный. На блесну цепляются колюшки в неимоверном количестве, и мелкая камбала; однако, есть признаки присутствия и крупной рыбы. Нерпы с тюленями не зря здесь тусуются почти вплотную к берегу.

Попадаются две чавычи, кг по 3,5-4; одна явно – с икрой. Хорошо; до этого рыба на реке ловилась только «на мешок», т.е. сама по себе – подъезжали рыбаки, предлагали рыбу (взять, а не купить); мы брали по одной штуке несколько раз; ну кто же предложит икряного лосося!? … таким образом, попробовали и нерку, и кижуча, и кету, и чавычу; однако, «свое» всегда вкуснее. Хлеб-масло есть; жарим-парим-солим; все выходит отлично.

Возвращается с прогулки Сережа; говорит, что полно медвежьих следов, но не здесь, и в километре-другом, около очередной протоки.

20 июля. 11-00. Выход в море; на рации – тишина, несмотря на очередные попытки вызова с нашей стороны. Прогноз на первые двое суток от Windy и Ко благоприятствует (3-4 м/с ю-в и волна 0,7-1,0 м). На третий-четвертый день обещан небольшой шторм, с волной до 2,2 м). Волна сейчас на баре – соответствует прогнозу; ветер – не более 2 м/с. Идем на моторе, поскольку сначала нам на в-ю-в, километров 40.

Пасмурно, без дождя. Весь день такая погода. Вода, наконец, становится прозрачно-бирюзовой. Ну, здравствуй, Тихий океан! Течение пока слабо-попутное; скорость на полных оборотах мотора – 11-12 км/час. Идем в ночь – сразу же, без разведки; уж больно тихо и по прогнозу, и по факту.

Ночью ветер стихает полностью. Видимости почти никакой – ни луны, ни звезд; однако, это часа на 3-4 всего. Идем по картам и навигатору, огибая мысы на расстоянии 2-3 км. На мелях разрушается накат, и нас начинает качать; волна тут – до полутора метров.

Скорость сбавляем до 5-6 км/час, чтобы мотор работал тихо, и в случае чего на принятие решения оставалось бы времени побольше. Однако, при попытке спрямления между мысами – несколько раз встречаем одиночные скалы, проявляющиеся из темноты после огибания очередного мыса. Уходим дальше от береговой линии.

21 июля. Светает потихоньку. Мы уже подходим к лагуне реки Озерная; около берега – мелко, и гладкий метровый накат превращается на мелях в 2-2,5 метровые острые валы; по возможности огибая неприятные участки, идем дальше.

Попадаются небольшие реки; в устьях их крупные и мелкие медведи в компании себе подобных ловят рыбу, причем вполне успешно. Жаль, качает; освещение – никакое, и качественно снять это действо не вышло; не вышло снять и групповую охоту касаток (метров 500 было до них, до основной стаи из двух крупных самцов и десятка самок и молодняка).

Проходим в лагуну через вполне приличный прибой, огибая рыбачьи сети; уже утро, мы сутки в море, поэтому вполне хватит для первого раза, тем более, что рама катамарана нуждается в осмотре и обслуживании, после первой встречи с волнами. 11-00, встаем внутри лагуны. Ровно 24 часа; прошли около 240 км. Вполне неплохо для первого морского выхода.

Погода неплохая; но идти дальше не стоит. Быт пока не налажен, и максимум, что можно себе позволить – это сутки в море. Ставим лагерь; весь берег в свежих медвежьих следах Встречи неизбежны; уж больно место похоже на рыбное; хотя в устье реки – рыболовный поселок и несколько МРС на якоре, медведей это не должно остановить.

В реку идет горбуша; подъехавший на моторке рыбак подтверждает, что кроме горбуши сейчас в лагуне ничего нет; а медведей тут бродят стаи. Обещает привезти несколько буханок хлеба, и через пару часов выполняет обещание, привезя несколько буханок самодельного ржаного хлеба. Медведи пока резвятся вдалеке, на глинисто-песчаном обрыве, метрах в 500 от нас.

…Горбуша на блесну вполне цепляется; берем только икряную, горбылей отпускаем.

Вечером, уже в темноте через лагерь проходит сначала один, потом второй медведь. Взрывая петарды и покрикивая, мы лишь слегка подправляем траекторию медвежьей прогулки – метров на 20. Костер местным медведям совершенно по барабану; а идут они в устье реки; и ходят так каждый день, пока идет рыба. Мы им мешаем. На конфликт они не нарываются; но и от привычной тропы не отступают. Часам к трем ночи медвежьи прогулки заканчиваются; все прошедшие через нас на мыс уходят обратно в распадки.

22 июля. Продолжаем стоять. Рыбаки принесли штормовое предупреждение – к вечеру; но уже и сейчас ю-в ветер около 8 м/с, а накат усилился. Стоим. Ловим рыбу. Сережа отошел от лагеря метров на 50 в густую растительность задрать лапку – там встретил сразу 4-х крупных медведей, разлегшихся на травке. Завидели Сережу – удивились и нехотя ушли в сторону обрыва.

Еще один гость, рыбак – с буханкой белого хлеба. Теперь будет с чем есть соленую рыбу и икру.

В море же штормит; плюс, начался дождь. Ночью медведи не беспокоят.

23 июля. Ясно; ветер поменялся на западный, и усилился до метров 12 в секунду. Дует – с берега; но очень сильно. Пока ждем.

17-00 –выход; с трудом на небольшом затишке сумели отойти от берега; дальше все пошло нормально. Обогнули косу и вышли в море; идем на двух полках рифов на гроте и стакселе в галфвинд, со скоростью 12-15 км/час, часа три так идем; потом ветер начинает ослабевать, и к закату полностью прекращается. Дальше идем в ночь на моторе. Небо ясное, ночь будет светлая.

24 июля. Тихая ночь; звезды; метеорные следы; один раз – яркий метеоритный росчерк, на все небо светящаяся полоса. Пролетает орбитальная станция. Выглядит она на небе крупнее и ярче любой планеты; думается, МКС. Движемся к острову Карагинский.

Иногда включают небольшой ветер; тогда удается пройти по 12-15 км под парусами.

К 11-30 мы оказываемся примерно в центре западного побережья Карагинского, в устье небольшой прозрачной реки. Сопки, поросшие кустами и небольшими деревьями. Очень живописно, особенно на ярком солнце. Река вскипает от горбуши; медведей не наблюдается, даже следов. Стоим, значит, здесь. Переход около 215 км.

25 июля. Решаем постоять в отличном месте. Ловим горбушу (по-быстрому вытащили 3 штуки и на этом успокоились), в море же на блесну попадается некрупная камбала (грамм по 200-300), фотографируем, гуляем; жарим блины, горбушу и камбалу. Икры полный котелок набрался; за один раз не съесть даже с блинами.

К вечеру начинается теплый дождь.

26 июля. Пасмурно с утра. Морось. Туман. Выход в 14:00. Дальше нас ждет мыс Говена J, но за один переход мы туда не собираемся – до него еще километров 179, хотя и вдоль островной цепи. В море встречаемся с рыбаками. Они говорят о штормовом предупреждении; тем более, стоять снова на Карагинском. Проходим лагуну «Бухты Ложных вестей». Тут стоит и промышляет основная рыболовная флотилия – кораблей 20, в основном, МРС. Но есть и плавучая база; она держится подальше в море, километрах в 15 от берега. 

Поскольку не торопимся, то максимально используем парус, хотя скорость мала – 5-6 км/час; потом ветер все-таки выключают, и мы уже идем дальше на малых оборотах мотора, с той же скоростью. Пора начинать экономить бензин.

23-00 – заходим в устье реки неподалеку от северной оконечности Карагинского. Течение в устье на отливе – километров 7-8 в час; поэтому заходим медленно и с трудом. Но место симпатичное; опять тюленей много, а медведей нет. Будем шторм здесь пережидать.

27 июля. Да, шторм с юга, серьезный. Море все в пене; но нам уютно, потому что лагерь установлен в распадке, в ветровой тени. Тюлени резвятся в лагуне на отливе; я отлавливаю трех икряных горбуш – зряче, видя их, пристроившихся под катамараном, минут за 10. Попадается то ли морской черт, то ли дракончик. Деревьев нет; есть только кедровый стланик. Кстати, приливы здесь уже полусуточные.

28 июля. Шторм продолжается. Ждем. Ясно. К вечеру – стихает до 4-5 баллов. Скорее всего, завтра выйдем. Вечером жарим оладьи – конечно, под икру.

29 июля. 2-3 балла, юг. Наката с нашей стороны почти нет, поэтому выходим 9:30 без проблем.

Ветер быстро выключают; но удается пройти под парусом километров 30-40. Дальше – моторим; однако, опять, на час-полтора иногда попадаем в ветровую полосу, и тогда проходим опять по 10-12 км под парусами. Несем впервые полный грот, все его 12 с половиной квадратов. К 5 вечера раздувает баллов до 3-4; по прогнозу так и должно быть; утром же обещают ветер северный и с дождем (по прогнозу). До Говена еще 60 км. Рифимся на первую полку.

Опять идем в светлую ночь; волна же в сулойных местах потихоньку увеличивается до 1,5-2 метров. Яркие фосфоресцирующи пятна за кормой. Подходим к Говену примерно к 23-30; ожидаемое бурление имело место, но было вполне терпимым (до 1,5 м).

30 июля. В 3 утра (как по заказу) включили северный (встречный) ветер и дождь, через некоторое время перешедший в ливень. На берегу в устьях ручьев – большие камни; при нашем приближении эти камни начинают двигаться и оказываются опять медведями J.

В 8-30, пройдя километров на 60 за мыс, встали на стоянку в уютной бухте, не дойдя немного до бухты Лаврова, где говорят, очень хорошо. Но и здесь – бухта более чем зачетная. Тихая, в окружении высоких гор со снежниками. Заброшенный рыболовный поселок. Водопадик. Медвежьи следы. Много дров. Ставим первым делом чум, и устраиваем в нем завтрак.

Спим до вечера под звуки дождя. 230 км за 23 часа. Дождь к ночи выключают.

31 июля.  Облачно с прояснениями. Слабый ю-з, 1 балл. 12-00 – выходим из бухты; накат серьезный, но выход из бухты удобный. Идем на моторе в сторону Пахачей. До них около 160 км.

Вечером (20-30) встаем в лагуне реки Соболиная, не дойдя до Пахачей километров 45-50. Вход в лагуну оказывается частично замыт, т.е. всего-то 10 метров шириной вместо 200 (по картам). Проходим через валы; лодку в устье волной сбивает с курса, и мы подходим к пляжу; пару десятков метров по узкому руслу приходится провести катамаран на бечеве.

Мелкая лагуна; но горбуши много. 4 штуки за пол-часа. Более чем достаточно. 110 км за 9 часов.

1 августа. Солнце. Бутылка коньяка от Лены – сегодня у меня как бы день рожденья. 12-00 – выход. Раздувает до 4 баллов с юго-востока. Волна опять разгулялась до полутора метров. Идем на первой полке рифов; шустро идем. В море суетятся МРС; очень много сетей. А у нас внезапно рвется заводное кольцо, литое н/рж, 4-мм толщиной – на наветренной ванте. Блин; ситуация совершенно нештатная (но на подобный случай  мы были слегка подстрахованы). Мачту держат заведенные заранее дубляжи; но нужно срочно заводить новый тросовый талреп. Меняем галс, ложимся в управляемый дрейф; Сережа заводит страховку, я в это время с трудом стараюсь увернуться как от сетей, так и от слетевшихся посмотреть на экзотическое зрелище железных МРС; а нас несет потихоньку к берегу.  Наконец тросовый талреп заведен, и мачте уже ничего не грозит. Ложимся на курс, сопровождаемые криками рыбаков «дескать, там, на баре, все сейчас нехорошо». Подходим к бару; осматриваемся; находим проход (идти придется против ветра), запускаем мотор и входим через сулой в лагуну. Там все тихо, только ветер дует. До окраины поселка – еще километра полтора идти лагуной. Встаем рядом с рыболовной базой – не на стоянку, а просто узнать, что тут где. Оказалось, что все блага цивилизации (включая погранзаставу) находятся в поселке, а нам отсюда никуда идти не нужно. Все само образуется, и прямо здесь. Александр и Виталий, местное рыбачье начальство (от ООО «Дельфин», здесь у них летний пункт), за чаем предлагают не только снабдить нас всем необходимым, но и выделяют пустующую бытовку с электричеством и обогревателем. А заодно показывают, где тут у них душ. В общем, более чем шикарный подарок. От продуктов мы пробуем отказаться – есть все, кроме хлеба; но не тут-то было. Рыбные и мясные консервы, конфеты и сливочное масло как-то сами оказались в пакетах; пакеты эти предназначались нам. Кроме того, нашелся и бензин. К нашему удивлению, после ожесточенной торговли с хозяином бензина (пожилой человек, местные представили его бывшим местным олигархом, и называли «Чимба») и договоренности о 80 р за литр, Чимба брать деньги за 50 литров наотрез отказался. Вообще, не день, а сплошные подарки.

Еще один «подарок» нас ждал ближе к ночи. Приехали пограничники; сказали, что мы нарушители пограничного режима, который действует здесь уже 2 года (по нему – любое судно, выходящее в море, обязано доложить об этом на погранзаставу или пост), и после консультации с начальством объявили, что нас нужно оштрафовать. После заполнения своих бумаг о «нарушении» (на это ушло часа три), мне их наконец вручили; теперь следует оплатить 500 р по приезду домой. Попутно я пробовал связаться с заставой по рации, чтобы поговорить с начальством; попытки оказались опять тщетными. Только после телефонного звонка прапорщика Максима, наконец, дежурный что-то буркнул мне в ответ (очень громко, как будто находился рядом, но более чем невнятно), и тут же снова отключился J. Перед своим уходом пограничники говорят, что мы выполнили необходимые формальности, и дальше можем идти спокойно, только созваниваться с постами при заходе и отходе. Дают телефоны ближайших постов. О всех подобных приключениях (как и о разрыве заводного кольца) я напишу подробнее, в полной версии отчета. Сон в теплом домике. 45 км за 3 с половиной часа.

2-3 августа. Шторм, дождь; рыбаки еще вчера собирали свои промежуточные плавсредства, на которых они транспортируют рыбу в лагуну, и снимали сети, чтобы их не замотало штормом. Говорят, что шторм этот уже четвертый за месяц; а обычно – их бывает за весь июль и первую неделю августа один-два. Ну, для нас это – третий уже шторм. Дождь; прогулка по поселку; небольшая закупка (кофе, немного сладостей, майонез-кетчуп, а также банка моторного масла). Дует баллов 6-7, с юго-востока. Прибой разбивается далеко в море; но на пляж все равно приходят вполне серьезные валы. 4-го августа шторм должны выключить. За эти два дня мы все катамаранное починили, включая даже древнюю нужду (консоль рулевого устройства).

4 августа. Утром появляется солнце. Ветер – балла 3, восток. Вполне ходовой. 15-00. Очень теплые проводы, с прощальными напутствиями – собралась вся артель, человек 50-70. Проходим бар под стакселем и мотором, дальше ставим грот (на одну полку рифов для начала); идем в бакштаг на мыс Олюторский. Идем весь день и всю ночь. Всплывает в сумерках пару раз кит, демонстрируя свой светлый с темной окантовкой хвост шириной с наш катамаран, пускает фонтан; снять, увы, не успели.

5 августа. Ночь светла; вода опять фосфоресцирует, опять пролетает МКС; всходит луна, и звезды блекнут. Ночью – штиль; идем под мотором. Днем ветер иногда включают; тогда удается снова идти под парусом. Олюторские горы по берегам, до километра высотой, с них снеговые языки. Много снимаем. В 20-00 подходим к о. Богослова; здесь – три глубоких удобных бухты – Петра, Павла и Наталии; меньший крюк – до бухты Павла; в нее и идем, в ней и становимся. Отличное место; неподалеку – водопад; рядом – еще небольшая река; травяная площадка. 300 км за 29 часов.

6 августа. Солнце. Утренний туман. Сползает по склонам, не окутывая все вокруг. Ветер ю-ю-в, 1-2 балла. Прогулка по реке, по соседнему ручью, на котором водопад. Находятся грибы – подберезовики и подосиновики. Медвежьи кучи, плюс кучи от неведомых травоядных. Похожи на лошадиные; но очень уж большие. Бизоны-мамонты, что ли, тут бродят J?

Месиво из рыбы на водопаде; среди горбуши – несколько более крупных рыбин, кг по 3-4; две из них – ярко-красные с темно-серой головой. Видео и фото сессии; снимаем и рыб на водопаде, и тюленей в лагуне. Рыбы прыгают в струю, и падают обратно; выше водопада – нет пока рыбы; пройдут дожди, уровень омута поднимется, а струя будет более ровная, должны лососи сюда подняться. Устраиваю охоту на красного лосося – прицельно за ним гоняюсь по омуту. Со второй попытки – есть!

Портится погода; спускается туман; ночью – штиль и морось.

7, 8 августа. Ночью – начало дождя; дождь весь этот день и весь следующий. Поднимается ветер, баллов 5, в-с-в. Миллиметров 70 осадков за двое суток.

9 августа. К утру – стихает ветер, до 1-2 баллов. Восточный. Выход в 10-00; появляется солнце. Пока сквозь дымку, но позже – все ярче и ярче. Несем парус; но помогаем мотором; скорость – километров 12 в час. Идем на Хатырку. До нее около 200 км. Получаем прогноз на Хатырку от Артема; по нему – слабый ветер с востока, 2-3 узла на ближайшие двое суток, и без осадков; да, пока похоже

10 августа. Ясная лунная ночь; к утру – туман. Подходим к Хатырке. Все в тумане; 10 утра. Видимость – не более 200 метров. В интернет телефоны снова не выходят. Связываемся по телефону с пограничниками. Говорим, что не можем в тумане пройти бар, и в Хатырку не пойдем. Говорим, что идем дальше, на Беринговский. Дежурный прогноз не знает, но туман тут стоит по двое-трое суток.

Идем к мысу Наварина, в Анадырский залив, по штилю и туману весь этот день.

11 августа. Ночь темна; штиль, туман. Вокруг булькают моржи; на Сережиной вахте морж не захотел нырять; катамаран прошел в метре от него. Морж недовольно хрюкнул и проводил нас непонятным взглядом – только глаза сверкнули в отсвете Сережиного фонаря. Встречное течение; на полном газу (да еще парусом удается помогать, потому что ветер иногда около 1-2 баллов включают с запада) – скорость 6-7 км/час. Перерасход топлива опять пошел. Много фрегатов попадается; идем километрах в 15-20 от берега. Вдалеке вижу спину кита, и фонтан.

Светает. Туман по-прежнему, ветра почти что нет. Перед Навариным с нашей, западной стороны на якоре стоит довольно большое судно. К 13-00 доходим до мыса, и проходим пару километров за мыс.

Неожиданно попадаем в ветровую полосу. Сначала – 2 балла с запада; потом – 3; через 10 минут – уже 5. Роняем грот, оставляя на мачту небольшой его клочок, метра полтора квадратных. Затем – 6,7 и более баллов. Все в пене. Сплошняком. Выходим из туманной полосы на солнце. Фантастически красиво, и жутковато – одновременно. Запускаем мотор; против ветра напрямую идти бесполезно; можно лишь идти вдоль берега, почти к нему не приближаясь. В 200-300 метрах от высоких обрывов (метров по 300-400), волна более полуметра, а гребни начинаются сразу же, в метре от наветренного берега. Совершенно не защищают высокие сопки от ветра; а в распадках между ними – вообще, реальный адский ад.

Ставим шверт, чтобы уменьшить дрейф; так и ползем вдоль обрывов. До ближайшей бухты (Грейга) и пляжей – еще километров 10-12. Мы их идем часа два, постепенно подбираясь к береговой линии; совсем близко не подойти, потому что скалы из воды торчат. Весь этот проход снимаю на экшн-камеру; ее постоянно заливает летящей водой.

Доходим до бухты Грейга. Крупногалечный пляж, бульники размером с кирпич. Склон – градусов 20; но выбраться можно. До следующей бухты (Гавриила) – еще километров 7-8; однако, сопки снижаются, и в море – плохо совсем будет. Рискованно идти. Из лагун ветром выдувает столбы воды, вместе с сотнями чаек. Чайки не могут лететь против ветра, прижимаются вплотную к волнам, и повторяют нашу траекторию, пытаясь забраться обратно в лагуны, откуда их снова выдует.

Высадились мы, тем не менее, в коротких сапожках, не замочив ноги. 15-30; 430 км за 53 часа.

Костер, лагерь, сон. Ветер не стихает.

12 августа. Ветер за ночь чуть ослаб, но изменился почти на 180 градусов – северо-восточный, почти что шторм – баллов 6. Грохочет прибой; мы гуляем по живописным окрестностям. Переменная облачность. Кречеты, сурки, евражки. Кости и черепа моржей; китовые ребра и позвонки. Гаги, гагары, гуси, чайки; нырки пляшут в гребнях волн.

Грибы, горбуша, попалась и еще одна красная рыбина с черной головой. Одинокий медведь промышляет на дальнем ручье; сразу же ушел, как обнаружил людей. К вечеру с-в до 2-3 баллов; накат будет долго успокаиваться – до другого берега залива более 400 км.

13 августа. Ветер с-с-з, 2 балла, накат 1+ м. Выйти можно. Но – очень осторожно. 12-00. Выждав момент между валами, резко стартуем; грот на первой полке, должен помочь; сработали слаженно, и к первому отвесному гребню пришли штевнями. Дальше – проще; идем вдоль берега, постепенно от него отдаляясь. Мотор впервые не хочет заводиться; но ветер пока есть, хотя почти что встречный и слабый. На запуск мотора ушло чуть не час (бензин плохой дал сопли в карбюратор; пришлось его слить из карбюратора в конце концов, а свечу обжечь паяльной лампой). Завелся все-таки; дальше пошли против ветра под мотором на малых оборотах, помогая парусом. 7-8 км/час. Бензин экономим.

У мыса Военных топографов на мели - разбитый большой траулер. Проходим фантастическую скалу Фаддея, посматривая на лагуну; замыт вход, а пляж крутоват.

Доходим до следующей лагуны, где должен быть вход (по картам). Замыло и здесь промоину. Но нужно выбрасываться. Пора уже. Неожиданно накат у самого пляжа становится мощным; и нас слегка прикладывает; Сережа стоит по грудь в воде; но лодку одерживаем, разгружаем и вынимаем на некрупную гальку. Перекатываем лодку метров 30 до озера Утиное, грузимся и встаем во внутренней части. Красота вокруг неописуемая; сопки, скалы, прозрачнейшая лазурная вода. Тысячи чаек и других птиц – будто метель иногда поднимается над лагуной. 20-30. Полностью безопасная стоянка. 50-60 км, почти 9 часов.

14-15 августа. Шторм с севера,  баллов 6-7. Мощный накат, 2+м. Переменная облачность. Мы в закрытой лагуне, и под прикрытием сопок. Нас на берегу этот шторм не касается. Опять над голубой лагуной поднимается метель из чаек; золотой корень, дикий лук; в лагуне – полно отжившей свое горбуши (как-то она сюда просачивается, скорее всего, во время штормов).  Сергей идет на прогулку в сопки и там  гоняется за медведем, устроившим свое лежбище по Фэн-шуй, на каменистом склоне, ближе к вершине. Медведь, естественно, уходит J. Я обслуживаю мотор, во избежание плохого запуска в дальнейшем. Заодно устраиваю рукотворный бассейн в месте, где вода сочится под склоном – в лагуне вода солоноватая. Углубил ямку, и выложил дно галькой. К вечеру 15-го ветер начинает стихать. Иду посмотреть на логово медведя-философа; ушел медведь куда подальше; спугнул его Сережа. Прогулка по скалам вдоль обрыва; фото птичьих базаров.  

16 августа. Накат уменьшился (около 1 м). Можно выходить. Ветер с-з, 2 балла пока. 8-00 -  перекатываем катамаран на линию прибоя; сборы вышли короткие, уложились вместе с переправой через лагуну и перекатыванием лодки часа за полтора вместе с завтраком. Усиление ветра до 4-5 баллов; метровая и больше короткая встречная волна, слегка попутное течение – ползем 6-7 км/час. Очень некомфортно идти. Впереди – пос. Беринговский, куда нам придется зайти на дозаправку.

13-00 – заход в неглубокую протоку Лахтина. До Беринговского отсюда пешком км 12-13; напрямую – около 6. Но в порт идти –неправильно; там крупные корабли стоят, да и неизвестно, есть ли там удобное место для нас.

Включили телефоны. Интернета мобильного опять нет (закончился в Усть-Камчатске). Зато десяток звонков от всевозможных пограничников – от Пахачских и Беринговских, от Хатырских и даже Мейнепыльгынских J, с которыми мы уж никоим образом не контактировали, и не собирались туда даже. Блин, а история-то опять повторяется; на нас снова выписывают штраф, причем делают это часов 5 J и с большим удовольствием. Бодаться неохота; едем в поселок на пограничной машине, покупаем хлеб, пиво, немного алкоголя и сигарет. Договариваемся о бензине (завтра привезут 35 литров, до Анадыря хватит с запасом; уж больно часто северные ветра теперь стоят). 40 км за 4 с половиной часа; первый час летели 15 км/час. Палатка на поляне; кухня в заброшенном балке.

17 августа. Дневка; в море – опять 4-5 баллов встречного с-с-з. Подъехал бензин; Сережа с Леной отправляются на машине в поселок.

18 августа. Выход в 7-00, ветер с-з 2-3 балла. До мыса – вполне можно идти. Проходим бухту, фотографируем корабли. За мысом – усиление опять до 4-5 баллов; опять позавчерашняя история начинается. Однако, через пару часов ветер сдулся; снова 2-3, потом – 1-2 балла. К вечиру – считай, что штиль. Но встречный. 21-30 – заходим в лагуну Тымна. Брошенные балки, берег – удобный. Костер, лагерь, сон. Ночью – усиление ветра до 5-6 баллов (прямо по прогнозу). Переход 140 км.

19 августа. Ждем ослабления встречного з-с-з ветра. Море – опять в пене; лагуна – тоже; однако, тут мелко у берегов, плюс ветер немного с берега; негде накату разгуляться. Лишь бы ветер подвыключили. К вечеру – должны выключить.

Гуляем, собираем княженику и недозревшую бруснику; фотографируем дальние лежбища тюленей (крупные лежбища, многие сотни особей. Выглядят – как груда камней на песке.

17-30 – немного стих ветер; выход. Приливное течение; пока – встречное, идем 2-3 км/час против него; выйдем из лагуны в море – будет попутное, т.е. в Анадырский залив.

Солнечно; ветер начинают выключать. Идем уже по течению 11-12 км/час. Идем в ночь; пора бы уже и заканчивать путешествие.

20 августа. Ночь светла, хотя и безлунна.  Входим в Анадырский лиман, и прижимаемся к северному его берегу, заходя повыше на ветер. Правильно делаем, потому что ветер начинает усиливаться, все тот же з-с-з. Северное сияние озаряет небосвод. Любуемся его переливами; под самое утро всходит серп луны. Ветер теперь включают восточный, т.е. нам попутный; но уже его 5 баллов. Мощное отливное течение; километров 10-12 в час на струе; под парусами и мотором – иногда стоим практически на месте. Подходим ближе к берегу, где течение слабеет, и начинаем двигаться 12-13 км/час. Включаю телефон. Опять посыпались звонки от пограничников. Говорю Анадырским «пардоньте, но мы еще в море, и тут довольно весело; через часок-другой сам перезвоню». Выключаю телефон.

5-00 – становимся на городской лодочной станции. Появляются погранцы. Нет, штрафовать нас им уже надоело J. Лекция нескольким пограничникам о возможных последствиях глобальных климатических изменениях, относящихся к Чукотке.

Знакомимся с местными жителями. Один из них, Александр, приглашает нас в свой балок; разобранную же лодку можно временно положить в его складской контейнер. Огромное спасибо! Везет нам на хороших людей все-таки. Разборка лодки, сушка всего, упаковка. К вечеру – все разобрано и упаковано; мы – в балке, а снаряжение – в контейнере. Продуктов и газа осталось еще недели на 2; оставляем гостеприимному хозяину балка.

Небольшой праздничный ужин; созвонка с домом и ФСТ; сон. 105 км за переход

21 августа. Покупка билетов; сдача лодки в перевозку.

22 августа. Мы – в аэропорту. Рейс откладывают на неизвестное время. Объявление одного из работников а/порта; «Товарищи! Уважаемые дамы и господа! Капец, самолет сломался» (С). Прямо минут за 5 до вылета. Товарищи, дамы и господа были, в основном, чукотские, поэтому в обморок никто не упал J. Никто даже билет не побежал сдавать. Привыкли.

23 августа. Небольшая гостиница неподалеку от аэропорта. Сережа улетает на Магадан, откуда он собирается добираться до Москвы автостопами и прочими оказиями, экономя и приключаясь одновременно; ну не хватило ему развлечений, а время еще есть J. Мы с Леной гуляем и пьем потихоньку пиво.

20-00 чукотско-камчатского времени, аэропорт. Мы в самолете. Нам предстоит подождать еще пару часов до вылета, пока лопнувшее колесо заменят на другое, привезенное только что прилетевшим из Москвы пассажирским рейсом J. 24 августа, 2-00 по Москве. Наконец, мы с Леной в Домодедово. Я вызываю такси; Лене предстоит еще менять пропавший билет в Екатеринбург и лететь домой. Сережа в это время приключается в каких-то своих персональных ибинях, на трассе между Магаданом и Якутском.

Поход явно удалсяJ.

 

Координаты стоянок и график движения

Примечание. Точность определения положения с помощью указанных координаты может составлять 100-200 метров, в зависимости от картографической проекции.

 

Дата, день похода

Коорд пункта,  град. с.ш., в.д./

время выхода, ч:мм

Координаты/время прихода или стоянки, град. с.ш., в.д./чч:мм

Пройденное расст., км/ход.часы

Погода

12.07.17

1

П. Мильково

54.678951, 158.627296 / 11:00

хз 55.329178, 159.352995 / 21:00

160 км/ 10

Ясно, штиль, +27 ºС

13.07

2

хз 55.329178, 159.352995/ 9:00

 П. Козыревск

56.1034497,159.8676533 / 20:30

180 км/ 11,5

Ясно, штиль, 27 ºС. К ночи пасмурно,  с, с-с-в, 5-8 м/с

14.07

3

П. Козыревск

56.1034497,159.8676533

 

0 км

Вынужденная дневка

Дождь, с-в, с-с-в 8-12 м/с, 18 ºС

15.07

4

П. Козыревск

56.1034497,159.8676533/ 13:30

П. Ключи (остров)

56.342223, 160.802123/ 20:30

105 км/ 7

Дождь, с, с-с-в 6-8 м/с, 18 ºС

16.07

5

П. Ключи (остров)

56.342223, 160.802123/ 12:00

Перед Щеками

56.286916, 161.604420/ 20:30

65км/ 8,5

Дождь, с-в 3-5 м/с, 18-20 ºС

17.07

6

Перед Щеками

56.286916, 161.604420

 

км

Вынужденная дневка

Туман, ливни. з, 1-5 м/с 20 ºС

18.07

7

Перед Щеками

56.286916, 161.604420/ 13:00

Усть-Камчатск (старый поселок)

56.228131, 162.486595/ 19:30

65 км/ 6,5

Ясно, с утра 25 ºС, штиль. Вечер – ю-в, 4-6 м/с, 15-17 ºС

19.07

8

Усть-Камчатск (старый поселок) 56.228131, 162.486595/ 10:30

Усть-Камчатск, лагуна

56.214458, 162.494646/ 18:00

 

Дневка, закупки

25 км

Переменная облачность, ю-в 4-5 м/с, 16-18 ºС

20.07

9

Усть-Камчатск, лагуна

56.214458, 162.494646/ 11:00

 

Переход

Облачно, ю-в 3-5 м/с, +15-17 ºС

21.07

10

 

Лагуна Озерная

57.354819, 162.784377/ 11:00

235 км/ 24

Облачно, ю-в 3-5 м/с, +15-17 ºС

22.07

11

Лагуна Озерная

57.354819, 162.784377

Лагуна Озерная

57.354819, 162.784377

0 км

Вынужденная дневка

Облачно с прояснениями, дождь, ю-в-в 10-12 м/с, 15-17 ºС

23.07

12

Лагуна Озерная

57.354819, 162.784377/ 17:00

 

Полудневка (вын)

Переход

Ясно, з 10-12 м/с, к вечеру 6-8 м/с, затем штиль, 15-18 ºС

24.07

13

 

О. Карагинский

58.885026, 163.773887/ 11:30

215 км/ 20,5

Ясно, штиль, 18-22 ºС

25.07

14

О. Карагинский

58.885026, 163.773887

 

0 км

Плановая дневка

Облачно с прояснениями, к вечеру дождь, штиль16-18 ºС

26.07

15

О. Карагинский

58.885026, 163.773887/ 14:00

О. Карагинский

59.109897, 164.293132/ 23:00

60 км/ 9

Облачно, дождь, туман, к вечеру ясно, ю 0-2 м/с 14-16 ºС

27,28..07

16, 17

О. Карагинский

59.109897, 164.293132

 

0 км

Вынужденная дневка

Ясно, ю-ю-в 10-12 м/с

15-17 ºС

29.07

18

О. Карагинский

59.109897, 164.293132/ 9:30

 

Переход

Ясно, ю-ю-в 1-3 м/с, штиль, 6-8 м/с,15-20 ºС

30.07

19

 

Хз за Говеном

60.216614, 166.819304/ 8:30

230/ 23

Облачно, дождь, туман, с-с-з 6-8 м/с, 12-14 ºС

31.07

20

Хз за Говеном

60.216614, 166.819304/ 12:00

Лагуна Соболиная

60.588875, 168.569539/ 20:30

110/ 8,5

Облачно с прояснениями, ю-з 0-3 м/с 15-17 ºС

01.08

21

Лагуна Соболиная/ 12:00

60.588875, 168.569539

Пос. Пахачи

60.549095, 169.207829/ 15:30

45/ 3,5

Ясно. Ю-ю-в 6-8 м/с, 16-19 ºС

02-03.08

22,23

Пос. Пахачи

60.549095, 169.207829

 

0 км

Вынужденная дневка

Дожди. Ю-в 10-15 м/с, 14 ºС

04.08

24

Пос. Пахачи

60.549095, 169.207829/ 15:00

 

Полудневка (вын). Переход

Переменная облачность.

 В 5-7 м/с, 16-18 ºС

05.08

25

 

Бухта Павла

61.098400, 172.352161/20:00

300/ 29

Солнечно, штиль, в 1-2 м/с, 17-19 ºС

6-8.08

26-28

Бухта Павла

61.098400, 172.352161

 

0 км

Дневка. Вынужденная дневка

Солнечно, штиль, в 1-2 м/с, 17-19 ºС, потом  2 суток сильный дождь, в-с-в 8-12 м/с, 10-14 ºС

9.08

29

Бухта Павла

61.098400, 172.352161/ 10:00

 

Переход

Пасмурно, потом солнце, в-с-в 1-5 м/с, штиль, 12-14 ºС

10.08

30

 

 

Переход

Туман, штиль, 12-14 ºС

11.08

31

 

Бухта Грейга

62.333450, 179.155306/ 15:30

425/ 53

Туман, штиль, в Анадырском заливе шквал з-с-з до 20-25 м/с, 12-14 ºС

12.08

32

Бухта Грейга

62.333450, 179.155306

 

0 км.

Вынужденная дневка

Переменная облачность, с-в 10-12 м/с, 12-14 ºС

13.08

33

Бухта Грейга

62.333450, 179.155306/ 12:00

Оз. Утиное

62.713965, 179.615814/ 20:30

55 км/ 8,5

Переменная облачность, с-с-з 4--6 м/с, 12-14 ºС

14,15.08

34,35

Оз. Утиное

62.713965, 179.615814

 

0 км

Вынужденная дневка

Ясно, с-с-з 10-12 м/с, 12-14 ºС

16.08

36

Оз. Утиное

62.713965, 179.615814/ 8:00

Протока Лахтина

(п. Беринговский)

62.994678, 179.275283/ 13:00

40 км/5

Пасмурно, с-с-з 5-10 м/с, 10-12 ºС

17.08

37

Протока Лахтина

62.994678, 179.275283

 

0 км.

Дневка

Пасмурно, с-с-з 5-10 м/с, 10-12 ºС

18.08

38

Протока Лахтина

62.994678, 179.275283/ 7:00

Лагуна Тымна

64.017711, 178.643643/ 21:30

140 км/ 14,5

 

Переменная облачность, с-с-з 5-7м/с, затем штиль, 10-15 ºС

19.08

39

Лагуна Тымна

64.017711, 178.643643/ 17:30

 

Полудневка (вын).

Переход

Ясно; з-с-з 8-10, затем 1-5 м/с; штиль; 10-17 ºС

20.08

40

 

Анадырь

64.735825, 177.529320/ 5:00

110 км/ 11,5

Ясно, в 5-10 м/с, 10-17 ºС

 

Примерные расходы (без авиабилетов; суммы по некоторым позициям приведены с точностью 0,5 т.р.)

Перевозка снаряжения Москва-Петропавловск-Камчатский 23 т.р.

Перевозка ППК-Мильково 12 т.р.

Продукты, проживание 35 т.р.

Ништяки (кому что J) 10 т.р.

Газ для горелок 2 т.р.

Топливо и масло для мотора 13 т.р.

Спутниковая связь 7,5 т.р.

Перевозка снаряжения Анадырь-Москва 68 т.р.

Итого: 170,5 т.р, или по 56,8 т.р. с участника.

 

 

 

Фотогалерея похода:

ППК     Река      Море (до Пахачей)

До бухты Павла    Бухта Павла 

Павла – Наварина    Наварина-Беринговский    Беринговский    До Анадыря

 

Короткие клипы:

НегоКамЧутка  Прощание с Пахачами   Бухта Грейга

 

Путешествия прошлых лет:

2009 Медвежьегорск-Питкяранта     2010 Кулой-Куя-Архангельск      2011 Архангельск-о.Вайгач-Беломорск

2012 Красноярск-Лабытнанги    2013 Киренга –почти Якутск    Паруса над Таймыром-2014 (Якутск-Таймыр-Дудинка)

"Негордый"-2015: внешнее Беломорье   «Негордый» и «Лакка»-2016: из Байдарацкой губы в Мезень

«Негордый»на ютубе (клипы, фильмы и песни)

Краткий путешественный глоссарий :)

Походная нетленка (ППСПС)