Штормовые моря «Негордого» и «Лакка»: из Байдарацкой губы в Мезень

 

Окутаны дымкой далекие горы,

Над океаном мерцает заря.

Уходит эскадра в студены просторы,

Уходит в бескрайни, бездонны моря.

 

Схема прохождения

 

         и нитка маршрута:

Байдарацкая губа (р-н о. Левдиев) - Амдерма – пролив Карские Ворота – о. Вайгач (мыс  Болванский Нос) – о. Долгий – м. Русский Заворот – п. Индига – м. Канин Нос – г. Мезень, всего около 1860 км.

 

Участники по кораблям

 

 «Негордый»:

    Вадим Ракитин - адмирал и капитан; Москва            Елена Маевская – штурман, фотограф; Екатеринбург

               

       

                                                                 

 «Лакка»:

    Артём Казаков – капитан, фотограф; Москва                  Александр Сологуб – штурман, боцман; Екатеринбург

 

     

  

Плавсредства: катамараны типа «Тайфун».

 

                             «Негордый»                                                                      «Лакка»

 

     

 

«Негордый» - 2007 г. постройки; прошел к июлю 2016 г. по разным внутренним и морским водным путям около 14500 км; «Лакка» - 2013 г. постройки; прошел к началу похода около 1000 км.

 

Длина каждого катамарана примерно 6600-6800 мм; ширина 2950 мм; вес пустого – около 130 кг; грузоподъемность – около 450 кг; площадь основных парусов (грот плюс стаксель) 12,7-12,8 м.кв. Дополнительных парусов на слабый ветер не брали; у «Негордого» был взят проверенный штормовой грот 4,2 м.кв.; «Лакка» на случай хождения в штормовых условиях имел две полки рифов на гроте.

Оба катамарана имели по вспомогательному подвесному мотору «Tohatsu3,5L», т.е. с удлиненным дейдвудом. Оба катамарана были оборудованы ходовыми рубками (обе условно - двухместные) моей конструкции. «Негордый» к началу похода получил новую, а на «Лакка» поставили мою старую, испытанную в предыдущих путешествиях и морях.

Снаряжение. Два портативных навигатора; плюс водозащищенные телефоны и планшет, все с GPS-приемником.

Комплект раций LPD-диапазона Motorola не помню какая, для связи между лодками на дистанции, с дальностью действия до 10 км..

Спутниковый телефон Iridium. Рация морского диапазона.

4 солнечных батареи разной мощности, системы стабилизации и зарядки аккумуляторов, 4 пауэр-банки общей емкостью 60 Ач.

Палатки были взяты две, обе с юбками – двушка неизвестного мне производителя, и «Rock-3» производства «Tramp». Кроме того, в качестве коллективного хозблока был взят шатер-чум «Типи-3,5» производства «Снаряжение». Вот они все на фото (снимок со стапеля), слева направо: трешка; чум; двушка.

Спальники – 6 шт, коврики (пенные и самонадувные) – 6 шт, легких складных столика – 2, камбуза ходовых – 2, горелок – 3, газовых ламп – 2; наборы посуды – 2 комплекта, 4 термоса (два под чай, два – под еду).

 

Сразу – как все это пригодилось и как работало.

Лодки – молодцы, все выдержали. Длительные переходы при волне 1,5-2 м и ветре 4-5 баллов; жесткие швартовки на галечных берегах; многочасовые стоянки на прибое. Отдельные небольшие поломки легко устранялись в походных условиях.

Новая рубка «Негордого» оказалась хороша, и испытание выдержала; а вот старая, поставленная на «Лакка», время от времени принимала воду, непонятно откуда. Может, с углов; а может, это был конденсат, или от мокрой одежды/обуви сырость набиралась. В общем, экипаж «Лакка» пытался найти место течи, да так и не нашел; при визуальном осмотре все было в порядке.

С палатками – чуть хуже. Чум «Типи» вполне соответствовал своему назначению. Несколько раз ставили как коллективное убежище или баню.

Двушка Лены была неплоха, но – старовата. Пришлось несколько раз зашивать.

«Rock-3» – была взята вместо моей старой и испытанной экстреалки «Буран-3N», по причине амортизированности «Бурана». Rock оказалась продумана и выполнена неплохо, материал и фурнитура тоже оказались качественные; однако – каркас слабоват (три тонких 8,5 мм дуги), юбка – коротковата и без дополнительных петель, т.е. задраить палатку наглухо не получалось; вентиляционные клапаны – слишком большие и плохо закрывающиеся; отсутствие большого переднего тамбура ограничивало возможности приготовления пищи внутри. Плюс, неожиданно для нас, по шву регулярно подтекал конек (во время продолжительных дождей). В общем, неравноценная замена «Бурану». Обычная неплохая кемпинговая палатка, но никак не экстремалка.

Вся зарядная и солнечно-батарейная техника – все было в порядке, хватало почти на все.

С навигаторами не было проблем. Спутниковый телефон закончился в Тобседе; до этого работал нормально. Ну, об этом – позже.

Морская рация – не пригодилась; не подходили к нам в море погранцы, а к проходящим кораблям у нас не было вопросов.

LPD-рации. Штука, конечно, полезная при путешествии на нескольких лодках. Но мы прозевали с закупкой ААА-батареек, а имевшихся аккумуляторов хватало часов на 5-6 непрерывной работы обоих раций. К концу перехода одна рация, как правило, уже не работала. Поэтому пришлось разработать систему сигнализации, плюс держать дистанцию, каждый раз, в зависимости от условий перехода – разную.  От 100-200 метров при тумане или в жестких условиях, и до километра при хороших условиях. После Тобседы работающая рация осталось только одна, поэтому оставалось пользоваться только сигнализацией, и держать заранее оговоренную дистанцию. Сначала оговаривали дистанцию перед каждым переходом, и корректировали ее по обстоятельствам; позже – все пошло почти автоматом. Приходилось иногда на переходе подходить друг к другу, и вносить коррективы в тактику прохождения. В сложных ситуациях (при проходе узостей, рифов, баров) я обычно шел впереди, а «Лакка» (примерно) повторял мою траекторию. На это была причина. К сожалению, в походе у всех участников, кроме меня, оказалась та или иная степень близорукости, и важные подробности и ориентиры ребята на «Лакка» видели хуже.

 

Подготовка. Маршрут предстоял для «Негордого» не чрезмерно продолжительный и трудный, но – море есть море. Расслабляться нельзя. Плюс, эскадра идет всегда медленнее одиночной лодки. Мы могли только гадать, как все сложится, и по погоде, и по взаимодействию экипажей.

Артём не ходил раньше по морям больше, чем 400 км за один поход; Лена и Саша в прошлом году прошли по Обской губе и Тазовской губе около 1000 км на небольшой яхте, но опыта дальних катамаранных плаваний у них тоже не было. Если с Артёмом мы были лично знакомы, то с Сашей и Леной – нет. Всем, включая меня, пришлось срочно учиться и приспосабливаться. Поэтому мы усиленно общались зимой и весной по телефонам и переписке, а в июне собрались на сбор на Московском море, с лодками и всем снаряжением. Кое-что прояснилось и по снаряжению, и подготовке. Плюс договорились о нескольких точках «бифуркации», т.е. принятия решения. Основной вариант был: старт - мост через р. Кара - Усть-Кара, финиш - Архангельск/Мезень, откуда можно цивилизованно уехать и вывезти снаряжение. Запланировали несколько вариантов сокращения маршрута; основной запасной вариант был – подъем после Вайгача по Печоре до Усинска или Печоры. Точкой бифуркации №1, т.е. местом выбора «основной или запасной вариант» – район острова Долгий (Вайгачский) или Печорское море.

По мере приближения старта выяснилось, что на Полярном Урале стоит жара, и воды в Каре немного. Договорились о старте с побережья моря, из Байдарацкой губы, с территории газокомпрессорной станции. Это в 90 км к востоку от Усть-Кары, и километрах в 10 к западу от о. Левдиев.

 

Дневник похода

8 июля 2016 года. Воркута.

Заезд квартирьеров (Саша и Лена). Груз должен прийти 9 июля, в на следующий день мы с Артемом должны приехать.

Звонок из транспортной компании – вагон с нашим грузом уйдет из Москвы только в субботу, т.е. 9 июля, а придет в Воркуту – 11-го. Меняем с Артемом билеты на 9 июля (приезд – 11-го).

9 июля. Мы с Артемом – в поезде. Транспортная компания сообщает, что вагон ушел с нашим же поездом.

10 июля – едем.

11 июля – Воркута, встреча с Леной и Сашей, обед. Около 15-00 – получение груза. С воркутинцами (владельцами машин) давно оговорено и время получения, и дальнейший маршрут, поэтому быстро грузим два микроавтобуса, закупаем топливо и немного продуктов (овощи, хлеб), и едем по газпромовской трассе в сторону Карского моря. Жара, градусов 28-30. Кара почти пересохла, поэтому нет никакого резона стартовать от моста через нее (100-120 км от моря). Выезд состоялся около 18-00. Останавливаемся, любуемся красотами Приполярного Урала.

12 июля. Долго ездим по территории ГКС (газокомпрессорная станция), потом, наконец, опадаем на правильный КПП, где предъявляем свои пропуска, и получаем разрешение собрать катамараны на их территории. 1-30 – мы на берегу.

Незаходящее солнце, мошка, тепло, купаемся в море. Разгрузка, лагерь, сон.

7-00 – подъем дежурных (мы с Артемом). Кофе, пиво, завтрак, начало стапеля. Стапель предстоит долгий, поскольку у «Негордого» несколько новых узлов, которые пока еще не ставились – ходовая рубка, комплект штагов и вант, новый шпрюйт с тросами и стойкой, который предстоит немного доделать. Плюс обилие вещей, и отсутствие опыта правильной их упаковки и укладки на наши катамараны у Лены и Саши. 25-27ºС, мошка, ветер 1-2 б в-ю-в, ю-в. Ходовой ветер; однако, выйти мы пока не готовы. По жаре – вяло собираемся. К вечеру лодки собраны. Вдалеке в море работает гидрографический корабль («М. Сомов»).

13 июля. Продолжение стапеля, тест моторов, укладка снаряжения, продуктов, топлива, ЗИПа. Очень все рыхло получается, но это всегда так. Не очень хорошо, что сразу же, в первый переход – нам нужно идти в открытое море. Опять жара, опять мошка очень ядовитая. Ветер 1-2 б, в-ю-в. К вечеру настраиваем лодки, уже к переходу. 22-00 – отбой на несколько часов сна перед выходом.

14 июля.  3-00 – выход. Тепло, солнечно,  Ветер 0-1 б, ю-в, уходим под моторами. Через час – 1-2 б, дальше идем под парусами. По погоде идти комфортно, но сильно мешает бардак на борту. Укладка весьма рыхлая. На следующей стоянке доупакуемся. Идем весь день и в ночь. Солнце не заходит.

15 июля. Продолжаем движение в Амдерму. Попеременно – на парусе, и иногда (ночью) под мотором. Пошла зыбь, значит, в Амдерму следует поторопиться. Раздувает к 4 утра, уже 3-4 балла в-ю-в. «Лакка» иногда почти полностью скрывается в волнах – видна одна мачта с парусами, а рубка и даже головы Артема и Саши – не видны. Но волна пока что гладкая.

Неполадка с рулевым устройством у «Лакка». Отстает, рифится. «Негордый» тоже рифится, и скручивает стаксель, чтобы не уходить вперед.

Перед Амдермой, километрах в 30 к востоку от нее – медведь на берегу.

Усиление ветра до 4-5 баллов, уже дует чистый восток, основная волна 1,5-2 м. Заходим за мыс Амдерма, идем вглубь бухты. Встаем на галечный пляж перед поселком на полуметровом накате. Нужно было проходить в бухту еще глубже, но, по словам Лены, бывавшей здесь ранее, там, ближе к поселку – разбитое железо. Позже оказалось, что это не так.

7-30. Трудный выход на накате на галечный берег, швартовка в течение минут 15-20. Несогласованные действия экипажей (впервые вместе работаем в серьезных обстоятельствах), но проблема решена, лодки разгружены, на берегу. Искупались все. Ничего страшного, дальше сработаемся. 245 км переход, из них мотор – около 45 км, остальное - парус, 28 ходовых часов.

Экскурсия в Амдерму Артёма, Саши и Лены (я остаюсь в лагере и занимаюсь лодками и укладкой барахла). В поселке – объявление о бродящем медведе. Звонки домой, по мобильному и спутнику, мобильная связь работает с перебоями. Получение прогноза погоды, ужин, сон.

16 июля. Упаковываемся более основательно под переходы. Уменьшаем объем и количество упаковок.

17-15 – выход. Сырость, ветер по прогнозу 4-6 м/с, с-с-з. Лавировка до пролива Морозова (к о. Местный). Около 21-30 – мы в проливе. Разъясняется. Солнце – на севере, за островом; очень красиво. Проходим пролив на моторах, выходим в море. Ветер – 2-3 м/с, с. Идем под парусом, помогая мотором. Идем на мыс Болванский Нос напрямую, это открытым морем идти около 110 км. Это север Вайгача.

17 июля. Выходим в пр. Югорский Шар. Ветер – с, 2 б. Парус плюс мотор. Рядом с катамаранами – плавники и черные крупные морские животные. Думаем, что это касатки, длина – метров 8-9. (Потом оказалось, что скорее всего, это малые полосатики, или полосатики Минке (киты). Сопровождают нас больше часа, всплывая иногда совсем рядом, до 2-3 метров от катамаранов (катамараны идут параллельными курсами, на расстоянии 10-15 метров друг от друга). Даю команду увеличить скорость. Плавники не отстают, но позже, после пересечения Югорского шара, перестают нас сопровождать.

Ветер –с-в, 2-3 балла, можно идти под парусами в бейдевинд. Договариваемся о дистанции между лодками в 500 м. Ближе – можно.

Потеря болта фермы левого поплавка на «Негордом», ремонт на ходу. Видим Вайгач, подходим на расстояние 2-3 км, дальше идем вдоль берега (последние км 30). Волна около метра, гладкая. Я предлагаю идти дальше, к месту запланированной ранее стоянки на северо-западе Вайгача, в губе Долгая. Или где-то рядом. Народ же хочет больше погулять по метеостанции. Пошел на поводу у народа. Время пока есть.

Около 15-00 – мы в бухте острова. Метеостанция. Знакомство сначала с крачками, затем с метеорологами. Метеорологи Алексей, Юля, Алексей. Приглашение в гости и баню. Обед. Баня. Ужин. Гостеприимство – выше любых похвал. Такое же дружелюбие. Интересный, приятный вечер в тепле и дружеской обстановке. Сон под крышей. Спасибо!

…Лебеди, крачки, гаги, гуси, гагары, кулики. Приятный вечер. Назавтра прогноз обещает с-в 3-4 м/с. Переход 130 км, из них под мотором около 60 км, 20 ходовых часов.

18 июля. Поздний подъем. Завтракаем, фотографируемся.

16-15 – выход. Туман, ветер в-с-в 0-1-2 б. Видимость до 100 м. Идем вплотную друг к другу, 20-50 м. Через 2 часа – выходим из тумана. Солнце, идем под парусом 5-6 км/ч. Восток, немного усилился - до 2 б. Встречное течение 4-5 км/ч. Включаем мотор, заводим буксир, помогаем парусами на обоих катамаранах. Ветер – становится почти встречный, идем в бухту р. Лэмбараяха.

19 июля. Входим в бухту в начале первого ночи. Ищем стоянку. Скалы, очень живописно. Стоянку с третьего раза находим (около часа ночи). Незакатное солнце. Спим до 10-00. Тепло, вода в бухте 18-20ºС. Вода соленая. Переход 65 км, из них под мотором 40 км, 8 часов.

Прогулка к водопаду, а затем вверх по реке. Огромные стаи гусей самых разных видов и окрасов. Река обмелела, рыбы нет. Идем дальше вверх в тундру. Красивые ручьи и озера, но вода мутноватая и очень теплая. Рыбы нет и в них. Прогулялись километров 25. Вернулись по другому берегу. Переправа Артема вплавь за катамараном, перевоз остальных на берег к лагерю.

20 июля. Загораем, купаемся, бросаем блесну, пинаем балду. К вечеру – дождь. Ужин, сон. Дождь всю ночь.

21 июля. Утром – продолжение дождя. К середине дня разъяснивается. Сушим палатки. Складываемся.

19-00 – выход. Попутный штиль (с-в), поначалу мотор плюс буксировка. Думаем выйти на южную оконечность о. Долгий. Часа через три – раздувает до 3-4 баллов. Волна 1, потом 1,5, затем 2 м. Уже не идем на Долгий. Идем вдоль Вайгача, в район Варнека, под парусами. Рифимся.

22 июля. Скальные острова, встречное течение, сулой под 2 метра, очень красиво.

6-00, находим очередной проход в рифах, заходим в бухту юго-западнее Варнека (около 6 км), встаем. Раздувает до 5-6 баллов. Стоим. Переход 95 км, под мотором 15 км, за 11 часов.

23 июля. Стоим. Гуляем, собираем грибы. Дождевики, грузди, сыроежки. Первая морошка. Бросаем блесну – безрезультатно. Попалась одна корюшка. Напротив стоят плавучий кран и спасатель.

24 июля. Ребята к вечеру уходят в Варнек, поскольку море начинает успокаиваться. Возвращаются с хлебом и сигаретами, мороженой рыбой и оленьими шкурами. Беру первые образцы растительности для научных исследований.

22-00 – выход на южную оконечность о. Долгий, или к о-вам Зеленцы. Около 80 км.

Ветер 2-3 б, с-с-в. Оговоренная дистанция – 500 м.

25 июля. Ветер усиливается до 3-4 баллов, волна до 2 м. Рифимся. Красиво идем, перекатываясь на волнах. На подходе к Долгому волна 2+м. Ветер заходит, и последние 10 км идем в острый бейдевинд. 5-00. Встаем на юге Долгого, на галечной косе. Переход 75 км под парусом за 7 часов.

Стоим до вечера. Стихает потихоньку. 20-00 – выход в сторону Печорского моря. Ветер с-с-з, 1-2 балла.

26 июля. Идем всю ночь, весь день. Парус+мотор+буксир. Иногда – только парус. Утренние мороси и дожди (временами – короткие ливни), напротив Варандея. Нефтяные разработки. К вечеру раздувает до 3-4 баллов, поэтому идем внешним краем Печорского моря, частично под прикрытием «кошек» Гуляевских. Ветер – з, з-с-з, скорость 5-6 км/ч. Идем с трудом. Около кошки №3 часа полтора воюем с мелями и осушками в тумане.

27 июля. Часам к 5 немного стихает, до 2-3 баллов. Около 6-00 входим в пролив между м. Русский Заворот и кошкой №1. Становимся на Тиманком берегу. Переход 215 км, из них под мотором около 180 км, 34 ходовых часа.

Песок, череп моржа, камушки, ракушки, медузы, раки-отшельники. Песок – сколь хватает взгляда, от горизонта до горизонта. Плоские берега. Вода (пресная) заканчивается. Вечером одним катамараном выходим на остров Долгий (печорский) за водой. 25 км до него, часа 4 через мели и осушки. Моржи, фотографируем. Группы по 10-15 особей. Вдалеке, на внутренней стороне Русского Заворота – моржовое лежбище, больше сотни. Ветер с-з, 3 б. Остров Долгий в Печорском море. Набираем воду во все емкости (40 л), устраиваем перекус. Идем обратно в бейдевинд, но по высокой воде в наш пролив не успеваем вписаться. Осушка, перетаскиваем катамаран на катках метров 400. Все, мы в лагере. Экскурсия заняла часов 8.

28 июля. Ветер по-прежнему с утра встречный, 4 балла. Ко второй половине дня немного стихает. Потом – устанавливается с-в, 2 б. 21-00 – выход. Долго запускаем моторы, и нас выносит приливом внутрь Печорского моря. Час с лишним оттуда выбираемся. Ложимся на курс, дальше идем под парусами. На Тобседу.

29 июля. Идем в ночь. Солнце уже заходит, но светло. Ветер с-с-в, 3 б. Идем 10-12 км/ч. Нам практически галфинд. Ветер-то не сильный, но волна разгоняется до 2 м, попом больше. Вот уже и 3 м, а ветер – не усиливается. Непонятно; видимо, севернее шторм. Рифимся. На подходе к Тобседе – волна больше 3 м. Очень красивое море – лазурь, солнце, пенные гребни (к счастью, не частые). На отдельных волнах крен достигает градосов 30-35. Вызываю Лену из рубки на палубу. Даю ей команду наглухо задраить рубку.

Пролив в бухту, все километра 3, перекрыт пеной и сплошными гребнями. Находим относительную лазейку в этой пене, идем через бар. Лодка не серфит и управляется с трудом, поскольку скорость мала (ветер слабый), а волны– вполне крутые, даже часто отвесные с разрушающимися гребнями. В относительном затишье между первой и второй линией бара догоняет «Лакка», и перед проходом самой стремной второй линии бар я даю дополнительные пояснения. «Лакка» заходит с наветра, почти вплотную. Мне приходится взять левее, и в правую промоину бара «Негордый» уже не успевает попасть. Придется идти напрямую. Пытаюсь потихоньку смещаться правее, но плохо получается – скорость мала. Нет ветра, лодка не серфит.

Почти на выходе из третьей линии бара, нас догоняет сдвоенный вал – обе волны с гребнем. Первый гребень (около 1 метра высотой) сбивает «Негордый» с курса, второй (метра два высотой, следует метрах в 5-6 за первым) – переворачивает через левый штевень.

До берега метров 70-100. Мачта ломается сразу же, при ударе о дно. Мгновенно (секунд за 5 после падения в воду) вылезаю на трамплин перевернутой лодки, обнаруживаю Лену, держащуюся за подветренный баллон. Вижу, что «Лакка» прошел, и теперь крутится около берега, уже в безопасности. Кричу, что ничего не нужно, машу руками, чтобы не отходили от берега и не подходили к нам. «Лакка» не слышит и пробует отойти, запустив мотор. К счастью, мотор глохнет, и «Лакка» возвращается к берегу. Там – песок, и мелко, волна уже приходит основательно разрушенная. Лена долго не может выбраться на трамплин через баллон – мешает тяжелая одежда и обувь. Достаю швартовый из стропы, устраиваю ей обвязку вокруг плеч и спины, с трудом, но поднимаю ее. На трамплине – как-то спокойнее. До берега – уже метров 40, волна нас уже трясет намного меньше. Плывут два непривязанных наших ящика, один скоро тонет (негерметичный, с инструментом, частью ЗИПа и посудой). Второй (алюминиевый, слегка водонепроницаемый, с горелками, небольшой частью продуктов) – несет течением вдоль береговой линии вглубь большого залива. Две гермоупаковки, на которых мы сидели с Леной, более легкие, и их ветром несет к берегу, а Артем с Сашей их вылавливают.

Нас прибивает вплотную к береговой линии. Снимаем остальные гермоупаковки, отвязываем ходовую рубку, достаем все на берег. Потом втроем переворачиваем катамаран на ровный киль, ставим его на песок. Беглый осмотр. Катамаран – полностью цел, не раскрутились ни одна гайка, ни один талреп. Шпрюйт, шверт, рулевое, тали – в порядке. Мачта сломана (третье колено, по нижней вставке, и немного погнута. Скорее всего, ремонтопригодна. Небольшая дыра в гроте около ликтроса, в месте поломки мачты. Ушла одна лата. 7-40. Переход 110 км, из них под мотором 5 км, 10 ходовых часов.

Рядом – небольшой поселок (летняя база охотников), в нем – два человека, которые живут здесь практически круглогодично.

Солнце, сушимся, греемся. Ветрено, но тепло.

Потери материальные – реально, большие. Щас перечислю. Нет, не катастрофические для продолжения путешествия. Но – серьезные потери.

Спутниковый телефон. Лежал во внутреннем кармане рубки, был он вполне в/н/пр, карман был застегнут на липучку. Фантастика, да и только. Плохая фантастика. Из рубки вообще больше ничего не ушло, даже носки, валявшиеся россыпью, даже старые зажигалки и израсходованные батарейки.

Оба ящика-органайзера, один из которых камбуз (алюминиевый, и по стоимости если не золотой, то довольно-таки позолоченный). С посудой, горелками, двумя баллонами газа, и всей бортовой посудой, а также с термосом на чай. И с небольшим количеством подручного ЗИПа и инструментами. Ящики не были привязаны – мы на них сидели, как на скамье. Перемещали по палубе. В будущем решим этот вопрос.

Основной бортовой ЗИП и инструменты «Негордого». Мешок был привязан, но, видимо, перетерлась тесьма, пока корабль бултыхало прибоем.

Любимая губная гармошка (из наружного кармана ходовой рубки).

Отсырели два фотоаппарата, мой и Лены. Мой как бы водозащищенный, но открылась герметичная створка, и вода попала внутрь. К счастью, карты памяти не пострадали.

Отсырел планшет SONY experia tablet-z, влагозащищенный, все заглушки были закрыты.

Банки и гермоящики с остальной электроникой, морской рацией и солнечными батареями не пострадали. Не пострадал и водозащищенный телефон HUMMER H1, несмотря на свою древность и многочисленные трещины в экране. Навигатор тоже уцелел.

Поломки – сломана мачта, погнуто (несильно) одно колено. Одна лата в гроте ушла, и  в гроте же небольшая дыра около ликтроса, см 10. Все ремонтопригодно, а там посмотрим.

Корпуса, рама, шверт, руль, шпрюйты – без видимых повреждений. Совершенно. Тоже фантастика (хорошая).

Ходовая рубка – дыра во входном тубусе (пробило подвешенным внутри к каркасу рубки арбалетом), и немного погнуты две стойки. Это случилось, когда лодку било рубкой о дно, уже под самым берегом. Тоже ремонтируется без больших трудов. И это - тоже – хорошая фантастика.

Собранные образцы растительности, аэрозольный анализатор и результаты измерений – уцелели.

Поселок – в километре (мы совсем немного не дошли). Дизелек бензиновый работает, но людей не видно. Оставляю знак на входе перед открытой дверью – дескать, тут еще есть люди недалеко, и вами они интересуются.

Через пару часов приходят гости – Александр, который здесь все строил и теперь всем командует, и Василий (живет здесь уже давно; я его встречал в 2011 г. вместе с работавшими здесь биологами. Ну, Александр тоже здесь давно, но иногда уезжает, и в 2011 г. я его не встретил, а вот Василий здесь, похоже, безвылазно).

Договариваемся о спутниковом коротком звонке – нужно дать знать, что связи теперь у нас не будет. Александр зовет в гости, и немедленно. Мы говорим, что придем, но завтра, а сейчас у нас полный разгром, сушка и собирание оставшегося. Солнце, тепло, ветер – уже ю-в, 3 балла. Прибой потихоньку начинает стихать.

Отдых до вечера. После бессонной ночи моей и Артема. Начинаем ремонтироваться.

Разымаем мачту, начинаю ставить заплату на парус. Кое-что из ЗИПА осталось в одной из упаковок, но парусного скотча там уже нет.

30 июля. Ремонтные работы. С металлом работает Саша, и у него это получается весьма аккуратно.

Мачта теперь будет короче сантиметров на 16. Собираем ее, ставим ромбованты, которые, в общем-то, встают, правда, на другие нижние точки. Работать мешать эта установка не будет. Ромбами мачта не исправляется; поэтому мы с Артемом аккуратно восстанавливаем ее прямую форму на бревне, под действием тяжести наших тел. Заплата на грот встала как надо. Все, мачта готова. Некоторая проблема – передние ванты теперь стоят на второй «шпации», т.е. чуть спереди, и немного будут мешать стакселю. Но – несильно. В общем, все в порядке. Ставлю на заднюю шкаторину короткую лату из сохранившегося латного профиля, чтобы серп не ломался. В случае чего, есть еще и штормовой грот. Сушим мотор, заводить пока не пробуем.

Палатка на «Лакка» - подтекает, и Саша пробует найти и заклеить места протечек. Вечером идем в гости и баню. К Александру (местному) с базы «Турседа» (так называется его база, как следует из полощущегося вымпела) утром на вертолете прилетела жена, и ее подруга, обе - со взрослыми дочерьми, похоже.

Баня, постирушки, ужин в тепле, звонок по спутнику Александра (местного), сообщение всем нашим близким об отсутствии в ближайшую неделю связи.

31 июля. Заканчиваем ремонт и настройку «Негордого». Все, готово. К середине дня опять раздувает; вечером – дождь на всю ночь.

1 августа. 5-6 баллов с-в. Прилив и нагон; переносим вещи и проводим катамараны к домам, в тихую лагуну за мыс. Вновь резвятся волны на баре. Нас пускают на ночь в помещение бывшей метеостанции. Тут кровати, печь, и крыша.

Мой день рожденья, праздничный ужин в тепле, подарки, ром. Отдых.

2 августа. С утра начинаем готовиться к выходу. Ветер ю-ю-з, 3 балла, можно идти в бейдевинд. К вечеру стихает до 2 б. 17-30 –выход. Проходим бар на дальней косе (это совсем теперь не страшно). Идем в сторону о. Сенгейский, это километров 70 до дальней его оконечности. К вечеру – туман, видимость 200 м.

3 августа. Часов 6 утра. Встаем за Сенгейским, не дойдя до м. Св. Нос километров 50, в устье небольшого ручья, в распадке, выбросившись через бар на полутораметровой волне. С трудом на это место вышли  из-за тумана. Прошли километров 120 за 12 часов, парус. Дождь. Горбуша на песке. Подосиновики, подберезовики, морошка в тундре. Место очень красивое, и ручей большой, с заводями. В сезон вполне рыбку можно половить. Ветер уже – 4 -5 балла, в-с-в. Стоим до вечера по причине отсутствия видимости и того, что нам нужно огибать теперь Св. Нос, а это в море. Стоим. Уха, жареные и маринованные грибы, блинчики.

4 августа. Ветер – ю-в 4-5 б. 12-00. Идем

Вдоль берега километров 30, до Горностальей, но в море к Св. Носу – не рискуем пока. 14-20. Встаем пообедать, и подождать вечернего ослабления ветра. К вечеру – стихает до 3, потом до 2 баллов. 19-00. Идем напрямую под парусами. Касатки (две), всплывают по разу метрах в 50-70. Целиком не показываются, только плавники рассекают относительно гладкую поверхность моря. При подходе к мысу – стихает до 1 балла. Мотор, буксир. Очень красивый каменный мыс. Каменный маяк, и  большие дома, выглядящие целыми. Но – нет света в окнах, нет дыма из труб. За мысом – несчетные стаи нырковых птиц ми чаек, небольшая глубина (от метра до двух), и сильное встречное течение. Проходим за полчаса с километр-полтора против течения, находим место и высаживаемся. Реально, подойти к берегу практически негде. 23-00.

Экскурсия на маяк. Нереально красивый закат. Фотографируемся. Ждем окончания отлива. Спать не ложимся.

5 августа. 2-30. Начинается прилив, мы выходим и идем в Индигу. Там есть мобильная связь, магазины и, возможно, бензин. У нас теперь серьезное отставание от графика (должны были быть на антистапеле 6-7 августа, но по штормам уже не вписываемся). Туман, штиль, идем под мотором по навигатору. 7-00 – Индига. Ничего не видно, кроме того, что тут уже растут довольно крупные кусты. Ждем, пока поселок проснется, а туман рассеется. Переход 110 км (с двумя остановками), из них под мотором 40 км, 11 ходовых часов

Рыбаки Василий и Александр. Магазины откроются в 10, а бензин и сигареты даст Александр. Спасибо. Туман рассеивается, идем в магазин, закупаемся, разговариваем с рыбаками.  Хлеб, крупы, немного консервов, 30 л бензина, немного алкоголя, пельмени (соскучились по нормальной еде), пиво, картошка. Звонки домой, получение прогноза погоды. Ближайшие два дня – нормально, тепло и тихо потом – сильный запад и дожди. Посмотрим.

18-00 выход. Ю-з 2 балла. Собирается к ночи гроза. Шквала, возможно, и не будет, но в море дальше идти нельзя. Встаем на галечном берегу, ночуем. 23-30. Дождь, к счастью несильный. Переход 40 км, из них под мотором 30 км, 5 ходовых часов.

6 августа. Солнце. 1-2 балла, з-ю-з. Выходим в 12-00. Пересекаем Чешскую губу к м. Микулкин; течение первые 3 часа встречное. Скорость 5 км/ч, затем – 9-10. Мотор, буксир, помогаем парусами. К вечеру – сильный туман; проходим вдоль Канинского берега еще километров 40 и встаем на косе, в устье реки Рыбная. В 5-7 км от берега попадаются каменные осушки и рифы. 23-30. Переход 100 км, мотор – 80 км, 12 ходовых часов.

7 августа. Туман. Видимость 100 м. Поздний подъем. Ловля камбалы (5 шт) и наваги (4 мелких). 20-00 – выход. С-в, 2-3 балла. Выходим в лавировку. Волны поначалу нет. Появляется на закате солнце. Идем уже в бакштаг 11-13 км/час. Появляется крутая волна до метра. Потом - поболе. Ветру не соответствует, и очень похоже, что собрался повториться ветро-волновой сценарий Тобседы.

8 августа. 1-00. Заходим по приливу в Вост. Камбальницу, и встаем у заброшенного поселка. Глинистые берега, кое-где – топко. Ловля камбалы (еще с десяток). После рассвета – усиление ветра, с-с-в 5-6 баллов, вовремя встали. Короткий переход, 40 парусных км за 5 ходовых часов.. Стоим. Ветер, солнце весь день, как у Тобседы. Ждем. К вечеру – тучи. Идти пока нельзя. 

Жарим камбалу, варим уху. Экскурсии по окрестностям. Морошка, грибы, пресная вода (далеко в тундре). Дожди, стоим по 5-6 б с-в. Иногда проявляется солнце.

9 августа. Ночной дождь. Утром – прояснение. Ветер ю-в, 4-5 баллов, т.е. с берега.  Выход 11-00. Проходим мели, с трудом управляя поднятым рулем. На «Негордом» при повороте фордевинд ударом паруса ломает застрявший в шкотах удлинитель румпеля. Рулить еще труднее. Проходим до устья р. Б. Надтей, ветер уходит с ю-в на ю-з. 15-00. Встаем. Важно – вода здесь в глубине лагуны, около внутреннего балка. Стоим. Прошли под парусами 45 км, 4 ходовых часа.

10 августа. Ветер – ю, ю-з, встречный и немного с берега, 6-7 баллов, все море в пене. Стоим. Ставим чум. Вечером устраиваем помывку в нем. На накате перетирается один из двух швартовых плавающего «Негордого», хорошо, что завел дубляж. Ранний отбой.

11 августа. Подъем 7-00. Выход 10-00 (рекордные сборы). Ветер – з, с-з 3-4 балла. Можно идти в острый бейдевинд, помогая мотором. Идем пока в лавировку. Длинный галс – вдоль берега, короткий – в море. Позже – все-таки включаем мотор, и идем на буксире. Скорость невелика, 6 км/ч. Около р. Падлей – небольшой поворот берега к северу; можно уже идти без мотора одним галсом. Затем – отход ветра, полный бейдевинд. Очень красивые берега, особенно район р. Крынка. Крынка – последнее перед Каниным Носом место для нормального подхода к берегу. Идем дальше. Ветер стихает, вплоть до штиля. За 20 км до Белого моря запускаем мотор. Но через минут 15 – включают ветер, сначала – ю-в, затем – в, затем – в-с-в, сначала – 2-3, затем 3-4, затем – 5-6 баллов. В море гуляет двухметровая зыбь. К пляжу на Канином Носу подлетаем уже на зарифленных парусах и со скоростью 15-20 км/ч, 2-я четверть прилива (мелковато, на каменных рифах – пенные «петухи»); выискиваем лазейки между рифами и выбрасываемся на песчано-галечный пляж, из которого местами торчат скальные языки. На выброске я в одиночку не успеваю подхватить и вытащить груженый катамаран (Лена помогает, конечно, но сноровки и силы у нее не хватает), поэтому его пару раз прикладывает о песок; результат – разваленная нижняя консоль рулевого устройства. Ерунда, чинится легко, а коробка, шпрюйт и перо выдержали. Лена одерживает катамаран, я разгружаю. Выкатываем катамаран на катках к глиняному брустверу (метров 100), помогаем сделать то же самое «Лакка». 22-30. Вовремя встали, поскольку на подходе уже сильная гроза. Ну, мы уже на берегу. Лагерь, костер, ужин, сон. До мыса – около 5 км; столько же до маяка и метеостанции. Позже, метеорологи сообщили, что шквал был до 22 м/с. Прошли 95 км, из них моторных около 25 км, за 12 часов.

12 августа. Стоим. Туман, ветер, сыро. Чиню рулевое. Костер, грибы, один голец (не клевало, слишком ветер был сильный). Идем к вечеру через туман на маяк. Долго идем, поскольку дороги не знаем. А видимость – 300-500 м. Часа за полтора – доходим. Встреча с маячниками Андреем и Василием. Сигареты, чай, копченая рыба, бутерброды с маслом в тепле. Назавтра договариваемся о бане. Узнаем прогноз на завтра – неутешительно. Обратная дорога не в пример легче и быстрее.

13 августа. Ветер – с-з, 5 баллов (в порывах до 20 м/с). Стоим. Приезжают на квадроцикле Андрей с Василием, а главный маячный пес, черно-белый Джек уже с нами со вчерашнего вечера. Договариваемся, что придем около 7 вечера, фотографируемся на память. Экскурсия в тундру, к развалинам воинской части и на сопки. Стадо оленей, 15-20 самцов, один – полностью белый. Артем идет к ним. Рогачи сначала не уступают, и даже движутся в сторону Артема (известный их маневр). Т.е. имитируют решительность. Но потом – не выдерживают, и убегают вверх по склону. Каменные курганы. Среди них есть природные образования, но часть – курганы надгробные. Здесь, по словам ненцев, когда-то хоронили умерших.

К 19-30 приходим на маяк; сразу – в баню. Баня темная, вода желтоватая, но очень теплою Хорошо помылись, и даже слегка постирали вещи. Затем был ужин в тепле, чай, варенье, оладушки, хлеб – то, что нужно. Посылаю емейлы своим, прошу в письме позвонить по телефону близким Артема, Лены, Саши. К полночи идем обратно к палаткам.

14 августа. Собираемся, поскольку вроде ю-в 2-3 балла. Накат, к сожалению, остался. Но нам нужно зайти на маяк, попрощаться с Андреем, Василием, метеорологом Денисом.

Подходим к берегу. Прощаемся. Ребятам – не до нас; к ним пришло судно с грузом и рабочими; но не зайти мы не могли. Вчера нам буквально насильно дали несколько банок консервов, немного сахара, а еще две банки сливочного масла! Ну, отказываться было бесполезно; северное гостеприимство – от него никуда. Отдарились как могли, и обменялись адресами.

Итак, около 15-00 – окончательное прощание и выход. Пока мы ходили в поселок, на приливе оба катамарана накатом успело приложить бортом о гальку. Это потом нам аукнется.

…За Каниным Носом – уже встречный ветер, 3-4 балла. Рифим паруса, сцепляемся, запускаем мотор. Резкая встречная волна, скорость – 4-5 км/ч. Неожиданно ни с того ни с сего ломается консоль рулевого, в том же месте, что и ранее – там, где чинил. Кроме того, замечаю, что румпель согнут, а в месте его крепления к рулевой коробке – трещина. Еще одна нехорошая фантастика. Долго румпель не проживет. Завожу страховочную растяжку, лежа на кормовых балках. Встречная резкая волна, подбрасывает меня вверх (руками я не страхуюсь, руки заняты растяжкой), и прикладывает ребрами о раму. Все в порядке, одно ребро сломано. Заканчиваю растяжку. Рулить можно, причем вполне нормально. Но тут уже согнутый румпель ломается. Подымаю руль, вяжу к балке весло, рулю. Идти-то можно, но скорость все равно мала, 4-5 км/час. Выглядываю подходящее место (есть они тут, знаю по прошлому году), командую жестом – «в берег». Выходим в небольшую бухту на галечный пляж; отлив, обед, ремонт. Блин, ни в одном путешествии столько не ремонтировался. Вечером – попытка пройти дальше, но мотор на «Лакка» долго не запускается, а в это время стремительно темнеет. Вернулись в результате в это же место на ночевку. Костер, лагерь, сон. Стоим к югу от мыса в 8-10 км. Пройдено около 15 км, под мотором 10 км, за 3 часа.

15 августа. Подъем 8-00. Ветер – ю-з, 2-3 балла, волна осталась, но идти можно. Выход 11-30. Идем сначала в лавировку, потом – поворот берега, и - уже одним галсом, к Шойне. 22-00 – Шойна. Переход под парусами 90 км за 11 часов.

16 августа. Ждем открытия магазина. Хлеб-пиво-сигареты-яблоки-бананы-немного спиртного. Знакомимся с местными жителями. Их много, приходят с детьми, фотографируются. Дожди. 17-30 – начало отлива, выход 18-30. С-з 3 балла. Проходим осушку, идем вдоль берега к п. Кия. Туман, видимость 300 м. Бары, волны, но идти можно, 12-13 км/ч. Около Кии – темнеет, видимость – метров 500; очередной бар,  очередная туча (грозовая) и дождь. Заход ветра к западу (с моря), и усиление его до 5 баллов. Видимость падает до 150-200 м. 22-30. Выбрасываемся через бар на косе, пройдя за устье реки Кия; все в порядке, однако, палатки придется ставить метрах в 300-400 от линии воды, за песчаным бруствером. Ночной дождь. Совсем сыро. 30 парусных км за 4 часа. Блин, еле ползаю под нагрузкой– ребро одолевает. Бандаж эластичный на ночь, сон.

17 августа. Ранний подъем. Бандаж и отдых ребру помог, жить можно. Дождь, туман, очень сыро и довольно холодно. Выход в 11-00 на метровом накате в полную фазу прилива. Грамотно выходим, обе лодки – с первого раза. Ветер с-в, 3 б. Идти можно, но сыро и холодно, градусов 10. Несколько ливней на переходе. Морские пороги. Волна в них – до метра. Ну, течение сильное в море. К 20-30 – Конушинская (Канушинская?) коса. 20-00. Избушка на внутренней стороне лагуны, над ручьем. Ждем прилива, подводим лодки к зимовью. С дровами проблема; собираем сами на берегу. Печка, ужин, сон в тепле. Сушимся. 65 км, из них моторных около 30 км, за 9 часов.

18 августа. Выход на приливе, около 12-30. Идем на Мезень. Встречное течение, ветер ю-з 1-2 балла, еле идем. Течение сносит в открытое море, к Моржовцу. Скорость – 3-4 км/час. Потом – включили 3 балла, а течение переходит в попутное. Летим уже 15-17 км/час, комфортно, безопасно. Идем в ночь. Полнолуние, светло достаточно; бег по лунной дорожке. Ветер – ю, ю-ю-в, 3 балла. Входим в реку около 5-30,  ветер крепчает, река мелеет. Через 10 км – совсем мелко, а ветра уже совсем нет. Долго блуждаем, двигаясь на моторе (с буксировкой). Наконец, останавливаемся ждать прилива. Около 14-00 – начало прилива. За оставшийся час проходим оставшиеся 12 км (скорость течения на приливе в реке – 6-8 км/час, колебания уровня – до 9 метров). Все – пристань Мезени, а город – выше, в 2 км. У нас проверяют документы пограничники. Все в порядке. Артем, Саша – в город; мы с Леной – устраиваем лагерь и разгружаем катамараны. Ужин, пиво, забрасываем рамы в пресную воду промыться, торт, чай, сон. 160 км, из них моторных – около 25 км, 20 ходовых часов (часов 5-6 из них провели в блужданиях по осушкам реки и в ожидании прилива).

20 августа. Антистапель. Жара, градусов 27-29. Мошка. Мачта у «Негордого» разбирается с большим трудом. Один шпангоут (центральный правого борта) оказался сломан – отлетела сварка. Когда – непонятно, возможно, что еще в Амдерме. Шпрюйт и ванты были сильно набиты, поэтому заметить раньше было невозможно, если только случайно. В принципе, если бы раньше заметили, то заменили бы – в уцелевшем ЗИПе «Негордого» есть резервные шпангоуты всех трех видов. К 21-00 – все упаковано; приходит большой микроавтобус с верхним багажником; мы грузимся и едем. Ехать долго, часов 7 с остановками, по проселочной дороге. Машину сильно подбрасывает на ухабах. Водитель, поворачиваясь к нам, спрашивает: «Вас тут не укачало?»

В ответ раздается наш дружный хохот.

…Архангельск, воскресенье, 21 августа. 6-00, морось, дождь, склад транспортной компании «Деловые линии», который открывается в 8-00. Артем остается с грузом, я, Саша и Лена едем на вокзал брать билеты. Лена и Саша уезжают около 2 дня на поезде; мы с Артемом – около 5 дня на самолете. Появляется солнце, становится снова реально жарко. До отъезда мы успели помыться в душе в комнате отдыха на вокзале, попить пива и погулять по набережной Архангельска. Замечательный город! Обязательно побываю тут еще и еще.

 

  

 

Немного цифры.  Три моря – Карское, Баренцево, Белое. По курсу пройдено около 1000 морских миль (≈ 1860 км). Всего на маршруте находились (без учета стапеля и антистапеля) 36 дней; из них ходовых 21 (в ходовые дни  вошли все полудневки и остановки); полных дневок - 15 (из них плановых – 6, вынужденных, т.е. по погоде или ремонту – 9).  Парусных километров по курсу – 1270. Плюс около 100 -150 км радиалок и маневрирования при проходе узостей и бухт. Бензина потрачено 135 литров; под мотором пройдено около 585 км. Основной перерасход топлива случился при пересечении Печорского моря, по причине встречного ветра 2-3 балла (литров 15 лишних), а также при подъеме по Мезени (литров 10). Было еще несколько эпизодов перерасхода по 3-5 литров, менее продолжительных, при преодолении сильного встречного течения.

Ну и, о погодных условиях. Было непривычно тепло; за прежние 4 сезона в Заполярье я только один раз столкнулся с грозой (в Обской губе в 2012 г.). В этот раз – аж четыре. Температура воды в июле в неглубоких заливах Карского моря достигала градусов 18-20; в ней вполне можно было плавать, не замерзая. Аналогично непривычно – было с дождями. Привычная морось с температурой воздуха 10 градусов легко менялась ливнем или повышением температуры на несколько градусов. И обратно. Аналогично – с направлением и силой ветра. За сутки ветер, бывало, менялся по нескольку раз, от штиля до 10-15 (и более) м/с; направление – на 45, 90, 150 и более градусов.

Частота и длительность неходовых условий (или сильный встречный ветер, или что-то близкое к шторму) – тоже были существенно больше, чем в прошлые годы.

 

О цели похода. Цель ставилась – эскадренное плавание по трем полярным морям, на примерно 1000 морских миль, по возможности как можно более парусное, продолжительностью около 4 недель. Возможно, я ошибаюсь, но. Насколько склероз мне не изменяет, по ЭТИМ акваториям ни одна разборная или надувная эскадра ни разу не ходила на расстояние больше 600-700 км. В общем-то, быть первыми в том или ином аспекте парусных путешествий – как бы не было такой задачи. Мне было интересно, как я справлюсь с новой ролью; ребятам было интересно другое. А именно – возможность увидеть эти места своими глазами, и получить очередной путешественный опыт. Ну, мне тоже сие было интересно. Думаю, что ребята со мной согласятся, что почти все получилось как надо, а путешествие было и интересным, и полезным. Многочисленные походные ништяки сопровождали нас от первого до последнего дня. Ну а естественные трудности - считаю, что мы с ними вполне справились. Ну, соплаватели хотя и имели парусный опыт поменьше моего, однако, этот недостаток вполне компенсировался терпением и старательностью каждого. Это – главное. Конечно, не всегда обходилось без недопонимания и некоторых разногласий (в отдельные моменты), но в целом в группе было комфортно от самого начала путешествия до отъезда. Каждый сделал все, что мог и что должен был делать, а все поставленные цели были достигнуты. Спасибо вам, мои собратья!

 

Тобседа и оверкиль (пока вкратце). Позже появится более подробный рассказ и, надеюсь, клип.

Проходить в бухту было необходимо, волна увеличивалась. Бухта и оба фарватера в нее были известны. Других проходов не было; да и эти два – были весьма условны. На правом фарватере, т.е. ближнем к берегу, гарантированная глубина – около 2 м, на левом (используется для прохода в бухту по высокой воде довольно крупными судами) - около 3 метров.

 

…Вот, найденная на стене бывшей метеостанции, спутниковая карта с  температурой поверхности. Сделана, по-видимому, летом. На ней хорошо видны очертания суши со стороны поселка, т.е. берега, на котором мы стояли; мель же тянется от мыса до мыса, перегораживая вход. Перекрыто пеной было все, и ширина пенной полосы, тянувшейся все три километра от мыса до мыса, была метров 500. Две промоины в баре - темные синие полосы. В этих промоинах тоже все было нехорошо, однако – чуть полегче, и гребни разрушались реже. Внутри бухты – небольшая охотничья база, и бывшая деревня. Крыша, вода, люди. Т.е. удобная стоянка.

…Тем не менее, оверкиль. Причины. Несоответствие ветра волне и наоборот. 3 с лишним метра волна (по нашим оценкам), и ветер у береговой линии – не больше 5 м/с. Ветер в открытом море на переходе был существенно сильнее, поэтому оба катамарана несли зарифленный на одну полку грот. При подходе к берегу ветра стало существенно меньше, и чем ближе к берегу - тем ветер с моря все слабел; с таким я раньше не сталкивался. Возможно, нужно было ставить полный грот. Но непосредственно перед баром это было уже невозможно. Мотор (маломощный) на таких крутых волнах вряд ли сумел бы облегчить ситуацию. Получилось - нехватка скорости и управляемости, особенно у чуть более загруженного и тяжелого «Негордого». Вторым фактором была недостаточная дистанция между катамаранами при проходе бара. «Лакка» по привычке шел метрах в 30 в кильватере и старался повторять мою траекторию. Раньше (при проходе рифов и узостей на прибое) это нормально работало. Сейчас – внесло дополнительные сложности. Одной особо крупной волной «Лакка» в серфинге поднесло вплотную к «Негордому». Чтобы избежать столкновения, ему пришлось взять правее; «Негордому» - чуть левее. С десяток секунд оба катамарана шли рядом, метрах в 7, параллельным курсом. Я в эти секунды давал краткие указания  перед проходом очередной линии бара; это привело к небольшой потере концентрации. В результате, у «Лакка» осталась возможность уйти правее и вписаться в промоину бара; «Негордый» в нее уже не успел скользнуть. Пришлось идти напрямую. Ну и – наконец, сдвоенный вал, с расстоянием между гребнями метров 5-6, настигший нас уже почти на выходе из бара. Ну, об этом пока – все; хорошо, что хорошо кончается.

 

Об эскадренности в дальних плаваниях.

Из положительного.

…Конечно, есть некоторые ощутимые бонусы в виде общения и возможностей снимать фотографии и видео катамаранов на ходу. Экономия топлива при ходе одной лодки на буксире. Возможность взаимопомощи. С виду – как бы даже безопаснее.

Из отрицательного.

Однако, эта как бы повышенная безопасность - частично - лишь видимость. Да, в целом, наверное, безопаснее; но - не во всех ситуациях. На берегу после оверкиля помощь экипажа «Лакка» была действенна и существенна, но в море он никак не мог помочь. Плюс. Как раньше я был уверен в том, что одна лодка идет быстрее эскадры при прочих равных, так и сейчас так считать продолжаю. Одна лодка на парусных переходах, как правило, отстает. Большое коллективное хозяйство. Сборы лагеря и укладка вещей перед выходом в море ни разу не случилась короче 3 часов. Это вместо часа-полутора, которые были у меня в предыдущих путешествиях на «Негордом».  В целом, оцениваю снижение скорости от «эскадренности» в нашем случае процентов в 15-20, по сравнению с хождением одной лодкой. Плюс еще одна особенность, уже лично для меня. Я давно не ходил по серьезным акваториям в группе, лет 25. Но те древние походы, километров на 200 за три-четыре недели, нынешним, конечно, не чета. В общем, забот у руководителя эскадренной группы, по сравнению с одиночным плаванием, конечно же, больше.

 

…Еще раз о составе группы. Несмотря на то, что я тут ворчу по разным поводам, скажу – все без исключения ребята – молодцы, каждый по-своему; спасибо всем за участие и совместное приключение! Ну, продолжение, как всегда, последует ;)… до новых встреч на маршруте!

 

Вадим Ракитин (ВРан на парусном форуме «под гиком», Вадим ВРан на ютубе и подобных местах), катамаран «Негордый» М-625, емейл negordy@list.ru

 

P.S. Клипы потихоньку начали добавляться. Вот, например, клип на тему «Эпизод Тобседа»; ну, и вообще, о том, что из себя представляет «Быт-2016, морской ;)»

…Ну, уже случился полнотекстовый отчет; будет еще и полная фильма. Примерно к Н.Г. Будет; а куда оно денется.

Читать полную версию отчета - 2016

 

Фотохроника похода (коллективный сборник):

 От Воркуты до Вайгача
 Карские Ворота и Вайгач. От м. Болванский Нос до о. Долгий 
 Печорское море, Тобседа 
 Тиман, Канин Нос
От Канина до Мезени

 

Видео-2016:

Эпизод Тобседа

Быт-2016, морской ;)

 

Путешествия «Негордого» прежних лет

2009 Медвежьегорск-Питкяранта

2010 Кулой-Куя-Архангельск

2011 Архангельск-о.Вайгач-Беломорск

2012 Красноярск-Лабытнанги

2013 Киренга –почти Якутск

2014 Якутск-Дудинка

"Негордый"-2015: внешнее Беломорье

«Негордый»на ютубе (клипы, фильмы и песни)

http://www.youtube.com/user/VadimVRan

 

 

От Е. Маевской

Приключения "Девы"-2015: Тазовская и Обская губа